Автор: Павлова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок" Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: "Социально – половое развитие в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
«Социально – половое
развитие в детском саду»
Подготовила
воспитатель
Павлова О.Н.
Город Чебоксары
2016
Гендорное воспитание
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо
девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В
возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям
становится
понятно,
что
гендер
не
меняется:
мальчики
становятся
мужчинами,
а
девочки
–
женщинами
и
эта
принадлежность
к
полу
не
изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
.Общеизвестно,
что
в
этом
возрасте
игра
-
основной
вид
детской
деятельности,
который
вызывает
качественные
изменения
в
психике
ребенка.
В
сюжетной
игре
происходит
усвоение
детьми
гендерного
поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается,
как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры
Кроме
того,
сюжетная
игра
является
основой
для
создания
игровой
мотивации
при
обучении
мальчиков
и
девочек
рисованию,
лепке,
аппликации и конструированию.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных
в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного
детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие
гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
•
в
возрасте
с
4
до
7
лет
формируется
гендерная
устойчивость:
детям
становится
понятно,
что
гендер
не
изменяется:
мальчики
становятся
мужчинами,
а
девочки
–
женщинами
и
эта
принадлежность
к
полу
не
изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Девочки
дошкольного
возраста
«социальнее»
и
более
внушаемы,
чем
мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами,
тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На
девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек
больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое
другое.
Однако,
по
мнению
ученых,
здесь
также
очень
много
спорного,
проблематичного, неясного.
По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка
решающую
роль
играют
не
только
родители,
но
и
сверстники,
которые
фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают
его
нарушителей.
Дети
не
приемлют
в
своём
обществе
поведенческих
деприваций
и
нарушений
в
полоролевой
идентификации.
Причём
женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки,
и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают
мальчики.
Хотя
несоответствие
гендерным
стереотипам
создаёт
психологические
трудности
для
всех
детей,
у
мальчиков,
независимо
от
их
будущей
сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:
1)
для
мальчиков
на
всех
этапах
формирования
гендерной
устойчивости
требуются
дополнительные
усилия,
без
которых
развитие
автоматически
идёт по женскому типу;
2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на
мальчиков
в
направлении
дефеминизации
значительно
сильнее,
чем
на
девочек
в
сторону
демаскулинизации;
(женственный
мальчик
вызывает
неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и
даже положительно);
3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и
вообще
женщин,
поэтому
с
возрастом
мальчиков
необходимо
переориентировать
на
мужские
образцы
поведения,
так
как
нетипичное
гендерное
поведение
в
детстве
имеет
для
мужчин,
независимо
от
их
сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе
дошкольного
образования
возникают
серьёзные
проблемы
по
вопросам
гендерного
воспитания.
В
первую
очередь
это
связано
с
тем,
что
в
программно-методическом
обеспечении
дошкольных
образовательных
учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате
этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и
психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или
иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне
достижений;
- в проявлении агрессии и многом другом.
Период
дошкольного
детства
–
это
тот
период,
в
процессе
которого
педагогии
родители
должны
понять
ребенка
и
помочь
ему
раскрыть
те
уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим
воспитать
мужчин
и
женщин,
а
не
бесполых
существ,
растерявших
преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования
гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени
пребывания
в
дошкольном
образовательном
учреждении
(8-12
часов)
подвергаются исключительно женскому влиянию.
Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей
ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я
ребенка
с
определенной
социальной
ролью.
Поэтому
первоочередной
задачей
является
введение
в
жизнь
дошкольных
образовательных
учреждений
полоориентированных
обращений
к
детям
в
тех
ситуациях,
когда это является уместным.
Стратегия
обучения,
формы
и
методы
работы
с
детьми,
применяемые
в
детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и
девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в
детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков
гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по
мнению
ученых,
правильно
воспитывать
мальчиков
не
могут,
только
по
одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления.
Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом
переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при
общении
со
взрослыми
и
детьми.
Поэтому
при
общении
с
мальчиками
многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если
это
мальчик,
то,
следовательно,
он
является
воплощением
воли,
силы,
выносливости.
В
результате
этого
совсем
не
мужественные,
а
скорее
боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически
подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так,
например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то
первыми
всегда
поднимают
руку
девочки.
При
ответе
на
вопрос
они
стараются,
чтобы
их
ответ
был
полным,
смотрят
в
глаза
педагогу
и
т.д.
Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают
его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены
потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные
слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки
выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных
оценок
и
похвал.
А
у
мальчиков
на
фоне
этого
формируется
низкая
самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с
этим
первоочередной
задачей
является
обучение
воспитателей
осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как
при общении с ними, так и при организации и руководстве различными
видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и
за рубежом, было установлено следующее.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в
стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.
Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них
предпочтительнее
использовать
визуальные
средства,
построенные
на
зрительном восприятии.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для
того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из
них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для
обучения
детей
на
занятиях
рисованием,
лепкой
и
аппликацией
важно
помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти
руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки,
аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить,
что
девочки
крайне
чувствительны
к
интонациям,
к
форме
оценки,
ее
публичности.
Для
девочек
очень
важно,
чтобы
ими
восхищались
в
присутствии
других
детей,
родителей
и
т.п..
Для
мальчиков
наиболее
значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом:
научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый
приобретенный
навык,
результат,
который
мальчику
удалось
получить,
положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться
собой
и
стремиться
к
новым
достижениям.
Но
именно
у
мальчиков
наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде
деятельности,
они
так
счастливы
этим,
что
готовы
конструировать
или
рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но
требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением
агрессии
и
создает
у
детей
положительный
эмоциональный
фон.
Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих
потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при
этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у
воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков
и научить их руководить ими.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в
игровой
деятельности.
Ученые
отмечают
разное
содержание
и
игровые
стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что
воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые
темы.
Шумные,
наполненные
движением
игры
мальчиков
вызывают
у
воспитателей
раздражение,
так
как
они
считают,
что
такого
рода
игры
являются
лишь
бессмысленной
беготней
и
могут
привести
к
травме,
а,
следовательно,
им
не
место
в
жизни
группы
и
они
должны
быть
прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что
отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При
совместном
воспитании
мальчиков
и
девочек
очень
важной
педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними
и
организация
совместных
игр,
в
процессе
которых
дети
могли
бы
действовать
сообща,
но
в
соответствии
с
гендерными
особенностями.
Мальчики
принимают
на
себя
мужские
роли,
а
девочки
–
женские.
Аналогичным
образом
может
быть
построена
и
театрализованная
деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с
организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно,
что
среда
является
одним
из
основных
средств
развития
личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные
виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но
и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед
мальчиками
и
девочками
весь
спектр
возможностей
среды
и
направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом
гендерных
и
индивидуальных
особенностей
и
потребностей
каждого
ребенка.
Вместе
с
тем,
в
психологических
особенностях
воспитания
укоренен
дисбаланс
предметной
среды
в
сторону
преобладания
«девчоночных»
материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же
создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли
бы мальчики.
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и
образовательном
учреждении
существует
много
проблем,
связанных
с
формированием
у
детей
гендерной
идентичности,
решение
которых
становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных
достижений
психологии
и
педагогики.
По
мнению
ученых,
наиболее
благоприятным
возрастным
периодом
для
начала
этой
работы
является
четвертый год жизни.