Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста


Автор: Кокшаева Баина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС "Буратино"
Населённый пункт: г.Лагань Лаганского района, Республика Калмыкия
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино», г.Лагань Республика Калмыкия. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности ребёнка. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д. Учеными в процессе исследований установлено, что развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и целенаправленной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка и для развития речи. Нам можно ещё раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое поколение потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М.Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма. Учитывая важность проблемы, в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводят систематически и ежедневно как воспитатели, так и другие педагоги. Так же проводим мастер- классы Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группах была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:  Зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму.  Зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозайки, бросовый материал, различные инструменты.  Театрально – музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса, а также игры и аксессуары, развивающие темы речи, тембр, силу голоса, интонацию. Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Связь с родителями осуществляется так же через консультации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даём рекомендации, прописываем игры и упражнения для занятий с детьми.


Мастер – класс для родителей «Пособия на развитие мелкой моторики»



В раздел образования