Напоминание

"Вариативное направление работы с детьми на тему "Юные исследователи природы"


Автор: Ямбарцева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №17 с\п "д\с "ЦРД"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вариативное направление работы с детьми на тему "Юные исследователи природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Вариативное направление

работы с детьми на тему

«Юные исследователи природы».

План.

Руковадитель:

Ямбарцева Оксана Владимировна


Пояснительная записка.
Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты
исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Цель:
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие умственных способностей. 4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Вариативное направление работы на тему «Юные исследователи природы» рассчитано на три года: 1 год – средняя группа (4-5 лет) 2 год – старшая группа (5-6 лет), 3 год – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет). Совместная деятельность руководителя вариативного направления и воспитанников организуется один раз в неделю в группе в уголке экспериментирования.

Показателями результативности вариативного направления работы с детьми является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. - рост уровня любознательности, наблюдательности; - активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями; - возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь.
1. Кладовая леса. 2. Овощи и фрукты на нашем столе. 3. Опыты с песком (сыпучий, может двигаться, свойства мокрого песка). 4. Опыты с песком (в воде не растворяется, хорошо пропускает воду, песочные часы).
Октябрь
. 1. Как дружат растения и животные. 2. Как живут домашние животные. 3. Опыты с глиной. 4. Как помочь растениям.
Ноябрь.
1. Волшебник воздух. 2. Где живут дикие звери. 3. Куда исчезают насекомые. 4. Жалобная книга природы.
Декабрь.
1. Свойства воды «Береги воду». 2. Наблюдение за елью (сколько лет нашей ели, кто может обидеть ель и как ей помочь).
3.ПРОЕКТ «Животные Самарской губернии». Зайчик в беде. 4. Зубастые волки.
Январь.
1. Как живут белки и лисы в Самарских лесах. 2. Кабаны и их образ жизни. 3. Ежи. 4. Получаем талую воду, замораживаем ее, делаем цветные льдинки.
Февраль.
1. Звери Самарской губернии зимой. 2.Зимующие птицы. 3. Когда бывает пар, пар это вода. 4. Выращиваем лук (в земле, в воде).
Март.
1. Прошла зима холодная. 2. Наблюдение: выращиваем лук. 3. Опыты с камнями (форма, цвет, тонут в воде). 4. Станем юными защитниками природы.

Апрель.
1. Весна в жизни лесных зверей. 2. Бережное отношение к бумаге. 3. Наблюдение за божьей коровкой (где живет, чем питается, как защищается). 4. Птицы- наши друзья.
Май.
1.Опыты с солью. 2.Наша березка. 3.Наблюдение за одуванчиками (как узнать, как ложатся спать, как выглядят во влажную погоду). 4.Для чего животным хвосты.
Литература:
1. П.Г.Федосеева «Система работ по экологическому воспитанию дошкольников»; 2. С.Н.Николаева «Юный эколог»; 3. М.В.Емельянова «Экология»; 4. И.Э.Куликовская, Н.Н.Савгир «Детское экспериментирование»; 5. Журнал «Дошкольная педагогика №12, 2012г.»

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь.
1.Может ли растение дышать? Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. 2.Есть ли у растения органы дыхания? Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании. 3.На свету и в темноте. Цель: Определить факторы внешней среды, необходимых для роста и развития растений. 4.Почему цветы осенью вянут? Цель: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой воды.
Октябрь
. 1. Где дольше? Цель: Выделить причину сохранения влаги. 2. Лабиринт. Цель: Установить, как растение ищет свет. 3. Наши помощники- глаза. Цель: Познакомить со строением глаза, функцией его частей. 4.Если не видишь. Цель: Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами), как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.
Ноябрь
. 1. Что потом? Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений. 2. Для чего корешки? Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.
3. Вершки- корешки. Цель: Выяснить, что раньше появляется из семени. 4. Живой кусочек. Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Декабрь
. 1. Помощница вода. Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. 2. Умная галка. Цель: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. 3. Какие свойства? Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. 4. Фокус "Почему не выливается?" Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Январь
. 1. Посадка лука. Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность- умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке. 2. Жидкость . Свойство воды. Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. 3.Газ. Свойства воздуха. Цель: Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 4.Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой. Цель: Развивать познавательную активность детей ,способность устанавливать причинно-следственные связи.

