Напоминание

Ознакомление с природой весной с использованием элементов ТРИЗа


Автор: Коротенко Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: пос. Зауральский Челябинская область
Наименование материала: конспект
Тема: Ознакомление с природой весной с использованием элементов ТРИЗа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление с природой весной с использованием элементов ТРИЗа . Программное содержание: Расширять и углублять знания детей о природе весной, обобщать знания детей, подвести к самостоятельным выводам о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы. Обогащать и расширять знания детей о перелетных птицах, помочь детям проследить этапы развития системы. Упражнять в умении видеть целое, состоящее из частей, объединять части в одно целое. Помочь детям осознать значимость того или иного жизненного цикла в жизни животных наших лесов. Развивать логическое мышление, познавательность, активность, любознательность. Словарная работа: проталинки, безоблачное, клейкие.
Ход занятия:
Стук в дверь. Воспитатель вносит кукольного зайчика и письмо. Письмо: «Здравствуйте дорогие дети, я пришел к вам в гости, меня прислала весна - красна, она очень любит вас, видит часто на улице, когда вы гуляете, сказала, что вы очень выросли за год. Весна хочет узнать, что вы знаете о весенней природе. И мы с весной загадаем вам несколько загадок, они в этом конверте, я буду слушать вас, а потом все расскажу весне, что услышал от вас.» 1
1.
Первую загадку
вам поможет найти голубой цвет. Этот цвет ищите друг у друга (Дети ищут и находят полоску в виде ручейка, на которой написана загадка): «Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой - улей – пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?»  Когда это бывает? Какое время года сейчас? Почему вы решили, что сейчас весна, докажите.  А поможет вам рассказать схема описания времен года. Сначала расскажите о солнце, какое оно?  Теперь о небе (в это время года небо ясное, чаще безоблачное).  Дальше по схеме Земля. Что можно сказать о Земле? (снег тает, появляются проталинки, а затем появляется первая травка).  Что дальше у нас по схеме? Деревья. Что можно сказать о деревьях? (на деревьях набухают почки).  Теперь надо рассказать об одежде людей. Что изменилось в одежде людей? (весной становится теплее, поэтому люди одевают более легкую одежду: куртки, весенние пальто, легкие шапки, резиновые сапоги, туфли).  А чем заняты дети весной? Какие весенние месяцы вы знаете?
Игра «Хорошо - плохо»
Ребята, чем хороша весна? Почему вы любите весну? А чем плоха весна? 2
2.
Вторую загадку
вы найдете на предмете, который очень часто встречается в лесу. Как вы думаете, что чаще всего встречается в лесу? Правильно деревья, а у нас в группе есть деревья, давайте посмотрим, там ли загадка? (Дети находят на березке загадку) «Русская красавица Стоит на поляне. В зеленой кофточке, В белом сарафане». Правильно, это дерево. Давайте, сравним дерево с любым другим предметом, то есть перенесем качества, свойства и функции с одного предмета на другой.
Окно Дерево
стеклянное – покрыто льдом прозрачное – без листьев сверкающее – иней, во время дождя на солнце защищает от холода – защищает от солнца зверей - от ветра и дождя, топят печи пропускает свет – неплотная тень хрупкое – в морозную погоду быстро ломается.
Кошка Дерево
пушистая – крона у дерева хитрая – листья опадают быстрая – растет 3 «Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки, Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели».
полосатая – кольца на стволе дерева ласковая прыгает – отростки от дерева ловит мышей – паутина на дереве мяукает – шумит, шелестит царапается – в морозную погоду ветки колючие. 3.
Третья загадка
, отгадайте, что лежит в черном ящике.
Игра «Данетки»
Вы будете задавать вопросы, а я отвечать на них да или нет. (Его можно встретить в лесу?) Послушайте стихотворение о еже, которое я услышал в лесу. Маленький ёжик - четверо ножек. Ёжик по лесу идет, песенку поет. Фуф-ты,фуф-ты, фуф-тф, фу… На спине листок несу. Самый сильный я в лесу, Лишь боюсь я лису. Маленький ёжик - четверо ножек. Ёжик по лесу идет, песенку поет. Фуф-ты,фуф-ты, фуф-тф, фу… На спине грибок несу. Самый сильный я в лесу, Лишь боюсь я лису. Маленький ёжик - четверо ножек. Ёжик по лесу идет, песенку поет. 4
Фуф-ты,фуф-ты, фуф-тф, фу… На спине лису несу. Самый сильный я в лесу, Не боюсь теперь лису. Ребята, какие животные просыпаются от спячки? Что можно рассказать о животных, чем они занимаются весной, что у них происходит весной (меняют шубки и т.д.) 4. Четвертую загадку вы найдете у наших пернатых друзей (попугаев). «Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад – вперед от пашни вскачь, А зовется птица……….» Рассматривание грача на системном операторе. Жил-был грач и прилетел он к нам. А откуда прилетел к нам грач? (из своей стаи). Из каких частей состоит тело грача? (голова, туловище, хвост, ноги, крылья, клюв). А в прошлом – откуда появился грач? (из яйца). А откуда появилось яйцо? (желток, белок, скорлупа). А давайте посмотрим, что у нас будет в будущем? Старый грач, у него своя семья, части тела более большие и сильные. Ребята, расскажите, каких перелетных птиц, Вы знаете? Почему их называют перелетными? Какие птицы прилетают первыми? Как дети заботятся о птицах весной? (строят скворечники.)  Когда дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с изображением этой птицы. 5 «Черный, притворный, Кричит «кррак». Червякам враг».
5. И
последняя загадка
, я ее пустила в ручеек, в виде кораблика, который бежал у меня в лесу, как он может попасть к вам? Высказывания детей.(Нашли в раковине, где бежала вода) «Я очень люблю свой лес и забочусь о нем, всегда любуюсь его красотой, какой он красивый становится весной, когда появляются первые листочки, цветочки, когда прилетают птицы. Я очень хотела бы, чтобы вы нарисовали мне мой весенний лес и прислали рисунки мне, а зайчик мне их принесет. Буду ждать с нетерпением». Ну что, ребята, нарисуем весне ее весенний лес?  Воспитатель предлагает детям приготовить все для рисования на второе занятие по теме «Весенний лес». 6


В раздел образования