Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе ДОУ согласно ФГОС
Автор: Науменко Елена Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад №29" ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе ДОУ согласно ФГОС Раздел: дошкольное образование
подготовительной группе ДОУ согласно ФГОС.
Автор:
воспитатель
Науменко Е.В.
г. Сызрань 2016г.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы
влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от
непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей
степени.
Среди
неё
ребёнок
будет
жить
–
развиваться
собственно
самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из
самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
свете
требований ФГОС:
Образовательная
среда
–
совокупность
условий,
целенаправленно
создаваемых
в
целях
обеспечения
полноценного
образования
и
развития
детей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
часть
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого
возрастного
этапа,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа
интеграции
образовательных
областей
и
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников.
Решение
программных
образовательных
задач
предусматривается
не
только
в
совместной
деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей,
а также при проведении режимных моментов.
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде
ФГОС
ДО
и
обеспечение
максимальной
реализации
образовательного
пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного
возраста,
мы
начали
рассматривать
организацию
образовательного
пространства
с
коридоров
детского
сада.
Как
«театр
начинается
с
вешалки»,
так
и
развивающая
среда
нашего
детского
сада
начинается
с
оформления
коридора.
Стенды,
расположенные
в
коридоре
содержат информацию по охране труда, по пожарной безопасности в ДОУ, по
организации питания.
Во всех возрастных группах имеются хорошо оформленные приемные, в
которых отражена работа с родителями. В приёмной имеется много полезной,
нужной, познавательной информации для родителей и детей.
Создавая
развивающую
предметно-пространственную
среду
любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конст руктивного
взаимодействия
участников
в о с п и т ат е л ь н о -
образовательного
процесса,
дизайн
и
эргономику
современной
среды
дошкольного
учреждения
и
психологические
особенности
возрастной
группы, на которую нацелена данная среда.
РПП среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно небольшое пространство в группе для
удовлетворения
потребности
в
двигательной
активности.
Правильно
организованная
развивающая
среда
позволяет
каждому
малышу
найти
занятие
по
душе,
поверить
в
свои
силы
и
способности,
научиться
взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего
обучения.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
учитывали
ведущую
роль
игровой
деятельности
в
развитии,
это
в
свою
очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие
его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к
миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и
является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
РПП среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на
дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей
для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки
располагаются
так,
чтобы
не
мешать
их
свободному
перемещению.
Предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может
подумать, помечтать.
РПП среда в старшем дошкольном возрасте:
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
интеллектуальной,
нравственно-волевой
и
эмоциональной
сфер
личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции
детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в
детском
саду.
Воспитатель
помогает
дошкольникам
понять
это
новое
положение.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребёнок
имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам
(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,
активизирующие
познавательную
деятельность,
развивающие
игры,
технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы,
побуждающие детей к освоению грамоты.
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка.
Проектирование
среды
с
использованием
таких
составляющих
позволяет
представить
все
особенности
жизнедеятельности
ребёнка
в
среде.
Успешность
влияния
развивающей
среды
на
ребёнка
обусловлена
её
активностью
в
этой
среде.
Вся
организация
педагогического
процесса
предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить
следующие зоны для разного вида активности:
-
р а б о ч а я Обязательными
в
оборудовании
являются
материалы,
активизирующие
познавательную
деятельность:
развивающие
игры,
технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы,
п о б у ж д а ю щ и е
д е т е й
к
о с в о е н и ю
г р а м о т ы ,
Ф Э М П ,
рисованию,экспериментированию и т.д.
- активная
В данной зоне основной составляющей является спортивное
оборудование. Гимнастическая стенка крепко зафиксирована, она надёжна и
безопасна
в
использовании,
обязательно
используется
мат.
Пространство
свободно
для
любых
активных
видов
деятельности
и
детского
самовыражения.
-
спокойная
Размещение
оборудования
по
секторам
позволяет
детям
объединиться
подгруппами
по
общим
интересам
(конструирование,
театрально-игровая
деятельность;
СюРИ
и
т.д).
Успешность
влияния
развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Вся
организация
педагогического
процесса
предполагает
свободу
передвижения ребенка. Также предусматриваем и гендерное развитие детей.
Б о л ь ш и н с т в о
и г р о в о го
о б о р уд о в а н и я
т р а н с ф о р м и р у е м о
и
полифункционально.
Р а з в и в а ю щ а я
п р е д м е т н о - п р о с т р а н с т в е н н а я
с р е д а
д о л ж н а
быть:содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой,
вариативной, доступной, безопасной …..и мы
эти требования стараемся
выполнять.
Не только группы, но и туалетные комнаты для детей также оформляются
ярко, красочно - учитывая гендерное воспитание.
Главной
задачей
воспитания
дошкольников
являются
создание
у
детей
чувства
эмоционального
комфорта
и
психологической
защищённости.
В
детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Поэтому, важным является и среда, в которой проходит образовательный
процесс.