Автор: Тимошенко Галина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок" Населённый пункт: Бурятия город Улан-Удэ Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Театр и дети" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида»
№16 «Родничок»
Краткосрочный проект по театральной деятельности
в подготовительной группе
«Театр и дети»
Сказки «РЕПКА»
И
«КАК МЕДВЕДЬ УРОЖАЙ СОБИРАЛ»
Воспитатель: Тимошенко Г.В.
Муз.руководитель: Жукова И.В.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие
духовного мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Тип проекта
: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,
творческий, игровой.
По характеру контактов
: Ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
По профилю знаний:
групповой проект.
По характеру участия ребенка
: Участник от зарождения идеи до получения
результата.
Продолжительность проекта
: Краткосрочный
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы «Ромашка»,
воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы
. 1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
Цель проекта
. Создание оптимальных условий для развития эмоционально- волевой,
познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности
каждого ребенка.
Задачи проекта
. 1.Пробудить интерес детей к театру.
2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование
мимики, жестов, голоса,).
3.Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать
правильное звукопроизношение.
4. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать
комплексы.
5. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении костюмов и дать сведения о
способах обыгрывания дома с детьми.
6. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой
мастерской.
Срок реализации проекта
:
24-28 октября
Продукт совместной деятельности:
Репетиции - обыгрывание персонажей, заучивание ролей.
Основные этапы проекта
: Исследовательский этап: - мониторинг творческих
способностей детей их умений и навыков;
- обобщение и анализ полученных данных.
Организационный этап :
-Разработка проекта: определение целей и задач проекта
-Утверждение проекта
-Разработка сценария спектакля, мероприятий совместно с муз. Руководителем
- составление плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей
детей
- организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня
Практический этап
-Консультация для родителей: «ТЕАТР ДОМА»
-Создание моделей костюмов совместно с родителями
-Составление списка необходимых материалов для реализации проекта
-Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже
имеющихся зон.
-Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный
уголок: маски, декорации.
- Организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.
Обобщающий этап
- представление опыта работы по театрализованной деятельности
детей дошкольников через презентацию проекта.
Предполагаемые результаты
.
- Задействовать детей группы в проекте;
- Познакомить детей со сказкой и обыгрыванием её;
- Приобретение и изготовление атрибутов и реквизита для показа сказки;
- В результате создания творческой группы из родителей и воспитателей повысить
компетентность в вопросах воспитания;
- Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности,
позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей;
- Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно
строить свою речь;
-Социальный – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение
устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и
поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
-Информационный– в обращении к различным источникам информации при обсуждении
темы, способов действия;
- Деятельностный – это способность осуществлять результативные действия
индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
-Здоровьесберегающий – в самостоятельном регулировании активности, свободном
выборе позы, длительности и темпа выполнения.
Ход реализации проекта «Театр и дети»
Блоки работы по проекту
:
-Взрослые
-Дети
-Развивающая среда
1. Взрослые
-Наглядная информация для родителей: папка «Играем в театр» с описанием истории
театра, его видов.
-Пополнение в группу новых видов театра.
- Участие в мероприятиях в сотрудничестве с музыкальным руководителем;
- Выставка книг «В гостях у сказки»
2. Дети
-Рассказ воспитателя «Что такое театр».
-Рассматривание:
1.Книг с иллюстрациями сказки
2. Театральных афиш,
-Изготовление театральных билетов.
- Репетиции спектакля для младших детей «Репка», «Как медведь урожай собирал» ;
- Исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная
деятельность детей в детском саду»;
- Использование разных видов театрализованной деятельности для развития творческой
личности;
- Беседа: «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр,
режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т.д.)
-Артикуляционная гимнастика;
-Игры со скороговорками;
-Выполнение упражнений;
-игра «угадай жест»;
- показ театрализованного спектакля для младших групп силами детей старшего возраста
и педагогов;
просмотр видео;
3. Развивающая среда
- модернизация классификации театрализованных игр с
учетом современных технологий;
- разработка картотеки и тематики художественной литературы с учетом возрастных
особенностей детей для занятий познавательного цикла;
- проектирование театральных зон с учетом интересов детей и педагогов;
- изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных игрушек, рисование
пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;
- выставка художественной литературы на тему: «В гостях у сказки»;
Фото отчёт проекта «Театр и дети».
Обеспечение проектной деятельности
:
1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
2. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и
младших школьников. — М., 2001
3.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического
воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
5. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.:
Лепта-Книга, 2007.
7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
8. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного
возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001
9. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов
дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.:
Школьная пресса, 2000.
«ТЕАТР ДОМА»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит
игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь
детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском
театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано.
Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или
цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием
перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их
подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно
насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними
умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности.
Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша.
В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано,
поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома
показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему
самого малыша, наверное, можно.
Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом
прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет
заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть
скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей
дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе
принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… .
Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка.
Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней,
не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. На следующий день на
пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая
уже собачка. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все
больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно
объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и
попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не
только говорили, но и выполняли определенные действия.
Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для
игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно -
разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода
модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова
каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить
внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему,
разными голосами. Двигаться они должны тоже по- разному. Полезно
пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было
до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом
персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об
игровом образе. Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего
лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во
многом ограничивает театральное действие.
Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных
средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или
шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении
персонажей, в речевой характеристике образа.
К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-
игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что
позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут
принимать участие все члены семьи и даже приглашенные.
Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные
пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно
заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к
сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить
границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными
проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими
мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который
приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит
ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети
создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все,
что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже
при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они
играют. И все же « как будто» и только оно помогает ребятам действовать
искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно
путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их
образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В
одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к
драматизации ( инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной,
руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми
дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники
недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового
действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят,
двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают
испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им
нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают
законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда
просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое
исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так
и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются
впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было
передано содержание разыгрываемого произведения. Но игра –
драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий
уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в
создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма
игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить
характер сюжетно-ролевой игры.
В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в
спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один,
два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько
исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем,
вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что
и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома
даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они
более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. Дома
можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений
ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления.
Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень
скоро принесет первые положительные результаты. В театральной игре
ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует
его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие,
развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед
зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое
внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности
ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди
сверстников.
Сценарий сценка: Репка на новый лад
Ведущий:
- Уважаемые зрители, сказку посмотреть не хотите-ли?
Знакомую, на удивление, но с креативными добавлениями!
В одной, ну очень сельской, местности , весьма далекой от известности,
Что на Руси встречаются нередко, Дед посадил однажды Репку!
Репку мы посадим на табурет, Что приготовил заранее дед.
(Жестом предлагает «Репке» занять свое место)
- Наша репка выросла к утру
И ботвой качает на ветру.
А теперь все по порядку: вышел утром дед на грядки
Покряхтел, да потянулся
Да на Репку обернулся вот так чудо-чудеса!
Дедка трет свои глаза,
Потому что удивился: вот так овощ уродился!