Напоминание

Формирование УУД на уроках истории


Автор: Торопкина Любовь Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ "Рыбкинская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская область, Новосергиевский р-он, с. Рыбкино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование УУД на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Конструктор урока усвоения новых знаний по теме «Ассирийская военная держава» 5 класс (ФГОС) Этапы урока Используемые приемы и методы Универсальные учебные действия 1. Организационн ый этап Приветствие, настраивает на хорошую работу: «Начнем урок с того, что улыбнемся друг другу, пожелаем удачи. У вас все получится, старайтесь!» проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. 3накомство с рабочим листом ученика, какие задания на листе, как оценивать их выполнение.
Личностные УУД:
самоопределение.
Регулятивные УУД:
 организация своего рабочего места.
Коммуникативные УУД:
 планирование учебного сотрудничества 2. Мотивация учебной деятельности
Мотивационный момент

вопрос:
Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? Обобщение ответов: мог, если Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - так называли Древней Ассирию, а главный город - Ниневию городом крови…
Проблемный вопрос:
Почему так называли государство, которое мы сегодня будем изучать?
Личностные УУД:
 Смыслообразование;  Учебно-познавательный интерес:  Мотивационная основа учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
 Выдвигать версии.
Познавательные УУД:
 Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов;  Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД:
 Излагать свое мнение, аргументировать его.  Учет разных мнений;
3. Актуализация знаний
Работа с исторической картой
Посмотрите на карту. Здесь изображены цивилизации, которые мы уже изучили. Вспомните и назовите их. Сегодня мы познакомимся еще с одним государством. Давайте посмотрим на карту (стр. 101 учеб.). Оно окрашено красным цветом. Кто может словами определить его географическое местоположение? Если затрудняетесь, используйте
опорные

слова:
Восточнее Верхнее течение Севернее Средиземное море Река Тигр, Вавилон 1) Как называется это государство? (Ассирия)
Применение предыдущих знаний в новой ситуации

Прием РКМ

Таблица: «Знаю-Хочу узнать- Узнал»

(
заполнение первой графы)
Регулятивные УУД:
 Планировать деятельность в учебной ситуации
Познавательные УУД:
 Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов;
Коммуникативные УУД:
 Достаточно полное и точное выражение своих мыслей;  Формулирование и аргументация своего мнения. (Л) Смыслообразование (границы собственного знания и незнания) (Р) Управление своей деятельностью
Определение темы урока
Фронтальная эвристическая беседа
Если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу Евфрат. Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет наоборот.
Проблемный вопрос:
как вы думаете, может ли река течь наоборот? Предположите, почему египтяне так говорили? Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше – это верхнее течение реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия, государство, которого сегодня на карте нет, здесь территория современного Ирака . Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему то назвали
«Логовищем львов и

городом крови»-
Почему? Хотите узнать? -Чему сегодня посвящаем урок? -Как сформулируем тему урока?
Личностные УУД:
 Смыслообразование;  Учебно-познавательный интерес:
Регулятивные УУД:
 Выдвигать версии.
Познавательные УУД:
 Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; .
Коммуникативные УУД:
 Излагать свое мнение, аргументировать его.

Познавательные УУД:
 Через анализ языкового материала определять тему урока  Определять понятия  Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
Личностные УУД:
 Мотивационная основа учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
 Определять цель, проблему в учебной деятельности;  Целеполагание
Коммуникативные УУД:
 Постановка вопросов
Тема урока: «Ассирийская военная держава».
Какое слово в названии урока вас заинтересовало? (держава) (на слайде приводятся слова гимна РФ) Какое государство называется «держава»?
Целеполагание
Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно, то нам удастся узнать об этой воинственной стране под названием Ассирия, которая в страхе держала многие древние народы.
Возможная личностная проблема
:
зачем человеку, живущему в 21

веке знания об Ассирийской державе?
-Выяснить, где находилась страна Ассирия? - Какими были природные условия этой страны? - Какие она вела войны и с кем воевала? -Понять, благодаря чему ассирийцам удалось создать сильную, могущественную державу? - Узнать, как было организовано? - В чем сильные и слабые стороны ассирийской державы? - Почему она распалась?
Заполнение таблицы «ЗХУ» (заполнение второй части таблицы)
4.Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения
1.Предлагает план урока:
1. Природные условия 2. Освоение железа и ассирийское войско. 3. Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской державой. 4.Ниневия- «логовище львов и город крови».
Личностные УУД:
 Самоопределение;
Регулятивные УУД:
 Принимают учебную задачу;  Организуют себя для работы по плану;  Познавательная инициатива;

