РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "Технология" 7 класс
Автор: Полякова Ольга Николаевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: Михайловский филиал МБОУ ""Щекинская СОШ" Населённый пункт: с.Михайловка Рыльский р-н Курская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "Технология" 7 класс Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол № 1
от «___» августа 201___г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 01.09.201___ г. №
Директор МБОУ "Щекинская СОШ»
Рыльского района Курской области
_______________ Е.П.Кузичкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Технология»
7 класс
Учитель: ПОЛЯКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
I квалификационной категории
с. Михайловка
2016 – 2017 учебный год
СТРУКТУРА
№
Название
№ стра-
ницы
1.
Пояснительная записка
3-5
2.
Учебно – тематический план
5
3.
Календарно – тематическое планирование
6-10
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
11-13
5.
Программно – методического обеспечения
14
Пояснительная записка – 7 класс
Программа «Технология. Обслуживающий труд» разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по
направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко. Программа предоставляет широкие воз -
можности для реализации различных подходов к построению учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся,
материальной базы общеобразовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций. Она предназначена
на формирование у школьников трудовой и технологической культуры, воспитание у них трудовых, гражданских и патриотических качеств личности,
их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, развитие у них гуманистически ориентированного мировоззрения.
Учебный план предмета в 7 –ом классе предусматривает изучение его в объеме 70 часов, который представлен в виде следующих разделов:
- Сельскохозяйственный труд;
- Материаловедение;
-Машиноведение;
-Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка;
-Кулинария;
-Интерьер жилого дома
- Проектирование и изготовление швейного изделия.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Для реализации содержания по разделу
«Сельскохозяйственный труд» имеется учебно-материальная база (учебно-опытный участок), где организуется практическая деятельность школьни -
ков. Большое внимание уделяется на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. В программе преду -
смотрено также выполнение школьниками проектных работ. Соответствующие темы по учебному плану проектной деятельности вводятся в учебный
процесс с начала учебного года. Творческая деятельность учащихся помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга, способствует
развитию инициативы. У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся
определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.
При планировании уроков учтены даты проведения школьных каникул и праздничных дней, запланированные часы сокращаются в связи не
достаточным количеством учебных дней. В частности на раздел «Технология изготовления плечевого изделия» всего выделяется 2 часа, способность
проектировать и изготавливать плечевое изделие выполняется во внеурочное время.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
- Цели:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения уча -
щихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, про-
ектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессио -
нальных планов, безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организа-
торских способностей;пространственного
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей дея-
тельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельнос ти и
ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология" на
этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов де -
ятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей дея -
тельности;
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, сло -
вари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оцени -
вание своего вклада в решение общих задачколлектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
7 класс
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование
раздела, темы
Кол-во часов
Из них (количество часов)
Практических, ла-
бораторных
Контроль-
ных
Экскурсии
Сельхоз. Труд
18
Осенний период
8
Элементы
материаловедения
2
Элементы машиноведения
2
Конструирование и моделирование
Плечевого изделия
22
Рукоделие. Вязание крючком.
10
Творческие проекты
16
Весенний период
10
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во ча-
сов
Обучающийся должен
знать
Обучающийся должен
уметь (основные умения и
навыки)
Дата
приложе-
ние
план
факт
Осенний период
1-2
Выращивание пло дово-ягод-
ных культур. Технология вы-
ращивания кустарников.
2
Знать виды и сорта
ягодных и плодовых,
технологию выращива-
ния кустарников.
Уметь посадить кустарник
3-4
Строение плодового дерева.
Уход за плодовыми деревья-
ми, подготовка к зиме.
2
Знать правила ТБ.
Уметь убрать урожай,
Подготовить плодовые де-
ревья к зиме.
5-6
Применение техники в расте-
ниеводстве. Экскурсия на с/х
производство.
2
Иметь представление о
применении техники в
растениеводстве.
Иметь представление о
применении техники в рас-
тениеводстве.
7-8
Выращивание овощных и
цветочно –декоративных
культур.
2
Знать Правила ТБ при
работе в овощехрани-
лищах .
