Напоминание

Формирование общих компетенций при изучении дисциплин социально- экономического цикла.


Автор: Кириллова Татьяна Дмитриевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: МпК ФГБОУ МГТУ им. Г.И. Носова
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих компетенций при изучении дисциплин социально- экономического цикла.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование общих компетенций при изучении дисциплин социально-

экономического цикла.
Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. На данном этапе перед колледжем встает задача научить студента самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовым брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, а также уметь реализовать и усовершенствовать свои профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии, быть готовым к формированию профессионального мастерства. Для этого сегодня колледжам необходимо, прежде всего, повысить учебную мотивацию студентов, уровень познавательных и профессиональных ценностей и интересов. При высоком уровне перечисленных компонентов должен вырасти и уровень профессиональной компетентности, а, следовательно, и общей компетентности студента. Таким образом, определим, что относится к общим компетенциям: - общенаучные (фундаментальные), в том числе гуманитарно-социальные и экономические, способность понимать и использовать новые идеи и др.; - социально-личностные и коммуникативные, включающие способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям; - организационно-управленческие, в том числе системные, включающие возможность организовать и спланировать работу; способность применять
полученные знания на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности. К специальным компетенциям относятся: - базовые знания в избранной сфере деятельности; - профессионально профилированные (специализированные) знания в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника. В образовательном процессе у студентов формируются и развиваются профе ссиональные компетенции, определяющие готовно сть к профессиональной деятельности. Наиболее общая классификация содержит в себе три больших класса: 1.Предметные (специальные) компетенции, являющиеся основой для реализации профессиональных задач; 2.Надпрофессиональные (иногда их называют базовыми) компетенции, необходимые, чтобы эффективно работать в организации; 3.Ключевые компетенции, которые определяют успешную социализацию каждого выпускника. В настоящее время существуют различные классификации ключевых компетенций. Стоит выделить следующие из них: общекультурная компетенция; учебная ком п е т е н ц и я ; информационная компетенция; профессиональная компетенция; компетенции самосовершенствования. Вышеперечисленные компетенции важны для студентов среднего профессионального образования, для их формирования необходимо применение в учебном процессе практикоориентированных и ситуационных заданий. Можно выделить разные виды педагогических ситуаций, используемых в проверочных заданиях. Осознание педагогической задачи происходит в результате рассмотрения конкретной ситуации, при этом важную роль играют мотивация, педагогические умение и опыт.
Деятельность преподавателя истории должна включать формирование всех ключевых компетенций, но особое внимание, на мой взгляд, следует уделять общекультурной, ценностно-смысловой и социально-трудовой компетенциям в связи со спецификой предметов.
Реализация компетентностного подхода на уроках истории.
Известно, что в обучении истории преобладают занятия, на которых доминируют цели формирования знаний. Бывают уроки, гд е преимущественно реализуется воспитательный потенциал курса. Но также возможны занятия, на которых деятельность преподавателя и студентов подчинена главным образом целям приобретения знаний о способах учебной деятельности, формированию и закреплению умений ее осуществлять. К сожалению, большой объем информации препятствует выделению на эти цели целого урока. Речь, как правило, идет о части занятия. Этот фрагмент урока можно назвать развивающимся модулем. (Модуль урока — это часть занятия, посвященная решению только одной локальной задачи обучения, законченная как по своему содержанию, так и по только ему присущим приемам организации учебной деятельности.) При тематическом планировании процесса изучения курса преподаватель, исходя из характера собственно исторического содержания, определяет ведущий развивающий потенциал. Основным этапом организации учебной деятельности при таком подходе является мотивационный. С целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых студент должен осуществить выбор с помощью каких ценностей, критериев дать оценку тому или иному историческому событию. В ценностно-проблемной ситуации должен возникнуть внутренний интерес личности. Этот этап можно рассматривать и как этап актуализации личных ценностей. Так, прежде чем изучать эпоху Петра I, уместно обсудить со студентами вопросы: как вы
