Проблема реализации компетентностного подхода в практике преподавания обществознания.
Автор: Кириллова Татьяна Дмитриевна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: МпК ФГБОУ МГТУ им. Г.И. Носова Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской обл. Наименование материала: статья Тема: Проблема реализации компетентностного подхода в практике преподавания обществознания. Раздел: среднее профессиональное
.
Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эф -
фективно согласовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и до-
стижения поставленной цели.
Используя на уроках обществознания деятельностный подход к обучению, возможно
достичь формирования ключевых компетенций у обучающихся:
- готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Содержание перечисленных ключевых компетенций раскрывается следующим об-
разом:
Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные
ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать ре-
зультат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результа -
ты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуа -
ции и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, описа-
ния технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельно-
сти, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыс-
лить в тех или иных жизненных ситуациях.
Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих зна-
ниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной инфор-
мации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать инфор-
мацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою
профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходи-
мые для решения поставленной задачи.
Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать
аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществле-
ния своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе
критически осмысленной информации.
Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои
устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодей-
ствовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать
ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетенция, то есть готовность получать в диалоге необходимую
информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в
публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного от-
ношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) дру-
гих людей, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Для формирования основных компетенций у студентов необходимо применять на за-
нятиях следующие задания и моделировать следующие ситуации:
1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных доку-
ментов.
2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам («научная конферен-
ция», «дебаты» и др.), при подготовке к которым студенты учатся выявлять общее и от-
личия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать ар гументы для об-
основания своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к
аргументам оппонента.
3. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений
представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, пред-
ставление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей.
4.
Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь написанию
эссе, студенты учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при
раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться
на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с
ними.
5. Подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.
Таким образом, вектор формирования знаний студентов при реализации деятель -
ностного подхода к обучению обществознанию - это постепенное движение познаватель -
ной деятельности студентов от различения версий к их пониманию, анали зу системы аргу-
ментов их авторов и, далее, к построению собственной аргументированной версии, соот-
несенной с мнениями предшественников.
Деятельностный подход позволяет студентам освоить разнообразные «роли», востре-
бованные в повседневной жизни..