Автор: Синельникова Алена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №4 "Калинка" комбинированного вида Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: "Речевое развитие дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Речевое развитие дошкольников»
Обучение дошкольников языку, развитие речи и речевого общения – одна
из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение этой
задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи,
обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя
речи,
развитие
связной
речи,
а
также
воспитание
интереса
к
художественному слову.
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной
язык
в
становлении
личности
ребенка-дошкольника.
Язык
и
речь
традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
«узел»,
в
котором
сходятся
различные
линии
психического
развития
—
мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным
каналом
приобщения
к
ценностям
духовной
культуры
от
поколения
к
поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Детский сад - первое звено в системе образования. Основы пользования
речью,
ее
развитие
приходится
на
ранний
период
детства.
То
есть
в
промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в
дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи
- уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием
ребенка, и с его коммуникативными навыками.
В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному
языку занимает ведущее место.
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного
образования
развитие
речи
выделено
в
отдельную
образовательную область и включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
р еч и ,
фонематического слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Речевое
воспитание
рассматривается
как
взаимодействие
педагога
и
ребенка,
овладевающего
родным
языком.
Эта
проблема
тесно
связана
с
обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого
осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой
основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение
словаря, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески
освоил
нормы
и
правила
родного
языка,
умел
гибко
их
применять
в
конкретных
ситуациях,
овладел
основными
коммуникативными
способностями.
Работа
по
воспитанию
звуковой
культуры
речи
включает
в
себя
формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического
восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться
умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и
понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых
и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей
учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями
(повествовательной,
вопросительной,
восклицательной).
Для
выработки
хорошей дикции, четкого и правильного произнесения, как отдельных слов,
так
и
фраз
широко
используется
специальный
материал
(чистоговорки,
потешки, считалки, небольшие стихотворения, логоритмические задания),
который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности
детей:
на
занятиях,
в
игровой
и
художественной
деятельности,
в
повседневной жизни.
1. Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться
детьми непосредственно, применяется метод наблюдения или его
разновидности: осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных
предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения,
педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя
изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и
диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском
саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во
время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью
используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям
содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих
окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми
картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех
этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое
направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и
детей, являются наглядные предметы или явления.
2. Словесные методы. В детском саду применяются в основном те
словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель
читает детям художественные произведения, предусмотренные программой.
Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ.
В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для
приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность,
поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы
обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание
иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха,
разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
3. Практические методы. Цель данных методов - обучить детей на
практике применять полученные знания, помочь усваивать и
совершенствовать речевые умения и навыки. Практические методы носят
игровой характер.
Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) —
универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для
решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным
текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной
инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При
ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях
могут быть использованы методы трудового характера (черенкование). К
практическим методам следует отнести наглядные игры-занятия, игры-
инсценировки этического характера. Для их проведения требуется
соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших
размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает
большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви,
гигиенических принадлежностей.
Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения
детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают
словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла
Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами
садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор
во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво
есть, правильно держать себя за столом.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для
решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или
навык, творчески переработать усвоенное).
Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец
— правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность
воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания.
Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и
того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное
повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или
двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве
хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить
сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления
или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной
работе, но он находит место и при решении других задач.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь
требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также
организационные, дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных
речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и
навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой,
вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку,
предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются
вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда?
Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е.
вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.).
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в
игре-драматизации, в чтении стихотворения).
В развитии речи дошкольников очень важно применять игровые приемы и
использовать эмоциональность в применении некоторых приемов. На
занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы,
использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой
персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки
(фишки, фанты, аплодисменты).
На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например,
сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием,
(образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к
детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход
занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость
формулировок, сочетаемость отдельных приемов).
В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают
вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать
объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные
решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.
И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать
свои мысли и желания.
Совместные
игры
воспитателя
и
детей
отражают
знания,
впечатления,
представления
ребенка
об
окружающем
мире,
воссоздаются
социальные
отношения
(сюжетно-ролевые
игры,
режиссерские
игры,
игры-
драматизации).
Такая
форма
речевого
развития
дошкольников
как
игра
побуждает
детей
к
вступлению
в
контакты,
является
мотивом
к
коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми
текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», и др.; дидактические «Я
садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие
инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных
правил
ведения
диалога);
дидактические
игры,
предполагающие
диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого
запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры
с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
Многообразен
круг
игр,
в
которых
дети
определяют
по
голосу,
даже
измененному, имя игрока («Огородник», «Корчага», «Кто позвал?» и др.)
существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого
диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Фанты», «Где мы были мы не скажем» и
т.д.).
Создаются творческие мастерские, которые предоставляет детям условия
для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны
по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение
к
народным
промыслам
(«В
гостях
у
народных
мастеров»),
просмотр
познавательных
презентаций,
оформление
художественной
галереи,
книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у
сказки»),
игры
и
коллекционирование
с
применением
б е с е д ,
театрализованная деятельность, придумывание новой волшебной сказки.
Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для
речевого
развития
дошкольников:
литературно-музыкальные
праздники,
фольклорные ярмарки, разные виды театров, агитбригада, социальные акции,
речевые
газеты,
книги
самоделки,
проблемные
ситуации,
посиделки,
календарь событий и др.
Конст рукторы
ЛЕГО
широко
используют ся
в
д о ш кол ь н ы х
образовательных
учреждениях.
Они
представляют
собой
разнообразные
тематически
серии,
сконструированные
на
основе
базовых
строительных
элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речевое творчество
дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том,
как
одна
постройка
превратилась
в
другую,
по
ходу
рассказывания
осуществляя данное превращение.
Данное использование конструирования
способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок
описывает своего героя.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, которая носит
общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой
труд
и
труд
в
природе.
Непосредственно
соприкасаясь
с
предметами
и
явлениями
природы,
дети
приобретают
конкретные
знания
о
ней,
устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними
человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития
речи.
Период
дошкольного
возраста
–
это
время
интенсивной
работы
в
направлении развития ловкости речи у детей. Эту задачу нужно в первую
очередь выполнять родителям, а не учителям.
Если к семи годам у ребенка не получается достичь необходимых навыков
речи,
можно
подключить
к
процессу
коррекции
речи
опытных
квалифицированных логопедов.