Контрольно-обучающие задания: содержание и методика
Автор: Кириллова Татьяна Дмитриевна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: МпК ФГБОУ МГТУ им. Г.И. Носова Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской обл. Наименование материала: статья Тема: Контрольно-обучающие задания: содержание и методика Раздел: среднее профессиональное
Контрольно-обучающие задания: содержание и методика.
В данной публикации рассматривается особый вид учебных заданий — контрольно-
обучающие, которые ориентированы в первую очередь на обучающий эффект, на
приращение и осмысление обучающимися ранее полученных знаний, а затем уже
используется и их контрольная функция. Чаще всего они применяются при работе с
группами студентов и даже с группой в целом (хотя не исключено и их индивидуальное
использование, дифференцированное по уровню подготовки обучающихся).
Накопленный опыт показал, что контрольно-обучающие задания целесообразно
применять: перед изучением нового материала, чтобы проверить уровень готовности
группы к его восприятию, пробудить интерес к нему, а также для того, чтобы
предварительно выделить в проблеме основные смысловые блоки, сконцентрировать
внимание студентов на них.
Методика их применения предполагает соблюдение преподавателем ряда условий:
1. Задание должно предлагаться обучающимся визуально (на листах, мониторе, в
виде плаката, на классной доске и т.д.), ибо восприятие достаточно большого количества
слов на слух не всегда продуктивно. Контрольно-обучающее задание обычно содержит 3-5
вопросов, задаваемых поочередно.
2. Студенты должны не только назвать, но и обязательно обосновать, почему ими
избран данный вариант ответа. Выслушиваются также варианты ответов, на которых
напаивают другие (тоже с обязательным обоснованием). Хорошо, если в ходе обсуждения
группа обучающихся сама придёт к правильному ответу.
В качестве примера приведу вопрос из контрольно-обучающего задания: «Кто
ответствен за защиту прав и свобод граждан России:
а) Государство;
б) Президент РФ;
в) Федеральное собрание?
На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: «Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции
Российской Федерации). В ст. 80 Конституции РФ говорится о том, что Президент Россий-
ской Федерации является гарантом Конституции РФ , прав и свобод человека и
гражданина. Федеральное собрание тоже ответственно за защиту прав и свобод граждан
России, так как оно является органом государственной власти.
Вместе с тем желательно нацелить студентов на более глубокое понимание
проблемы. Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод
человека в Российской Федерации, и наряду с этим в части 2 данной статьи указывается:
«Каждый вправе защищать сваи права и свободы всеми способами, не запрещенными
законом». Кроме того, ст. 46 дает право обращения в межгосударственные органы по
защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты. Итогом обсуждения может стать конституционное положение:
«Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 13).
Таким образом, в ходе обсуждения учитель подводит студентов к более глубокому по-
ниманию поставленной в вопросе проблемы.
3. В целях оживления внимания студентов и достижения высокого обучающего
эффекта возможна различная постановка вопросов.
Приведем пример.
Народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник
власти осуществляет ее
а) непосредственно через референдумы и свободные выборы;
б) через органы государственной власти;
в) через органы местного самоуправления.
В данном случае предполагается, чти в ходе обсуждения студенты придут к
развернутому понимаю проблемы народовластия (верны все указанные варианты ответа).
Полезны вопросы-«провокации», требующие от студентов повышенного внимания,
а также точного знания формулировок.
Какое из перечисленных положений не относится к конституционным обязанностям
граждан Российской Федерации:
а) платить налоги и сборы;
б) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам;
в) защищать Отечество;
г) получить основное общее образование?
Студенты должны заметить, что ст. 47 нашей Конституции в качестве обязанности
граждан России устанавливает не просто уплату налогов и сборов, а «законно
установленных налогов и сборов», что принципиально важно.
Уместна также постановка «открытых» вопросов, не имеющих однозначного ответа.
В конечном счёте характер вопросов зависит от сложности проблемы, уровня подготовки
группы в целом и отдельных студентов.