Напоминание

Контрольно-обучающие задания: содержание и методика


Автор: Кириллова Татьяна Дмитриевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: МпК ФГБОУ МГТУ им. Г.И. Носова
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Контрольно-обучающие задания: содержание и методика
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Контрольно-обучающие задания: содержание и методика.
В данной публикации рассматривается особый вид учебных заданий — контрольно- обучающие, которые ориентированы в первую очередь на обучающий эффект, на приращение и осмысление обучающимися ранее полученных знаний, а затем уже используется и их контрольная функция. Чаще всего они применяются при работе с группами студентов и даже с группой в целом (хотя не исключено и их индивидуальное использование, дифференцированное по уровню подготовки обучающихся). Накопленный опыт показал, что контрольно-обучающие задания целесообразно применять: перед изучением нового материала, чтобы проверить уровень готовности группы к его восприятию, пробудить интерес к нему, а также для того, чтобы предварительно выделить в проблеме основные смысловые блоки, сконцентрировать внимание студентов на них. Методика их применения предполагает соблюдение преподавателем ряда условий: 1. Задание должно предлагаться обучающимся визуально (на листах, мониторе, в виде плаката, на классной доске и т.д.), ибо восприятие достаточно большого количества слов на слух не всегда продуктивно. Контрольно-обучающее задание обычно содержит 3-5 вопросов, задаваемых поочередно. 2. Студенты должны не только назвать, но и обязательно обосновать, почему ими избран данный вариант ответа. Выслушиваются также варианты ответов, на которых напаивают другие (тоже с обязательным обоснованием). Хорошо, если в ходе обсуждения группа обучающихся сама придёт к правильному ответу. В качестве примера приведу вопрос из контрольно-обучающего задания: «Кто ответствен за защиту прав и свобод граждан России: а) Государство; б) Президент РФ; в) Федеральное собрание? На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В ст. 80 Конституции РФ говорится о том, что Президент Россий- ской Федерации является гарантом Конституции РФ , прав и свобод человека и гражданина. Федеральное собрание тоже ответственно за защиту прав и свобод граждан России, так как оно является органом государственной власти. Вместе с тем желательно нацелить студентов на более глубокое понимание проблемы. Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека в Российской Федерации, и наряду с этим в части 2 данной статьи указывается: «Каждый вправе защищать сваи права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Кроме того, ст. 46 дает право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Итогом обсуждения может стать конституционное положение: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 13). Таким образом, в ходе обсуждения учитель подводит студентов к более глубокому по- ниманию поставленной в вопросе проблемы. 3. В целях оживления внимания студентов и достижения высокого обучающего эффекта возможна различная постановка вопросов. Приведем пример. Народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник власти осуществляет ее а) непосредственно через референдумы и свободные выборы;
б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. В данном случае предполагается, чти в ходе обсуждения студенты придут к развернутому понимаю проблемы народовластия (верны все указанные варианты ответа). Полезны вопросы-«провокации», требующие от студентов повышенного внимания, а также точного знания формулировок. Какое из перечисленных положений не относится к конституционным обязанностям граждан Российской Федерации: а) платить налоги и сборы; б) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; в) защищать Отечество; г) получить основное общее образование? Студенты должны заметить, что ст. 47 нашей Конституции в качестве обязанности граждан России устанавливает не просто уплату налогов и сборов, а «законно установленных налогов и сборов», что принципиально важно. Уместна также постановка «открытых» вопросов, не имеющих однозначного ответа. В конечном счёте характер вопросов зависит от сложности проблемы, уровня подготовки группы в целом и отдельных студентов.


В раздел образования