Напоминание

Игра на уроках технологии


Автор: Дойников Владимир Иосифович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№1"
Населённый пункт: Тарко-Сале
Наименование материала: Статья
Тема: Игра на уроках технологии
Раздел: полное образование





Назад









Обобщение опыта работы

Тема: «Игра–средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках технологии».

АВТОР:
Учитель технологии Дойников В.И. МБОУ»СОШ№1» г. Тарок –Сале. ЯНАО 1
Одной из активных форм организации познавательной деятельности на уроках является игра Игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Я. Корчак
Актуальность темы.
Одной из форм организации познавательной деятельности на уроках является игра. Новая технология обучения предлагает разработку т аких организационных форм, которые построены на принципах развивающего обучения. Большое значение приобретают игровые формы, которые имеют педагогическую направленность и предметное содержание. Используя их как новую технологию обучения, учитель дает возможность учащимся получать новые знания, использовать уже имеющиеся, проявить себя как личность. Игровые формы обучения, проводимые в системе, помогают формировать мировоззрение учащихся, вырабатывают взгляд на окружающий мир. Новизна технологии обучения состоит в том, что она ведет к перестройке творческой деятельности учителя и ученика, к педагогике сотрудничества, повышает роль обучаемого в поиске новых знаний, в совершенствовании умений и навыков. На таких уроках ученики учатся не получать знания в готовом виде, а добывать их, закреплять, обобщать и применять на практике. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процессов. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Отсюда и возникли проблемы: 1) теряется познавательный интерес к предмету; 2) проблема интегративной направленности в реальном процессе обучения; 3) современная деятельность с ее экологическими, межнациональными и другими острейшими проблемами поставила труднейшую задачу выработки творческих возможностей учащихся, во спит ание коллективизма и взаимовыручки и решения трудных проблем, воспитание чувства сопереживания друг другу. 2
Поиск решения этих проблем привел к необходимости вывести гипотезу: наряду с трудом и учением игра один из основных видов деятельности человека, индивидуальный феномен нашего существования. Если в ходе процесса обучения учитель будет применять новые технологии на уроке, а именно игровые моменты, то это повышает не только познавательный интерес к предмету, но и срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Игра на уроке является комплексным носителем информации. В игре, как правило, нет равнодушных, безучастных, значит после игры остается добрый, умный, мудрый след. Нам нужно разбудить детскую мысль, научить ее делать выбор, за которым есть будущее.
Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта.
По определению, игра – это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения. Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребенка игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, даже слабый ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает двуплановостью игры. Личность в игре находится в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обращать внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, так как в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает. Анализируя опыт по развитию мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии, отмечается, что формируются определенные закономерности, своего рода технология развития и активизация мыслительного процесса учащихся. Основу этой схемы составляет постоянное внимание учителя к пробуждению и поддержке непрерывного познавательного интереса: эмоциональный, вступительный, информационный блоки к каждой теме (мотивационный «ключ» к содержанию с демонстрацией интересных изданий, видеоряда, поэтических строк и т.д.) разве тебе не интересно больше узнать – больше узнаю – больше вопросов задаю – больше хочу узнать – больше хочу понять – больше хочу 3
объяснить, словом, от многих «почему» сам становлюсь исследователем, открывателем. Можно ли желать иного на пути к пробуждению мысли?
Условия формирования опыта.
В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре — соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации, сочетание которой при наличии творческого подхода учителя – главное условие для саморазвития учащихся.
Теоретическая база опыта.
В работе используется технология KC0 А. Ривина и В.К. Дьяченко, технология развивающих игр Б.П. Никитина, оптимизация учебного процесса Ю. Бабанского, методические рекомендации 3.Ф. Шаталова, В.В. Баранова, М.С. Винокур (Московский педагогический институт).
Новизна опыта.
Система работы учителя по обучению и воспитанию решает проблемы, как пробудить интерес учащихся к миру экологической, нравственной культуры и сформировать потребности в самых разных способах удовлетворения интересов. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой. При этом деятельность учащихся носит творческий характер. Происходит 100%-я активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре известно, что слово соперника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревнование в работе, возможность 4
посовещаться, острейший дефицит времени — все это игровые элементы, которые активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра она формирует новые подходы во взаимоотношениях «учитель – ученик» и «ученик – учитель». Игра в обучении технологии позволяет больше использовать различные средства обучения, интегрировать знания по технологии с историей, биологией, физикой,литературой. Пример: Так при изучении некоторых темы использовались игровые ситуации благодаря игре все учащиеся побывали в каждой из игровых ролей. На этом этапе произошло резкое повышение ответственно сти, самостоятельности, самоуправляемости. За время проведения этой игры средний балл успеваемости в классе в целом изменился с 3,6 балла (в начале изучения темы) до 4,5 баллы в конце изучения. При этом увеличилась познавательная активность учащихся, возросла способность самостоятельного получения знаний, школьники стали чаще посещать библиотеку, больше читать географическую литературу.
Продуктивность опыта.
Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными курсом географии. У учащихся появится устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету. С одной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Во время игры создается «Ситуация успеха».
Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения, разработке дидактического, иллюстративного, видео и аудио материала к урокам.
Возможность внедрения.
Опыт может быть использован не только учителями географии, но и другими учителями-предметниками и во время внеклассной работы, на занятиях кружка. 5

Система работы Учителя.