Февраль
. 1.Сколько ушей? Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. 2. Проверим слух. Цель: Показать, как человек слышит звук. 3. Твердые- жидкие. Цель: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. 4. Вкусный опыт. Цель: Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ.
Март
. 1. Как сделать звук громче? Цель: Выявить причины усиления звук. 2. Как распространяется звук? Цель: Понять, как распространяются звуковые волны. 3. Две пробки. Цель: Выявить, как действуют сила притяжения. 4. Почему все падает на землю? Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения.
Апрель
. 1.Волшебный шарик. Цель: Установить причину возникновения статистического электричества. 2. Чудо- прическа. Цель: Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. 3. Как увидеть и услышать электричество? Цель: Понять проявление статистического электричества и возможность снятия его с предметов. 4. Волшебные шары. Цель: Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Май
. 1.Почему говорят "как с гуся вода"? Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. 2. Как устроены перья у птиц? Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. 3. Разные отражения. Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. 4. Солнечные зайчики. Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных "зайчиков" (отражать свет зеркалом).
Литература:
Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка» (занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром 5-7 лет) Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина. Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» О.В.Павлова «Познание предметного мира» (комплексные занятия) И.Э.Куликовская, Н.Г.Совгир «Детское экспериментирование» (старший дошкольный возраст) Е.А.Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах» О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Сентябрь.
1. «Хлеб да соль» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодин с. 68-69.) 2. «Грибы – инопланетяне» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 72-73.) 3. «Измерим все» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 22) 4. «Что такое трение» («Книга экспериментов. Просто о сложном.» с. 20).
Октябрь.
1. «Земля – маковое зернышко» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 4-5) 2. «Портрет Земли - карта» (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг «Детское экспериментирование» с. 39-41) 3. «Почему днем и ночью крутиться земля» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 6-7) 4. «Почему меняются времена года» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 8-9)
Ноябрь.

1. «Воздушный океан, атмосфера», «Что ты знаешь о ветре». (Л. П. Анисимова, Г. А. Котова, Л. А. Степанченко «Природа и этика» с. 259, с. 262) 2. «Почему ветер дует» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с.16-17) 3. «Эпоха ураганов» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 16-17). «Делаем мини ураган» («Книга экспериментов. Просто о сложном.» с. 36-37). 4. «Надуваем воздушный шарик» («Книга экспериментов. Просто о сложном.» с. 20).
Декабрь.
1. «Матушка водица. Значение и свойства воды». (Л. П. Анисимова, Г. А. Котова, Л. А. Степанченко «Природа и этика» с. 251). 2. «Вода большая и маленькая» (Л. П. Анисимова, Г. А. Котова, Л. А. Степанченко «Природа и этика» с. 254). 3. «Опыты с водой. Тело в жидкости. Соленая и пресная вода.» («Книга экспериментов. Просто о сложном.» с. 10-13). 4. «Круговорот воды» .» («Книга экспериментов. Просто о сложном.» с. 14-15).
Январь.
1.«Как растут кристаллы». («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 83) 2. «Зимнее чудо». («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 84-85)
3. «Почему снег скрипит под ногами». («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 89). 4. «Поговорим о погоде». («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 24-25).
Февраль.
1. «Прямолинейное распространение света» («Научные игры, занимательные опыты.» с.1, с.4). 2. «Коэффициент преломления» («Научные игры, занимательные опыты.» с.8). 3. «Цветная юла» («Научные игры, занимательные опыты.» с.11-13). 4. «Радуга» » («Научные игры, занимательные опыты.» с.14-15).
Март.
1.«Ледяные превращения» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 31). 2. «Вода из снега» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 29). 3. «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой». (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг «Детское экспериментирование» с. 52-54) 4. «Часовая мастерская» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 26-27).

Апрель.
1. «Что внутри почки» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 38-39). 2. «Как растения пьют и питаются» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 36-37). 3. «Домашние горошины» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 44-45). 4. «Почему растения зеленые» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 62-63).
Май.
1. «Солнечная система» ». (Л. П. Анисимова, Г. А. Котова, Л. А. Степанченко «Природа и этика» с. 270). 2. «Молния» («Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины с. 40-41). 3. «Магнит и его свойства» (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг «Детское экспериментирование» с. 67-68) 4. «Магнитные свойства земли» (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг «Детское экспериментирование» с. 68-69)
ЛИТЕРАТУРА
: 1. «Почему ветер дует» Виталий и Марина Ромодины. 2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг «Детское экспериментирование». 3. Л. П. Анисимова, Г. А. Котова, Л. А. Степанченко «Природа и этика». 4. Энциклопедия «Научные игры, занимательные опыты.»







В раздел образования