Автор: Торопкина Любовь Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОБУ "Рыбкинская СОШ" Населённый пункт: Оренбургская область, Новосергиевский р-он, с. Рыбкино Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование УУД на уроках истории Раздел: среднее образование
Конструктор урока усвоения новых знаний по теме
«Ассирийская военная держава» 5 класс (ФГОС)
Этапы урока
Используемые приемы и методы
Универсальные учебные действия
1.
Организационн
ый этап
Приветствие, настраивает на хорошую работу: «Начнем урок с того,
что улыбнемся друг другу, пожелаем удачи. У вас все получится,
старайтесь!»
проверка подготовленности к учебному занятию, организация
внимания детей.
3накомство с рабочим листом ученика, какие задания на листе, как
оценивать их выполнение.
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД:
организация своего рабочего места.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
2.
Мотивация
учебной
деятельности
Мотивационный момент
вопрос: Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?
Обобщение ответов: мог, если Тигр – это название одной из рек в
Двуречье, а «Логовище льва» - так называли Древней Ассирию, а
главный город - Ниневию городом крови…
Проблемный вопрос:
Почему так называли государство, которое мы сегодня будем
изучать?
Личностные УУД:
Смыслообразование;
Учебно-познавательный интерес:
Мотивационная основа учебной
деятельности.
Регулятивные УУД:
Выдвигать версии.
Познавательные УУД:
Актуализация мыслительных операций и
познавательных процессов;
Осознание и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД:
Излагать свое мнение, аргументировать
его.
Учет разных мнений;
3. Актуализация
знаний
Работа с исторической картой
Посмотрите на карту.
Здесь изображены цивилизации, которые мы уже изучили.
Вспомните и назовите их.
Сегодня мы познакомимся еще с одним государством. Давайте
посмотрим на карту (стр. 101 учеб.). Оно окрашено красным цветом.
Кто может словами определить его географическое
местоположение? Если затрудняетесь, используйте опорные
слова:
Восточнее
Верхнее течение
Севернее
Средиземное море
Река Тигр, Вавилон
1)
Как называется это государство? (Ассирия)
Применение предыдущих знаний в новой ситуации
Прием РКМ
Таблица: «Знаю-Хочу узнать- Узнал»
( заполнение первой графы)
Регулятивные УУД:
Планировать деятельность в учебной
ситуации
Познавательные УУД:
Актуализация мыслительных операций и
познавательных процессов;
Коммуникативные УУД:
Достаточно полное и точное выражение
своих мыслей;
Формулирование и аргументация своего
мнения.
(Л) Смыслообразование (границы собственного
знания и незнания)
(Р) Управление своей деятельностью
Определение
темы урока
Фронтальная эвристическая беседа
Если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья
Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути
окажемся на берегу Евфрат.
Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет
наоборот.
Проблемный вопрос: как вы думаете, может ли река течь наоборот?
Предположите, почему египтяне так говорили?
Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше – это верхнее течение
реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия, государство,
которого сегодня на карте нет, здесь территория современного Ирака
.
Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую
историю не было державы столь воинственно настроенной. Их
столицу г. Ниневия почему то назвали «Логовищем львов и
городом крови»-
Почему? Хотите узнать?
-Чему сегодня посвящаем урок?
-Как сформулируем тему урока?
Личностные УУД:
Смыслообразование;
Учебно-познавательный интерес:
Регулятивные УУД:
Выдвигать версии.
Познавательные УУД:
Осознание и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме;
.
Коммуникативные УУД:
Излагать свое мнение, аргументировать
его.
Познавательные УУД:
Через анализ языкового материала
определять тему урока
Определять понятия
Самостоятельное выделение,
формулирование познавательной цели;
логические – формулирование проблемы.
Личностные УУД:
Мотивационная основа учебной
деятельности.
Регулятивные УУД:
Определять цель, проблему в учебной
деятельности;
Целеполагание
Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов
Тема урока: «Ассирийская военная держава».
Какое слово в названии урока вас заинтересовало? (держава)
(на слайде приводятся слова гимна РФ)
Какое государство называется «держава»?
Целеполагание
Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно,
то нам удастся узнать об этой воинственной стране под названием
Ассирия, которая в страхе держала многие древние народы.
Возможная личностная проблема : зачем человеку, живущему в 21
веке знания об Ассирийской державе?
-Выяснить, где находилась страна Ассирия?
- Какими были природные условия этой страны?
- Какие она вела войны и с кем воевала?
-Понять, благодаря чему ассирийцам удалось создать сильную,
могущественную державу?
- Узнать, как было организовано?
- В чем сильные и слабые стороны ассирийской державы?
- Почему она распалась?
Заполнение таблицы «ЗХУ» (заполнение второй части таблицы)
4.Осмысление и
первичное усвоение
новых знаний и
способов усвоения
1.Предлагает план урока:
1. Природные условия
2. Освоение железа и ассирийское войско.
3. Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской
державой.
4.Ниневия- «логовище львов и город крови».