Основные принципы и компоненты.
Чтобы достичь поставленных задач, необходимо соблюдать условия в процессе обучения. Они связаны с представлением свободы выбора творческой деятельности учащихся; их автономности, уважением чести и достоинства детей и опорой только на их успехи и положительные качества. В условиях демократизации и гуманизации современной школы необходима перестройка стиля взаимоотношений и общения учитель — ученик, ученик — учитель. Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача учителя — выбрать методы и формы, организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели — развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы. Процесс познания состоит из следующих компонентов: объект (что изучать?), способ (как изучать?), результат (для чего изучать?). «Что изучать?» — ученики знакомятся с игровыми правилами. Основная задача учителя — ввести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры. «Как изучать?» — в работе используются методы оптимизации, развития познавательного интереса. Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарии, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса, и интересы отдельных учащихся. На этом этапе учитель организует самостоятельную работу учащихся: сообщает тему, план, условия игры, необходимую литературу, круг рассматриваемых проблем, распределяет роли, определяет время консультации. Консультация является необходимым элементом в подготовке к игре. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к урокам, позволяют вселить уверенность в свои возможности. «Для чего изучать?» — результат. Ученики стараются достичь успеха. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Есть успех — есть и желание учит ься». Это была основная формула, которой он следовал. Он считал, что «обучение следует строить на оптимизме, дарить детям радость познания, беречь их от мучительных огорчений и неуверенности в себе». 6
Возможности самосовершенствования личности расширяются путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу, результатом которой становится написание рефератов. В процессе работы над рефератом ученик не только изучает подходы к рассматриваемой проблеме в различных учениях, но и индивидуально осмысливает проблему. 7

Концептуальное положение опыта,
Концептуальное положение опыта — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между учащимися в процессе игровых элементов на уроке. Необходимым элементом игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности учащихся. С этой целью целесообразно в классе провести перестановку столов, включить музыкальные произведения, использовать технические средства обучения, оформить класс плакатами, схемами, картами. Специфическими формами общения являются дискуссия и диалог, которые могут возникнуть в ходе решения проблемы. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. Игра используется как на уроке, так и в других формах организации учебной деятельности: лекциях, семинарах, экскурсиях. Во внеурочной работе игровые методы эффективны во всех формах индивидуальной групповой и массовой работы. Игра, в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе занимает время от 5-10 до 40 минут. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам — на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам — это познавательные, ролевые, целевые. По форме проведения — игры-аукционы, защиты, соревнования по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс- конференции, игры-исследования, открытия. Настольные игры. К настольным играм относят кроссворды, ребусы, чайнворды, лото, домино и т.д. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В этих играх всегда есть элемент соревновательности, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную литературу, географическую карту. Игры-состязания применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Они одинаково интересны для учащихся всех возрастных групп. Эти группы привлекают детей желанием выиграть. Причем важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Викторины. Одной из популярных и любимых учащимися игр является викторина. Ее основная цель — повысить интерес к предмету„закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии. Олимпиады. Наиболее популярная форма внеурочной работы - олимпиада. Широкий круг вопросов, затрагиваемых на олимпиадах, способствует приобщению школьников к самостоятельной работе. 8
Ролевые игры. Ролевые игры предлагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки, пронизывающие школьную программу: э коном ич е с кие , экологические, социальные или комплекс названных проблем. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе ее дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для чего нужна игра? Игра вызывает интерес, тренирует память, развивает речь, повышает уровень мотивации, игра – это эвристический метод обучения. В игре обязательно присутствует групповая форма работы, которая формирует межличностные отношения. На ряду с традиционными методами обучения в игре используются эвристические вопросы, метод нагружения, метод олимпиады. Все эти методы приводят к формированию практического мышления, способствуют развитию интереса к изучаемому предмету. В процессе игры увеличивается познавательная активность учащихся, возрастает способность самостоятельного получения знаний. Дружеские отношения, возникшие у ребят в процессе игры, проявляются не только на уроках географии, но и во внеурочной деятельности. Вырос общий интерес к изучению географии, игра стала частью учебного процесса. Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Древняя китайская мудрость. 9


В раздел образования