"Представление опыта работы по использованию современных образовательных технологий в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников"
Автор: Дронова Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №133" Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: статья Тема: "Представление опыта работы по использованию современных образовательных технологий в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
жизни у дошкольников»
«Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был
здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться! »
Я.А.Коменский.
Существует,
к
сожалению,
сегодня
очень
низкий
уровень
мотивации
на
сохранение
и
укрепление
индивидуального
здоровья.
Всё
чаще
можно
услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится
брать на себя ответственность за своё здоровье. Культурный человек, по
словам
И.И.Брехмана,
«не
должен
допускать
болезни,
особенно,
хронической,
так
как,
в
подавляющем
числе
случаев,
они
являются
следствием
образа
жизни
в
течение
довольно
долгого
времени».
Действительно,
всемирная
организация
здоровья
доказала,
что
здоровье
ребёнка
зависит:
на
20-25%
от
окружающей
среды;
20-25%
от
наследственности; 10% от медицины и 40-50% от образа жизни.
Что такое здоровый образ жизни человека?
Это
рациональный
режим
дня
и
питания,
оптимальная
двигательная
активность,
соблюдение
правил
гигиены,
культура
эмоций
или
психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек и пагубных пристрастий
(алкоголь, никотин, наркотики), активная жизненная позиция, потребность
мотивационной культуры, духовная культура и здоровый психологический
климат.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются
уже
в
дошкольном
возрасте.
Если
учесть,
что
этот
период
является
основополагающим
в
становлении
личности
человека,
то
становится
очевидной
актуальность
формирования
у
дошкольников,
хотя
бы
элементарных представлений о здоровом образе жизни. Если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не
только
физически,
но
и
личностно,
интеллектуально,
духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как
физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни
и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем
детском
саду
является
одной
из
значимых
и
п р и о р и т е т н ы х .
Я
являюсь
руководителем
проекта
«Детская
безопасность»,
разработанного
и
апробированного
на
базе
МБДОУ,
в
котором
самым
обширным является раздел «Здоровье ребёнка». Задача проекта, в том числе,
формирование у детей и родителей мотивации к ведению здорового образа
жизни.
В
процессе
проектной
деятельности
дошкольники
в
игровой
и
доступной форме знакомятся с человеческим организмом, узнают, как он
устроен, как работает и что нужно делать для его укрепления, а что вредно
для
его
здоровья.
Это
способствует
воспитанию
основ
ЗОЖ.
Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это
экскурсии,
наблюдения,
рассматривание
картин,
занятия-бе седы
познавательного
характера,
разнообразные
дидактические
и
развивающие
игры,
игровые
упражнения,
эксперименты
и
опыты,
тесты,
видео-
и
аудиозаписи.
Для повышения результативности нашего проекта, я использую
современные
здоровье
сберегающие
технологии
–
это
технологии,
направленные на решение приоритетной задачи сохранения и укрепления
здоровья субъектов педагогического процесса.
Цель здоровье сберегающих технологий в ДОУ:
-Применительно к ребёнку — это обеспечение высокого уровня реального
здоровья
воспитанника
детского
сада
и
воспитание
валеологической
культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и
жизни
человека,
знаний
о
здоровье;
умений
оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
позволяющий
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать вопросы здорового образа жизни (ЗОЖ) и безопасного поведения;
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской
помощи,
психологической помощи и самопомощи.
-Применительно
к
взрослому
–
это
содействие
становлению
культуры
здоровья, в том числе, культуры профессионального здоровья воспитателя
ДОУ и валеологическое просвещение родителей.
Здоровье сберегающие образовательные технологии включают:
1.
Системно-организационную
совокупность
программ,
приёмов,
методов
организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровья его
участникам.
2.Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их
воздействия на здоровье детей и педагогов.
3.Технологическая
основа
здоровье
сберегающей
педагогики
–
это
технологии, направленные на сохранение и обогащение здоровья детей и
педагогов.
Наряду
с
уже
известными:
физкультурными
занятиями,
динамическими
паузами,
подвижными
и
спортивными
играми,
занятиями
из
серии
«Здоровье»,
я
использую
и
нововведения:
игротерапию,
сказкотерапию,
арттерапию,
гимнастику
ортопедическую,
дыхательную
по
методу
А.Н.Стрельниковой, гимнастику бодрящую, коррегирующую, гимнастику для
глаз, пальчиковые игры, самомассаж и точечный массаж, коммуникативные
игры, технологии эстетической направленности.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший
труд воспитателя. от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы». В.А.
Сухомлинский.