Уметь подготовить их к
зиме.
Элементы материаловедения
9-10
Технология производства и
свойства искусственных во-
локон. Виды переплетений
нитей в тканях
2
Знать виды переплете-
ний и их влияние на
свойства тканей
Иметь представление:
– о технологии произ-
водства и свойствах искус-
ственных волокон;
– областях их применения.
Элементы машиноведения
11-12 Двухниточный машинный
стежок и принцип получения.
2
Знать устройство чел-
нока;
– Уметь ставить за-
крепки.
Иметь представление о
принципе образования
двухниточного машинного
стежка.
Конструирование и моделирование плечевого изделия
13-14 Виды женского легкого пла-
тья и бельевых изделий.
2
Иметь представление о
видах женского легкого
платья
Иметь представление о ви-
дах женского легкого пла-
тья
15-16 Снятие мерок для плечевого
изделия.
2
Знать и уметь приме-
нять правила снятия
мерок.
Знать и уметь применять
правила снятия мерок.
17-18 Построение основы чертежа
ночной сорочки.
2
Знать и уметь приме-
нять последователь-
ность
построения основы
чертежа плечевого из-
делия и необходимые
формулы
Знать и уметь применять
последовательность
построения основы черте-
жа плечевого изделия и
необходимые формулы
19-20 Особенности моделирования
плечевого изделия. Модели-
рование изделия выбранного
фасона
2
Знать особенности мо-
делирования плечевых
изделий.
Уметь их применять
21-22 Стачные и краевые швы.
2
Знать Назначение
швов
уметь применять швы на
практике
23-24 Технология выполнения
отдельных операций изготов-
ления плечевого изделия.
2
Знать правила выпол-
нения технологических
операций
Уметь применять их на
практике
25-26 Правила подготовки ткани к
2
Знать правила подго-
Уметь выполнять эти пра-
раскрою.
Раскладка выкройки,
обмеловка и раскрой ткани
товки ткани к раскрою,
раскладки деталей на
ткани, раскроя ткани.
вила
27-28 Подготовка деталей кроя к
обработке. Способы обра-
ботки изделия в зависимости
от модели и ткани
2
Знать и уметь исполь-
зовать способы перено-
са контурных и
контрольных линий и
точек
Знать и уметь использо-
вать способы переноса
контурных и контрольных
линий и точек
29-30 Проведение примерки, выяв-
ление и устранение дефектов
2
Знать правила прове-
дения примерки.
Уметь выявлять и устра-
нять дефекты
31-32 Стачивание деталей. Обра-
ботка выреза горловины об-
тачной
2
Уметь правильно под-
краивать обтачку и об-
рабатывать горловину
обтачкой
Уметь правильно подкраи-
вать обтачку и обрабаты-
вать горловину обтачкой
33-34 Художественная отделка пла-
тья
2
Уметь оформить свое
изделие.
Уметь оформить свое изде-
лие.
Рукоделие. Вязание крючком.
35-36 Вязание крючком: традиции и
современность. Инструменты
и материалы, узоры
и их схемы
2
Иметь представление:
– об истории рукоде-
лия;
– применении его в
современной моде.
Иметь представление:
– об истории рукоделия;
– применении его в совре-
менной моде.
37-38 Приемы вязания крючком.
Набор петель крючком
2
Знать правила подго-
товки материалов и
подбора крючка.
Уметь:
– использовать эти правила
в работе;
– набирать петли крючком
39-40 Вязание образцов различных
узоров.
2
Знать и уметь исполь-
зовать различные
способы провязывания
петель
Уметь читать схемы
41-42 Вязание крючком образцов.
Вязание полотна крючком
2
Уметь:
– читать схемы;
– выполнять различные
петли
Уметь:
– читать схемы;
– выполнять различные
петли
43-44 Изготовление ажурного во-
ротника
2
Уметь вязать полотно
по разным схемам
Уметь вязать полотно
по разным схемам
Творческие проекты
45-46
Тематика творческих проек-
тов и этапы их выполнения
2
Уметь:
аргументировано защи-
щать свой выбор;
Уметь:
аргументировано защищать
свой выбор;
47-48 Организационно-подготови-
тельный этап
2
Уметь: – делать эскизы
и подбирать материалы
для выполнения
– пользоваться необхо-
димой литературой
Уметь: – делать эскизы и
подбирать материалы для
выполнения
– пользоваться необходи-
мой литературой
49-50 Выбор оборудования инстру-
ментов и приспособлений.
