Напоминание

Преимущество использования ИКТ в инклюзивном дистанционном обучении на уроках биологии и химии


Автор: Лукшинова Надежда Витальевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Преимущество использования ИКТ в инклюзивном дистанционном обучении на уроках биологии и химии
Раздел: среднее образование





Назад





Преимущества использования ИКТ в инклюзивном

дистанционном обучении на уроках биологии и химии.
Применение ИКТ на уроках биологии и химии существенно ускоряет передачу знаний по предметам и позволяет ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Благодаря ИКТ, возможности ученика значительно расширяются. Инклюзивное образование на сегодняшний день - это, прежде всего, индивидуальное дифференцированное и комплексное обучение, требующее внимательного отношения к уникальным потребностям всех учащихся и признание того, что у каждого ребенка есть свои особенности познавательного процесса, включая учащихся с небольшой средней или серьезной инвалидностью. В мире насчитывается около 150 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Физические и психические недостатки помимо того, что оказывают прямое воздействие на здоровье, ставят на них клеймо, из-за которого они зачастую оказываются изолированными от общества и школы. Инклюзивное обучение позволяет создать специальные условия, при которых любой ребенок, независимо от внешних и физических недостатков, может обучаться по своим способностям, при этом социально адаптируясь в обществе. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Главным образом, эффективность достигается за сч е т индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Такая система обучения позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный урок всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
К тому же, у каждого есть собственный метод получения знаний, включая учащихся с затруднениями в учебе или с небольшой, средней и серьезной инвалидностью. Что же входит в доступность сегодняшнего ИКТ? Во-первых, традиционные виды технологии, такие, как компьютеры, веб- браузеры, текстопроцессоры, электронные доски и мобильные телефоны со встроенными функциями; во-вторых, ассистивные технологии, такие, аудиофоны, программы для чтения экрана; в-третьих, адаптивные клавиатуры, дополнительные коммуникационные устройства и т. д.; в-четвертых, доступные носители и форматы, такие, как доступный HTML (гипертекстовый язык описания документов), видеоматериалы с субтитрами, DAISY (системы доступой цифровой информации) и книги в этом же формате и т.д. Персонализация обучения через использование технологии является жизненным навыком. Всем учащимся необходимо освоить жизненный навык персонализации компьютера. Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. Я работаю в дистанционном центре обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось бы поделится используемыми ИКТ технологиями в нашем учебном заведении: 1. создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов; 2. использование тематических CD для организации деятельности обучающихся; 3. использование Интернета для поиска информации при подготовке к уроку; 4. применение компьютерных тестов для контроля обучающихся (тесты создаются в обучающей среде Moodle); 5. использование цифровых образовательных ресурсов на уроках; on-line тестирование. На уроках биологии и химии для достижения высоких результатов у учеников необходимо применять: лекции (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);
использовать ресурсы – Интернет, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольные работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультации. Все отметки по каждому курсу необходимо сохранять в сводной электронной ведомости и заносить в электронный журнал. С практической точки зрения хочется отметить, что использование ИКТ технологий для инклюзивного дистанционного обучения при изучении биологии дает очень высокие результаты. Поскольку биология – учебная дисциплина, при изучении которой необходимо видеть и изучать живые объекты, явления живой природы, процессы жизнедеятельности и т.д. на лабораторно-практических занятиях, то все вышеперечисленные используемые ИКТ технологии способствуют развитию интереса к предмету. Ребенок сразу чувствует себя исследователем-ученым. Выполняя задания учителя, ребята получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению тем, составляют презентации по предмету, развивается исследовательский интерес. Все это способствует получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, успешной социализации и интеграции в обществе. Ученики постоянно участствуют в олимпиадах как городского, республиканского, так и всероссийского уровней, что позволяет им чувствовать себя на равных с учениками других школ.


В раздел образования