отнесетесь к человеку, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? А если этот результат ощутим в масштабах всей страны, создает условия для прогресса во многих областях? Очень часто, как показывает опыт, учащиеся по-разному отвечают на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как происходит процесс актуализации личных ценностей . Обязательным этапом при использовании ценностно-деятельностного подхода является этап коллективной познавательной деятельности. На этом этапе отрабатывается умение самостоятельно формировать свою позицию по той или иной проблеме, защищать ее и аргументированно обосновывать. При ценностно-деятельностном подходе студент получает право на субъективность при оценке исторических фактов, явлений и событий. Основное содержание курса истории — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого — не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как анализировать исторические события, извлекать информацию и т.д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от студентов может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: анализ исторического события, работа с картой, с историческим документом и т.д. В своей работе я использую ИКТ. Это способствует развитию познавательной способности студентов, умению решать поставленные задачи, извлекать информацию, мыслить. Работа с картой на уроках позволяет студентам самостоятельно получать разнообразную информацию о странах, сопоставлять и сравнивать развитие различных регионов и государств. Обращение к ситуациям выбора или постановка перед студентами жизненных ситуаций формируют мышление, воображение, возникает понимание необходимости выбора в жизни ценностей, представлять себя в различных социальных ролях.
Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через деятельностные технологии обучения, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студентов. Поэтому, при изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе студентов с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию. Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем: 1. Студенты недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и о б о б щ ат ь неупорядоченную информацию. 2. Студенты не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. 3. Студенты не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма). Перед преподавателем стоит задача: развить компетенции студентов, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах. Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу: 1. Составление вопросов к тексту и ответы на них. 2. Комментированное чтение текста . 3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части. 5. Составление тезисного плана. 6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста. 8. Составление логической схемы. 9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму. Организуя на занятиях работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таком уроке преподаватель выступает в роли консультанта, помогая студентам разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности. Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств её реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентноция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужны определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ту или иную реальную ситуацию. А также, эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя исследовательскую деятельность, как в урочное, так и внеурочное время. Исследования, как способ организации образовательного и воспитательного процессов, действительно позволяют достичь впечатляющих результатов, но, только при достаточном профессионализме преподавателя. Можно предложить один из способов организации УИР (учебно-исследовательской работы) на уроках истории через систему лабораторно-практических занятий
с использованием исторических источников, составленных на основе исследовательского метода и включающих: а) совокупность заданий исследовательского характера адекватных содержанию учебного материала и структуре лабораторно-практических занятий (блоки дискуссионных тем по истории России, например, "Проблема прародины славян", "Образование Древнерусского государства  легендарное и реальное в призвании варягов"); б) систему домашних заданий с элементами исследования; в) вовлечение студентов в конкурсы исследовательского характера, участие их в научно-практических конференциях. Ниже приведём пример лабораторно- практического занятия: «Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия» для студентов 1 курса.
Цель:
углубить представления студентов об истории отмены крепостного права, сформировать ярко-образное представление о реформах.
Задачи
: обучающая: с помощью самостоятельного заполнения сравнительной таблицы (по учебнику и другим источникам) сформировать у студентов представление о содержании и значении реформы. Подвести студентов к самостоятельным выводам об историческом значении освобождения крестьян, а также о противоречивом характере реформы. Развивающая: развивать мыслительную деятельность студентов: элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.), способствовать формированию ключевых компетенций у студентов (способность студентов работать с разными типами исторических источников; критически анализировать информацию и соотносить её с собственными знаниями; владение навыками поиска и систематизации информации; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности). Воспитательная: формирование интереса к истории, своему прошлому с помощью ярких примеров, дополнительной литературы и источников, уважение к историческому и культурному наследию народов России.
Методы обучения
: практический метод обучения. Это метод обучения, представляющий собой планомерно-организованное повторное выполнение
качества обучения, предлагает три этапа: 1) воспроизведение действий по образцу; 2)применение в новых условиях; 3) выполнение творческого, исследовательского задания.
I

