Напоминание

Речь на кончиках пальцев


Автор: Узорникова Раиса Альбертовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1 "Скворушка"
Населённый пункт: Калининградская обл., г.Пионерский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речь на кончиках пальцев
Раздел: дошкольное образование





Назад





Речь на кончиках пальцев.
У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности в формировании мелкой ручной моторики. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, так называемой «моторной неловкостью». Например, такие дети испытывают трудности при завязывании и развязывании шнурков, ленточек, застегивании и расстегивании пуговиц, манипулировании ложкой, вилкой. Им трудно удержать в руке карандаш и кисточку, они «не дружат» с ножницами. Впоследствии у таких детей могут возникнуть трудности при обучении письму в школе. Справиться с «моторной неловкостью» помогут игры с мелкими предметами – спичками, палочками, камешками, веревочками, бусинами, пуговицами, различными крупами. Такие игры не только сделают пальчики ребенка послушными, но и помогут развить его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, речь, мышление. Игры с мелкими предметами можно использовать на занятиях, прогулке, они помогут занять дошкольников во вторую половину дня их пребывания в детском саду. Играть можно с целой группой детей, и с подгруппами.
Спички и палочки.
Привозим игрушечный самосвал и высыпаем на стол горстку счетных палочек (спичек). Предлагаем детям осторожно, двумя пальчиками, брать каждую палочку и складывать в коробочку. Затем показываем детям, как из палочек можно сложить фигурки: треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Даем задание сложить лесенку, стол, стул, кровать. Когда дети освоят составление этих предметов, предлагаем более сложное задание – сложить звездочку, рыбку, кораблик, часы, елочку и пр. Вырезаем из картона кружочки, они прекрасно дополнят сложенные из палочек фигурки. Это могут быть колеса у машины, и голова человечка, и окна у ракеты. С детьми постарше можно поиграть в игру «Запомни, повтори». Рисуем на карточках человечков в разных позах. Показываем детям одну карточку в течение нескольких секунд, затем прячем ее. Ребенок должен запомнить картинку и из палочек и кружочков сложить точно такого же человечка.
Нитки, веревочки, шнурки.

«Змейка, лесенка».
Просим детей вытянуть веревку по прямой линии, выложить «Змейку», «Лесенку». Предлагаем ребенку «прошагать» пальчиками по веревочной «лесенке».
«Ниткография».
Из тонких веревочек, шнурков, толстых ниток выкладываем на листе бархатной бумаги или на ворсистой ткани «нитяные узоры». Предлагаем детям сделать так же.

«Узелок завяжется, узелок развяжется…»
Завязываем на веревочках узелки. Просим ребенка сделать так же. Если для детей такое задание окажется слишком сложным, попросите их распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шкурке (узел стягиваем несильно). Можно устроить соревнование между детьми – кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке. Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потешками, другим речевым материалом, а также когда предлагается слушать сказку и вместе со взрослыми «инсценировать» ее содержание пальчиковыми движениями и изображениями, обыграть сказку с персонажами. Подобным образом можно включить пальчиковые упражнения в любой их вид, различные занятия в течение всего учебного года. Такой подход позволяет стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей-логопатов, профилактике речевых расстройств у нормально развивающихся дошкольников. В результате этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма будущими школьниками.
Учитель-логопед: Узорникова Раиса Альбертовна


В раздел образования