2
Уметь: – делать эскизы
и подбирать материалы
для выполнения
Уметь: – делать эскизы и
подбирать материалы для
выполнения
51-54 Составление технологиче-
ской последовательности вы-
полнения проекта
4
Уметь: конструиро-
вать
и моделировать, выпол-
нять намеченные рабо-
ты
Уметь: конструировать
и моделировать, выполнять
намеченные работы
55-58 Технологический этап выпол-
нения творческого проекта
4
Уметь: конструиро-
вать
Уметь: конструировать
и моделировать, выполнять
и моделировать, выпол-
нять намеченные рабо-
ты
намеченные работы
59-60 Защита творческого проекта.
2
Уметь оценивать вы-
полненную работу и за-
щищать ее
Уметь оценивать выпол-
ненную работу и защищать
ее
Весенний период
61-62 Выращивание растений рас-
садным способом. Выбор
культур для выращивания
рассадным способом
2
Иметь представление:
технологии рассадного
способа выращивания
Уметь подготовить и посе-
ять семена
63-64 Выращивание растений рас-
садным способом. Уход за се-
менами.
2
Уметь подготовить и
посеять семена
Уметь ухаживать за расса-
дой
65-66 Выращивание растений рас-
садным способом. Рассадка
овощей в теплицу и откры-
тый грунт
2
Уметь ухаживать за
рассадой
Уметь высадить растения в
грунт и теплицу
67-68 Выращивание декоративных
деревьев и кустарников. Де-
коративное садоводство.
2
Знать правила ТБ в са-
доводстве.
Иметь представление: о
декоративном садоводстве
особенности и технологи
выращивания декоратив-
ных деревьев и кустарни-
ков
69-70 Традиционные декоративные
культуры региона. План вы-
садки декоративных культур
2
Уметь подготовить по-
садочный материал
Высадить кустарники и
Уметь подготовить поса-
дочный материал
Высадить кустарники и де-
на уоу.
декоративные растения
согласно плану участка
коративные растения со-
гласно плану участка
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 7 класса должны знать:
О влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов, радионуклидов и т.п.
О применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды.
Общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных
микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций.
Правила оказания первой помощи при ожогах, поражении электрическим током, пищевых отравлениях.
Виды мясного сырья, понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, сроки и способы разделки мяса в зависимости от
его сорта и кулинарного использования.
Способы первичной обработки мяса и приготовления ясных полуфабрикатов, условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной
массы.
Правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса и мясных полуфабрикатов, способы определения готовности блюда, посуду и ин-
вентарь, применяемые дл приготовления мясных блюд, принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам, требования к качеств готовых блюд к
столу.
Общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, способы заквашивания мо -
лока для получения простокваши, кефира, технологию получения творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога, технологию их приго-
товления, особенности приготовления сырой и отварной пасхи.
Кухонный и столовый инвентарь, посуду, природные источники воды, способы обеззараживания воды, разогрева и приготовления пищи в по -
ходных условиях.
Способы приготовления пресного теста, раскатки теста, технологии приготовления блюд из пресного теста, способы защипки краев пельменей,
вареников, чебуреков, правила варки пельменей, вареников и других изделий из пресного теста, способы определения готовности.
Общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод, о содержании в них минеральных веществ, углеводов, витаминов, о сохранности этих ве -
ществ в процессе хранения и кулинарной обработки, методы определения качества ягод и фруктов, сроков сбора ягод и фруктов в домашнем хозяй -
стве.
Назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию приготовления пюре, сиропов из ягод и фруктов, горячих и холодных
фруктовых супов, желе и муссов.