этап

организационный.
Актуализация внимания студентов на уроках, психологический настрой на предстоящее занятие, обеспечение нормальной обстановки для работы;
II этап

постановка цели и задачи урока
Организовать и направить познавательную деятельность студентов на восприятие сообщения материала, темы, задачи и цели урока, задания; «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться сверху». Александр II. Студенты совместно с преподавателем вспоминают изученный материал по отмене крепостного права: причины, государственный проект отмены крепостного права, и совместно заполняют таблицу. А далее им предлагается заполнить самим по образцу и самостоятельно сделать вывод, чей же проект был более реалистичен и приемлем, на их взгляд, для крестьян и почему? Правительства, помещиков Черноземья, Нечерноземья, степной зоны. Определить историческое значение данной реформы.
Э т о III

э т а п

самостоятельный, исследовательский.

Сравнительная таблица проектов отмены крепостного права
параметры Правительствен . вариант Помещиков черноземья Помещиков нечерноземья Помещиков степной зоны 1.выкуп личности 2.выкуп земли 3.размер
надела
Вывод:

Критерии оценивания: 1). выполнены все три требования к заданию

«5»;

2).

выполнены

два

требования

«4»;

3).

выполнено

одно

требование

«3»;
Работая по развитию компетенций, я провожу уроки, которые получили название «мозговой штурм» (метод формирования проблемной компетенции), основное внимание на таких уроках отводится проблемно-ориентированной дискуссии. Урок «Распад СССР и образование СНГ»-своего рода урок-размышление над переломными моментами истории России: петровские преобразования - «великие реформы» 60-70-х годов XIX в. - «перестройка». Группа была разделена на три группы, каждая из которых являлась экспертом по своей эпохе, причем не только собственно своей эпохе, но и ее предыстории. После рассмотрения данных вопросов в заключении, студенты сделали выводы, которые обобщает преподаватель и подводит итог «... как показал отечественный опыт, государственная власть с историческим опозданием бралась за реформы, когда внешний фактор - отставание от Запада- становилось угрожающим для существования государственности. И как образно сказал Соловьев «телега российского государства ехала вперед на квадратных колесах, и каждый их поворот... до основания сотрясал всех седоков». И при такой езде телега отечественной государственности не выдержала проверки на прочность. В конце XX в., после «перестройки» рухнул Советский Союз. Проблемы для «мозгового штурма» могут быть выбраны и преподавателем, и студентами. На одном из таких уроков после окончания темы «Борьба Руси с иноземными захватчиками» мною была предложена проблема: Л.Н. Гумилев высказал
мысль, что монголо-татарского ига не существовало на Руси. Приведите аргументы, за или против данной точки зрения. Студентам были предложены источники: Карамзин Н.М. История государства Российского. Соловьев С.М. История Россия с древнейших времен. Слово о погибели Русской земли. Формы работы с источниками были следующими: -извлечь образные описания положения русских земель во время Батыева разорения; -проследить по документам наличие характерных черт национального самосознания в период нашествия Ордынского ига; -выявить оценочные суждения современников и историков об отношении Руси и Золотой орды. Перед студентами были поставлены следующие проблемы для обсуждения: I. Влияние монголо-татарского нашествия и ордынского ига на русскую историю; II. Грозный ХIIIв. , борьба за национальное выживание. Студенты обсуждали данные проблемы, находили аргументы против и за высказывания Гумилева Л.Н В заключение такого «мозгового штурма» группа учащихся, используя таблицу, предположили, почему Гумилев выдвинул такую гипотезу. Опыт педагогической деятельности убеждает, что задача формирования и развития системы личных ценностей учащихся не только актуальна, но и
реализуема в процессе исторического образования. Однако выдвижение на первый план целей, связанных с развитием личности учащихся, и прежде всего их ценностных ориентиров, требует серьезного отбора содержания предмета и поиска новых педагогических технологий, методов, приемов обучения.


В раздел образования