Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе ДОУ согласно ФГОС


Автор: Науменко Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №29" ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе ДОУ согласно ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в

подготовительной группе ДОУ согласно ФГОС.
Автор: воспитатель Науменко Е.В. г. Сызрань 2016г.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева. Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС: Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с коридоров детского сада. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада начинается с оформления коридора. Стенды, расположенные в коридоре содержат информацию по охране труда, по пожарной безопасности в ДОУ, по организации питания.
Во всех возрастных группах имеются хорошо оформленные приемные, в которых отражена работа с родителями. В приёмной имеется много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конст руктивного взаимодействия участников в о с п и т ат е л ь н о - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. РПП среда в младшем дошкольном возрасте: Для детей этого возраста – достаточно небольшое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывали ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. РПП среда в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в
детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: -
р а б о ч а я
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, п о б у ж д а ю щ и е д е т е й к о с в о е н и ю г р а м о т ы , Ф Э М П , рисованию,экспериментированию и т.д. -
активная
В данной зоне основной составляющей является спортивное оборудование. Гимнастическая стенка крепко зафиксирована, она надёжна и безопасна в использовании, обязательно используется мат. Пространство свободно для любых активных видов деятельности и детского самовыражения. -
спокойная
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, театрально-игровая деятельность; СюРИ и т.д). Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. Также предусматриваем и гендерное развитие детей. Б о л ь ш и н с т в о и г р о в о го о б о р уд о в а н и я т р а н с ф о р м и р у е м о и полифункционально. Р а з в и в а ю щ а я п р е д м е т н о - п р о с т р а н с т в е н н а я с р е д а д о л ж н а быть:содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной …..и мы эти требования стараемся выполнять.
Не только группы, но и туалетные комнаты для детей также оформляются ярко, красочно - учитывая гендерное воспитание. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит образовательный процесс.


В раздел образования