Сервировку стола («Сибирские пельмени»), правила поведения в гостях, за столом.
Технологии приготовления варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, правила и сроки сбора, перевозки и хранения плодов и ягод для варе -
нья, значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, способы определения готовности варенья, способы засаха -
ривания ягод и фруктов без стерилизации.
Санитарно-гигиенические требования к детской комнате.
Возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров, их условные обозначения.
Роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат помещения, правила составле -
ния букета, искусство дарить цветы.
Основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида пере -
плетения.
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения на кинематических схемах.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины, принцип образования двухниточного машинного стежка, назначение и
принцип получения зигзагообразной строчки.
Виды женского легкого платья и бельевых изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным издели -
ям, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы строчки и трусов, особенности моделирования
плечевых изделий на основе чертежа ночной сорочки, способы моделирования купальников.
Назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, наклад -
ного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с закрытым и открытым срезами, окантовочного тесьмой) , технологическую последователь -
ность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и соединения ее с изделием, обработки застежки
планкой, притачивания кулиски.
Экономную раскладку выкройки на ткани с направлением рисунка, с симметричными и асимметричными полосами, технологическую после -
довательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения примерки, выявлении и исправление дефектов изделия, способы отделки и влажно-
тепловой обработки, требования к качеству готового изделия.
Правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины для ремонта швейных изделий, способы поднятия петель на трико-
тажных изделиях.
Единство стиля костюма, прически, косметики, интерьера.
Правила пользования средствами косметики; свойства естественных красителей; правила нанесения и снятия масок, выполнения макияжа.
Условия труда и требования к дизайнерам специалистам по технологии обработки тканей и пищевых продуктов.
Учащиеся должны уметь :
Оказывать первую помощь при ожогах и поражении электрическим током, пищевых отравлениях.
Определять качество мяса, оттаивать мороженное мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, котлеты и натуральную рубленную массу и
полуфабрикаты из нее, выбирать и формировать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мяса и мясных полуфабрикатов, определять го -
товность блюд и подавать их к столу.
Приготовить простоквашу, кефир, творог и другие кисломолочные продукты в домашних условиях, блюда из творога, сырые и вареные пас -
хи.
Рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечить сохранность продуктов, соблюдать правила санитарии и гигиены в по -
ходных условиях, готовить пищу и обеззараживать воду в походных условиях, соблюдать меры противопожарной безопасности.
Приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей, вареников, чебурек.
Проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать из них пюре, сиропы, фруктовые супы, желе и муссы.
Варить варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, определять готовность варенья, перекладывать варенье на хранение, переваривать про -
кисшие варенье.
Оборудовать детский уголок,
Выращивать комнатные растения и размещать их.
Приготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок в зависимости от толщины нити, выполнять раппорт узора по записи.
Соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерской.
Применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях.
Определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; читать кинематические схемы.
Разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигза -
гообразной строчкой.
Работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные фасоны платья и купальника.
Выполнять машинные швы: стачные и краевые, обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачкой, кружевом, тесьмой, обрабатывать
ластовицу и соединить ее с изделием, обрабатывать застежку планкой, притачивать кулиску.
Выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и симметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обраба -
тывать срезы рукавов, низа платья и выреза трусов косой обтачкой или тесьмой, обрабатывать край купальника под резинку, проводить примерку и
исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия.
Выполнить штопку швейных изделий с помощью швейной машины, поднимать петли на трикотажных изделиях.
Программно – методическое обеспечение
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под
ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
Еременко Т.И., Забалуева Е.С. «Технология ручной вышивки», «Просвещение, 2000г.
Симоненко В.Д. «Семейная экономика. 7-8», Москва, Вита-Пресс, 2000г.
Готтенрод Ф., Расине О., «История костюма», «Арт - родник», 2008г
Светлова Е. «Сервировка праздничного стола и этикет застолья», Москва, изд. «Лада», 2009г.
Горожанина С.В., Куценко Е.В. «Народные художественные промыслы Подмосковья», Москва, изд. «Мелихово», 2006г.