-создает проблемную ситуацию:
«Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?»
Вопрос 1 Природные условия

Решение проблемно-творческих задач:

Проблемное задание:
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов». Сравните с природными условиями Египта и южного Междуречья. Какие еще природные особенности местности вы нашли? (плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной рудой)
Проблемное задание:
«В одной из гробниц египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук» - предположите, почему так мало было железных изделий? Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались
Познавательные УУД:
 Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов; Выполнение логических операций (анализ, сравнение);  Выделяют главное, делают выводы;  Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
 Умение грамотно, доходчиво объяснять свою мысль
ими?
Проблемный вопрос:
меди в природе гораздо меньше, чем железа, но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3 тыс. лет назад. Как вы думаете почему? Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь. В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. А для чего им это было нужно? Где еще ассирийцы широко использовали железо? Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. А для чего им нужно было большое войско?
Вопрос 2. Причины возвышения Ассирии.
-
Что способствовало росту могущества Ассирии? Благодаря

чему она набирала силу?

организует работу по учебнику пар.17. п.1 стр.100-101:
Индивидуальное задание на выбор: 1) заполните пропущенные слова или 2) выпишите причины из текста.
(П)
Выделять причинно-следственные связи
Познавательное УУД:


Работа с деформированным текстом

1 вариант
…предгорья и горы, ________ 1) ________ начали широко использовать железо 2) Власть вавилонских царей ослабела, и _______ 3) Ассирийские цари ______, вооруженную железным оружием 4) _______ первыми в истории_______ 5) ________ помогали армии штурмовать крепости 6) …армия имела на вооружении___________
2 вариант
Найдите и выпишите в тетрадь причины возвышения Ассирии из текста учебника
пар.17. п.1 стр.100-101:
1.Горы, богатые железной рудой. 2.Рано стали использовать железо военном деле. 3.Ослабление власти Вавилона - Ассирия независимое государство. 4.Создали самую сильную армию. 5.Использовали колесницы и конницы как ударную силу. 6. Были специальные. строительные войска в помощь армии. 7. Использовали военную разведку. 8. Была совершенная осадная технология.
Вывод:
Открытие и освоение железа оказало очень сильное влияние на развитие Ассирии. Позволило создать сильную, вооруженную армию, с помощью которой были совершены многочисленные завоевания.  Владеть смысловым чтением;  Самостоятельно работать с информацией, находить ее, осмысливать, использовать.  Формулировать и обосновывать выводы

Вопрос 3.

Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской

державой.

Работа в парах. Задание – нарисуй и заполни в тетради

стратегию «Ромашка» так, чтобы ответить на вопросы и оценить

соседа по пятибалльной системе, поставь ему оценку у рисунка.
Оборудование – карта в Атласе или учебнике на стр.101 Изучите легенду карты: 1. Найдите границы Ассирии в 8 веке до н.э. и сравните ее с территорией Ассирийской державы в середине 7 века до н.э. 2. За счет, каких стран она увеличила свою территорию? 3. Изобразите схематически в виде «Ромашки» Ассирийскую военную державу. 4. Возможно, ли выделить цветными пастами или мелками (на доске) – всю территорию Ассирийской державы и зависимость завоеванных стран от Ассирии? Какай вывод можно сделать на основании полученной информации?
Вывод:
Завоевательная политика ассирийских царей привела к образованию огромной державы, простиравшейся от персидского залива до порогов Нила. Центры древнейших цивилизаций оказались под одной властью.
Познавательное УУД:
 Умение структуризировать знания;  Представлять информацию в разных формах  Использование знаково-символических средств
Коммуникативные УУД:
 Уметь работать в парах;  Излагать свое мнение, аргументируя его (П) Формулировать и обосновывать выводы

-Как управлялись завоеванные страны?
(
работа с текстом учебника стр. 103»)

Найдите в тексте ключевые слова, с помощью которых можно

определить, как было организованно управление Ассирийской

державой.

Ключевые слова:
Налоги, строительная и воинская повинности, наместники, дань, царские указы
Используя опорные слова, расскажите о том, как управлялась

Ассирийская держава.

Работа в группах:

Познавательное УУД
 Владеть смысловым чтением;  Самостоятельно работать с информацией, находить ее, осмысливать, использовать;  Составлять связанный рассказ
Регулятивные УУД:
 Планирование;  Прогнозирование;  Коррекция;  Оценка.
Познавательные УУД:
 Поиск информации в источнике;

Представьте в виде рисунка информацию, которая представлена

в документе.

