Ознакомление с природой весной с использованием элементов ТРИЗа
Автор: Коротенко Татьяна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №29" Населённый пункт: пос. Зауральский Челябинская область Наименование материала: конспект Тема: Ознакомление с природой весной с использованием элементов ТРИЗа Раздел: дошкольное образование
Ознакомление
с
природой
весной
с
использованием
элементов
ТРИЗа
.
Программное содержание:
Расширять и углублять знания детей о природе весной, обобщать знания детей,
подвести
к
самостоятельным
выводам
о
взаимосвязи
и
взаимозависимости
живой и неживой природы. Обогащать и расширять знания детей о перелетных
птицах, помочь детям проследить этапы развития системы. Упражнять в умении
видеть целое, состоящее из частей, объединять части в одно целое. Помочь детям
осознать значимость того или иного жизненного цикла в жизни животных наших
лесов.
Развивать
логическое
мышление,
познавательность,
активность,
любознательность.
Словарная работа: проталинки, безоблачное, клейкие.
Ход занятия:
Стук в дверь. Воспитатель вносит кукольного зайчика и письмо.
Письмо: «Здравствуйте дорогие дети, я пришел к вам в гости, меня прислала
весна - красна, она очень любит вас, видит часто на улице, когда вы гуляете,
сказала, что вы очень выросли за год. Весна хочет узнать, что вы знаете о
весенней природе. И мы с весной загадаем вам несколько загадок, они в этом
конверте, я буду слушать вас, а потом все расскажу весне, что услышал от вас.»
1
1.
Первую загадку вам поможет найти голубой цвет. Этот цвет ищите друг у
друга (Дети ищут и находят полоску в виде ручейка, на которой написана
загадка):
«Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой - улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?»
Когда это бывает? Какое время года сейчас? Почему вы решили, что сейчас
весна, докажите.
А
поможет
вам
рассказать
схема
описания
времен
года.
Сначала
расскажите о солнце, какое оно?
Теперь о небе (в это время года небо ясное, чаще безоблачное).
Дальше по схеме Земля. Что можно сказать о Земле? (снег тает, появляются
проталинки, а затем появляется первая травка).
Что дальше у нас по схеме? Деревья. Что можно сказать о деревьях? (на
деревьях набухают почки).
Теперь надо рассказать об одежде людей. Что изменилось в одежде людей?
(весной становится теплее, поэтому люди одевают более легкую одежду:
куртки, весенние пальто, легкие шапки, резиновые сапоги, туфли).
А чем заняты дети весной? Какие весенние месяцы вы знаете?
Игра «Хорошо - плохо»
Ребята, чем хороша весна? Почему вы любите весну? А чем плоха весна?
2
2.
Вторую загадку вы найдете на предмете, который очень часто встречается в
лесу. Как вы думаете, что чаще всего встречается в лесу? Правильно деревья,
а у нас в группе есть деревья, давайте посмотрим, там ли загадка? (Дети
находят на березке загадку)
«Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане».
Правильно, это дерево.
Давайте,
сравним
дерево
с
любым
другим
предметом,
то
есть
перенесем
качества, свойства и функции с одного предмета на другой.
Окно Дерево
стеклянное – покрыто льдом
прозрачное – без листьев
сверкающее – иней, во время дождя на солнце
защищает от холода – защищает от солнца зверей - от ветра и дождя, топят печи
пропускает свет – неплотная тень
хрупкое – в морозную погоду быстро ломается.
Кошка Дерево
пушистая – крона у дерева
хитрая – листья опадают
быстрая – растет
3
«Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели».
полосатая – кольца на стволе дерева
ласковая
прыгает – отростки от дерева
ловит мышей – паутина на дереве
мяукает – шумит, шелестит
царапается – в морозную погоду ветки колючие.
3. Третья загадка , отгадайте, что лежит в черном ящике.
Игра «Данетки» Вы будете задавать вопросы, а я отвечать на них да или нет.
(Его можно встретить в лесу?)
Послушайте стихотворение о еже, которое я услышал в лесу.
Маленький ёжик - четверо ножек.
Ёжик по лесу идет, песенку поет.
Фуф-ты,фуф-ты, фуф-тф, фу…
На спине листок несу.
Самый сильный я в лесу,
Лишь боюсь я лису.
Маленький ёжик - четверо ножек.
Ёжик по лесу идет, песенку поет.
Фуф-ты,фуф-ты, фуф-тф, фу…
На спине грибок несу.
Самый сильный я в лесу,
Лишь боюсь я лису.
Маленький ёжик - четверо ножек.
Ёжик по лесу идет, песенку поет.
4
Фуф-ты,фуф-ты, фуф-тф, фу…
На спине лису несу.
Самый сильный я в лесу,
Не боюсь теперь лису.
Ребята, какие животные просыпаются от спячки? Что можно рассказать о
животных, чем они занимаются весной, что у них происходит весной (меняют
шубки и т.д.)
4. Четвертую загадку вы найдете у наших пернатых друзей (попугаев).
«Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед от пашни вскачь,
А зовется птица……….»
Рассматривание грача на системном операторе.
Жил-был грач и прилетел он к нам. А откуда прилетел к нам грач? (из своей
стаи). Из каких частей состоит тело грача? (голова, туловище, хвост, ноги,
крылья, клюв). А в прошлом – откуда появился грач? (из яйца). А откуда
появилось яйцо? (желток, белок, скорлупа). А давайте посмотрим, что у нас будет
в будущем? Старый грач, у него своя семья, части тела более большие и сильные.
Ребята, расскажите, каких перелетных птиц, Вы знаете? Почему их называют
перелетными? Какие птицы прилетают первыми? Как дети заботятся о птицах
весной? (строят скворечники.)
Когда дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с
изображением этой птицы.
5
«Черный, притворный,
Кричит «кррак».
Червякам враг».
5. И последняя загадка , я ее пустила в ручеек, в виде кораблика, который
бежал у меня в лесу, как он может попасть к вам?
Высказывания детей.(Нашли в раковине, где бежала вода)
«Я очень люблю свой лес и забочусь о нем, всегда любуюсь его красотой, какой
он красивый становится весной, когда появляются первые листочки, цветочки,
когда прилетают птицы. Я очень хотела бы, чтобы вы нарисовали мне мой
весенний лес и прислали рисунки мне, а зайчик мне их принесет. Буду ждать с
нетерпением».
Ну что, ребята, нарисуем весне ее весенний лес?
Воспитатель предлагает детям приготовить все для рисования на второе
занятие по теме «Весенний лес».
6