Напоминание

"Дерево держится корнями, а человек семьей".


Автор: Лымарь Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик"
Населённый пункт: г. Серпухов Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Дерево держится корнями, а человек семьей".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дерево держится корнями, а человек семьёй.
(русская пословица) Лымарь Татьяна Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад компенсирующего вида № 25 «Солнечный зайчик», г. Серпухов Московской области. Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок! А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных… Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных. Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничей избушке Мы чаю с малиной попьём… А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю! (М. Тахистова) О, как мне в жизни повезло! Я родилась и выросла в большой, очень дружной семье! Нас у родителей три, три дочери. В семье, где рос мой папа было 4 сына. Дедушка с бабушкой были люди добрые, честные, трудолюбивые! Семья для них была -- святое. Мой папа и мои дяди всегда очень дружны между собой и с огромным почтением и любовью относились к своим родителям. Эта любовь передалась их женам, и нам, детям, бабушкиным и дедушкиным внукам! А внуков у наших дедушки и бабушки 11! И все мы относимся друг к другу не как двоюродные, а как родные!
Но пока я не стала взрослой я и не понимала своего везения! Я думала, что все семьи дружные и счастливые! Как только я уехала из родного дома учиться в институт, стала обнаруживать, что у некоторых ребят все не так хорошо. Одному почему-то не хочется навещать свою бабушку, другой – не хочет знать своего отца, третьи забыли про день рождения двоюродной сестры… Мне это было неприятно. И постепенно я стала понимать, что я просто не могу без моих родных, какой бы я была несчастной, если бы у меня их не было! И вот я пришла на работу в детский сад воспитателем. Известно, что дошкольники весь свой жизненный опыт переносят в сюжетно-ролевую игру. Наблюдая за самостоятельной игрой детей «Семья», я стала свидетелем разных эпизодов. Приведу только один пример: Играют Марина (роль мамы), Игорь (роль папы) и Полина (роль дочки). Мама просит по телефону папу отвести дочку в цирк. Приезжает папа, забирает девочку и они уезжают на машине. Марина (мама) в это время наводит порядок на кухне. Приезжают Игорь и Полина. Игорь заходит «в дом» и направляется к Марине. В это время Полина спрашивает: « А зачем ты проходишь в наш дом? Ты меня привез – теперь уезжай» -- Куда, - спрашивает папа Игорь. -- К себе домой, -- отвечает Полина. -- А разве это не мой дом? -- опять спрашивает Игорь. -- Ты что, твой дом далеко, а здесь живем я и мама. -- Так не бывает. В семье живут все вместе: папа, мама и 2 сына, и еще Пират (собака). -- У вас семья неправдашняя, -- отвечает Полина, - и в нее я играть не хочу. У нас нет собаки и двух сынков, а у нас есть только дочка. Давай, Марина, играть в другую игру. Примеров таких можно привести очень много, и печально то, что неполных семей и матерей- одиночек становится все больше. Я не вправе никого судить, но ведь такая ситуация накладывает негативный отпечаток на детей. Во-первых, и это очень важно, нет примера дружной полной семьи. А значит, есть большая вероятность не суметь построить в будущем свою собственную семью. Во – вторых, постоянное отсутствие рядом одного из родителей приводит к перекосам в гендерном развитии ребенка. В - третьих, мама вынуждена много времени работать, и поэтому у нее, как правило, не хватает времени уделять много внимания ребенку, а значит, это нехватка для ребенка материнской любви, нежности, понимания, желания выслушать и понять своего малыша и т.д. Это не просто слова, это все можно наблюдать, когда дети самостоятельно играют. Конечно, меня подобная ситуация огорчала. Так хочется, чтобы все дети были счастливы! Но что мы, воспитатели, можем сделать? Конечно, в чужую семью с советами не полезешь. И все-таки сделать можно, чтобы в детское сознание и подсознание вложить хотя бы часть представлений о счастливой семье. Я занялась тем, что теперь называется проектная деятельность, то есть по теме
«Семья» собирала, подготавливала и доносила до детей как можно больше информации. Это было чтение и заучивание множества добрых, трогательных стихов о семье; чтение сказок: русские народные «Гуси-лебеди», «Мудрый отец», немецкая народная сказка «Кукушка», китайская сказка «Семейная драгоценность», курдская сказка «Братья»; В. Сухомлинский «Семь дочерей», «Крылья матери», М. Скребцова «Сердце матери» и т.д. А самую лучшую сказку о дружной семье «Репка» мы инсценировали целых три раза в разных вариациях! Чтобы и семьи моих подопечных не оставались в стороне, просила разучивать стихи дома. А сколько было выучено пословиц и поговорок о семье и не сосчитать! Я разработала конспекты НОД по темам: « Я и мое имя», «Моя семья», «Семейные традиции»… Также проводились беседы на тему: «Дружная семья – это какая?», «Кем работают мои родители», «Как я провел выходной день», «Моя мама – лучший повар!», «Мой папа – самый лучший». «Праздник в моей семье», «Прогулка всей семьей», «Я- помощник мамин, я – помощник папин», «Мои дедушка и бабушка» и т.