Работа с документом:

Летопись ассирийского царя
Я – Синахериб, великий царь. Могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов. Крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города повелел поставить.
Вопрос 4. Ниневия- «логовище львов и город крови».

(опережающее задание)

Презентация учащегося: «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии»

После выступления ученик задает вопросы:
-что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя? -что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце? -о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя? - сделайте вывод.
Вывод:
Ассирийская держава прославилась не только жестокостью своих правителей, но и своим культурным наследием.
Работа с учебником (стр. 104 п. 4) и слайдом №15
 Добывание фактов из источника;  Решать творческие задачи представлять результаты своей деятельности в виде рисунка.
Коммуникативные УУД:
 Умение работать в группе  Умение доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению;  Передача полученной информации посредством рисунка;  Учет позиции одноклассников, проявлять инициативу в поиске информации
Познавательные УУД:
 Представлять результаты своей деятельности в виде презентации;  Умение составлять вопросы;  Умение делать выводы.
Познавательные УУД:

Задание:
«Как и почему погибла Ассирийская военная держава?»
(найти ответ в учебнике и сравнить с информацией слайда, а также использовать информацию дополнит. текста №1) -
А что стало с библиотекой Ашшурбанапала?

-
проверка задания  Умение находить информацию из различных источников;  Анализировать и обобщать факты;  Формулировать и обосновывать выводы. 5. Первичная проверка понимания
Организация дискуссии:
Да. Ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. Из каждой покоренной страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землей. Закройте глазки и представьте, что вы жители тех покоренных стран. Я беру ее в руки и чувствую: она живая, теплая, она плачет. Ее истоптали враги, полили кровью и зовет она на борьбу против своих врагов. Так в чем же сила и слабость ассирийской державы? На чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами? - З
ачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской

державе?
Как сегодня надо строить отношения с другими странами?
- Личностные УУД:
 Самоопределение по отношению к завоевательной политике ассирийцев;  Высказывают собственное суждение и выражают свое отношение к изученным фактам.  -корректировка и оценивание;  Волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
 Построение речевых высказываний;  Подведение под понятие;  Выведение следствий  доказательство
Коммуникативные УУД:
 Формулирование и аргументация своего мнения;  Излагать свое мнение, аргументируя его;  Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 6.Первичное
Работа в группах

Личностные УУД:

закрепление
Составление синквейна: «Ассирийская держава»
Ассирия Могучая, жестокая Воевала, убивала, пленяла Но оставила культурное наследие – библиотеку Великая
Пройдите тест, «да», «нет». Оцените себя по пятибалльной

шкале.
1. Ассирия находилась в Двуречье, по верхнему течению Тигра. 2. Железные мечи, надувные кожаные мешки, окованные железом тараны это предметы вооружения, которые впервые применили ассирийцы 3. Одной из важнейших причин военных успехов Ассирии было милосердие ассирийцев к побеждённым 4. Вавилон, Библ, Тир, Сидон это города Двуречья, завоёванные Ассирией в 8-7 вв. до н.э. 5. Столицу Ассирийской державы Вавилон называли «Логовищем львов и городом крови» 6. В 612 году до н.э. библиотека царя Ашшурбанапала вся сгорела. После теста заполните графу в таблице в столбце «Узнал на уроке»  Волевая саморегуляция, направленная на мыслительную активность
Познавательные УУД:
 Выбор наиболее эффективных способов решения задач;  Использование общих приемов решения задач
Коммуникативные УУД:
 Планирование учебного сотрудничества;  Управление поведением партнера
РегулятивныеУУД:
 оценка-осознание уровня и качества усвоения;  контроль 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашнее задание: по п.17 выписать новые понятия, личности, даты и выучить -вопрос №3 (письменно-по желанию) -инд. презентация «Висячие сады Вавилона»
Регулятивные УУД:
Организует себя для фиксирования домашнего задания, его уточнение, коррекция 8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Оценка работы учащихся на уроке «Меня удивило на уроке………..» «Я сумел понять , что……………..» «Я не успел на уроке………………….» «Я бы еще хотел узнать о том, что………………..»
Личностные УУД:
 Внутренняя позиция школьника;  Самооценка на основе критерия успешности;  Адекватное понимание причин успеха в
учебной деятельности. 
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия;  Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
 Формирование и аргументация своего мнения;  Планирование учебного сотрудничества.


В раздел образования