д. И, конечно, сюжетно- ролевые игры «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Аптека», игры- драматизации «Три медведя», «Чаепитие дома», строительные игры «Дом», «Мебедь для дома», дидактические игры «Ласковое слово для мамы», «Доброе слово для папы», «Нежное слово для бабушки», «Хорошее слово для дедушки» развлечения вместе с родителями «Одному жить очень трудно, каждому семья нужна», «Папа, мама, я – дружная семья» и многое другое. Не остались без внимания и родители. На стенде и в папках раскладушках я помещала фотографии счастливых семей, стихи о семье, консультации для родителей «Поговорите со мной, родители», «Выходной вместе с ребенком», « Я люблю маму и папу!»: детские рисунки «Моя семья». Вместе с родителями мы сделали фотогазету «Друг без друга никуда», а также коллаж «Наша дружная семья через 10 лет!». Также совместно с родителями мы подготовили родительские собрания на темы: «Семейные традиции» и «Роль отца в воспитании детей» … Как результат работы, через несколько месяцев я поняла, что мои дошколята стали более осознанно относиться к семейным традициям и ценностям. И это уже хорошо, потому что если перед некоторыми из них дома каждый день пример далеко не идеальной семьи, то даже эти зерна, посеянные мной в детские души, может быть, потом помогут им в жизни. А значит, их семейная жизнь будет радостнее и счастливее! Потом мне довелось работать воспитателем в детском доме. Тут с осознанием у детей семьи и семейных ценностей дела обстоят еще хуже. Все мы выходцы из детства. Для тех детей примером семьи являлись их бывшие семьи с тем кошмаром, в котором они жили. Но, парадокс, для детей из детского дома их родители ( пьяницы, наркоманы, которые с ними жестоко обращались и не кормили) были самыми лучшими. Эти ребята свято верили, что не родители виноваты в том, что они оказались в детском доме; родители их любят и ждут, несмотря на то, что живут в одном городе и годами не навещают своих детей. Они ждут выпуска из детского дома, потому что знают, что придут к маме и у них
все будет хорошо. КОНЕЧНО, ВСЕ НЕ ТАК! Поэтому выпускники- детдомовцы остаются один-на-один со своей бедой, не могут завести свою семью, отдают детей в детский дом и спиваются. Воспитатели детского дома прикладывают много усилий, объясняя подопечным смысл семьи, говорят о ее ценностях, но, к сожаления, их жизненный опыт оказывается сильнее. Они думают, что у них были хорошие семьи, потому что они хотят так думать. И МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИХ СУДИТЬ ЗА ЭТО. Нам, выросшим в счастливых семьях, их трудно понять. ИМ ПРОСТО НАДО ПОМОЧЬ. Разумеется, если ребенку повезет и его усыновят или возьмут в приемную семью, и он будет там счастлив, у него сложится образ хорошей дружной семьи. Но если они будут выпускниками детского дома, ох, как тяжело им будет строить нормальную семью. Чем же можно им помочь? Ответ прост: взять в свою семью хотя бы одного ребенка из детского дома и спасти его от одиночества в жизни. У меня очень хороший муж. Ему тоже в жизни повезло: он вырос в дружной семье, которая его обожала. Мы с ним родили двух детей. Они подросли, уехали учиться в Москву в институты и дом наш как-то опустел. Тогда мы подумали, что у нас хватит любви и тепла, чтобы воспитать хотя бы еще одного ребенка. И мы решили взять его из детского дома. Но приняли мы в свою семью ни одного, а трех детей, которые остались без попечения родителей и оказались в детском доме. Это совершенно потрясающие дети, они из одной семьи, то есть между собой родные и очень любят друг друга. Это две девочки и мальчик. Таким образом, уже 4 года наша семья состоит из 7 человек. Такой цветик-семицветик! У нас с мужем 5 детей и мы этим так гордимся! Очень было тяжело сначала. Я не буду рассказывать о трудностях, потому что надеюсь, что они позади. А счастья ведь гораздо больше! В нашем доме столько смеха и радостной толкотни! Нам совершенно некогда скучать. У нас так весело проходят праздники: с конкурсами, танцами, постановкой кукольных спектаклей, с невероятно добрыми пожеланиями. В будни тоже некогда думать о скуке: отвести и привести из школы и кружков, уроки, чтение книг, совместный просмотр фильмов и мультфильмов, разные домашние игры. Беседы на разные темы… В прошлом году мы возили наших ребят знакомиться с нашей дружной многочисленной родней в Ставропольский край! Наши дети так очаровали всех. Наши с мужем родители, к сожалению, уже умерли. Зато 3 моих дяди, как один, объявили, что они теперь будут их дедушками, а их жены бабушками. Как же счастлива была наша малышня! Дедушки их учили кормить кроликов и стрелять из рогатки. Бабушки учили собирать малину и вязать шарф! А потом все вместе ездили в горы, катались на канатной дороге и поднимались в июле до самого снега. Теперь наши дети ждут, когда наступит лето и мы поедим в гости к бабушкам и дедушкам. А пока наши дети пишут им письма, причем не по электронке, а обычные почтовые. А какие они помощники для меня и мужа! Они обожают готовить, с 7 лет они умеют чистить картошку и с радостью это делают. Для них приготовить дружно винегрет – делать нечего. Если наш папа что-то ремонтирует -- младший сынок тут как тут. Он готов папе помогать во всем и очень любопытный. Гордостью они
являются у нас и в плане учебы. Все они хорошо учатся. Кроме учебы, девочки посещают балетную студию, а младший сынок увлечен футболом! А сколько открыток и поделок они нам дарят, которые они делают сами! Безусловно, это все важно. Но самое главное - у них есть семья, у них есть мы, а у нас – они! Сначала мы им пели колыбельные и читали сказки, а теперь они нам поют, когда увидят, что я или муж устали и прилегли на диван. К тому же принесут подушку, укроют пледом, поцелуют. Конечно, после этого приснится сладкий сон! Теперь наши ребятишки готовят чай и накрывают на стол, когда захотим все попить чайку и рассказать друг другу новости. А еще они говорят, что когда вырастут, а мы станем старенькими, они никогда нас не бросят! Да будет так! «В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви» . Джон Пауэлл


В раздел образования