Личностные УУД:
Самоопределение;
Регулятивные УУД:
Принимают учебную задачу;
Организуют себя для работы по плану;
Познавательная инициатива;
-создает проблемную ситуацию:
«Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать
первой в мировой истории державой?»
Вопрос 1 Природные условия
Решение проблемно-творческих задач:
Проблемное задание: Геродот, характеризуя систему орошения в
Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало.
Дождевой воды достаточно только для начального питания корней
хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи
орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в
Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».
Сравните с природными условиями Египта и южного Междуречья.
Какие еще природные особенности местности вы нашли?
(плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной
рудой)
Проблемное задание:
«В одной из гробниц египетского фараона Тутанхамона, жившего
примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь
пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего
три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук»
- предположите, почему так мало было железных изделий?
Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и
обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались
Познавательные УУД:
Актуализация мыслительных операций и
познавательных процессов;
Выполнение логических операций
(анализ, сравнение);
Выделяют главное, делают выводы;
Установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные УУД:
Умение грамотно, доходчиво объяснять
свою мысль
ими?
Проблемный вопрос: меди в природе гораздо меньше, чем железа,
но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3
тыс. лет назад.
Как вы думаете почему?
Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не
подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать
вещество, гораздо более твердое, чем медь.
В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились
изготовлять из железа сталь.
А для чего им это было нужно? Где еще ассирийцы широко
использовали железо?
Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.
Цари этой страны создали большое и могучее войско. А для чего им
нужно было большое войско?
Вопрос 2. Причины возвышения Ассирии.
- Что способствовало росту могущества Ассирии? Благодаря
чему она набирала силу?
организует работу по учебнику пар.17. п.1 стр.100-101:
Индивидуальное задание на выбор: 1) заполните пропущенные слова
или 2) выпишите причины из текста.
(П)
Выделять причинно-следственные связи
Познавательное УУД:
Работа с деформированным текстом
1 вариант
…предгорья и горы, ________
1)
________ начали широко использовать железо
2)
Власть вавилонских царей ослабела, и _______
3)
Ассирийские цари ______, вооруженную железным оружием
4)
_______ первыми в истории_______
5)
________ помогали армии штурмовать крепости
6)
…армия имела на вооружении___________
2 вариант
Найдите и выпишите в тетрадь причины возвышения Ассирии из
текста учебника пар.17. п.1 стр.100-101:
1.Горы, богатые железной рудой.
2.Рано стали использовать железо военном деле.
3.Ослабление власти Вавилона - Ассирия независимое государство.
4.Создали самую сильную армию.
5.Использовали колесницы и конницы как ударную силу.
6. Были специальные. строительные войска в помощь армии.
7. Использовали военную разведку.
8. Была совершенная осадная технология.
Вывод:
Открытие и освоение железа оказало очень сильное влияние на
развитие
Ассирии.
Позволило
создать
сильную,
вооруженную
армию,
с
помощью
которой
были
совершены
многочисленные
завоевания.
Владеть смысловым чтением;
Самостоятельно работать с информацией,
находить ее, осмысливать, использовать.
Формулировать и обосновывать выводы
Вопрос 3.
Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской
державой.
Работа в парах. Задание – нарисуй и заполни в тетради
стратегию «Ромашка» так, чтобы ответить на вопросы и оценить
соседа по пятибалльной системе, поставь ему оценку у рисунка.
Оборудование – карта в Атласе или учебнике на стр.101
Изучите легенду карты:
1.
Найдите границы Ассирии в 8 веке до н.э. и сравните ее с
территорией Ассирийской державы в середине 7 века до н.э.
2.
За счет, каких стран она увеличила свою территорию?
3.
Изобразите схематически в виде «Ромашки» Ассирийскую
военную державу.
4.
Возможно, ли выделить цветными пастами или мелками (на
доске) – всю территорию Ассирийской державы и
зависимость завоеванных стран от Ассирии?
Какай вывод можно сделать на основании полученной информации?
Вывод:
Завоевательная политика ассирийских царей привела к образованию
огромной державы, простиравшейся от персидского залива до
порогов Нила. Центры древнейших цивилизаций оказались под
одной властью.
Познавательное УУД:
Умение структуризировать знания;
Представлять информацию в разных
формах
Использование знаково-символических
средств
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в парах;
Излагать свое мнение, аргументируя его
(П) Формулировать и обосновывать
выводы
-Как управлялись завоеванные страны?
( работа с текстом учебника стр. 103»)
Найдите в тексте ключевые слова, с помощью которых можно
определить, как было организованно управление Ассирийской
державой.
Ключевые слова:
Налоги,
строительная и воинская повинности,
наместники,
дань,
царские указы
Используя опорные слова, расскажите о том, как управлялась
Ассирийская держава.
Работа в группах:
Познавательное УУД
Владеть смысловым чтением;
Самостоятельно работать с
информацией, находить ее, осмысливать,
использовать;
Составлять связанный рассказ
Регулятивные УУД:
Планирование;
Прогнозирование;
Коррекция;
Оценка.
Познавательные УУД:
Поиск информации в источнике;
Представьте в виде рисунка информацию, которая представлена
в документе.
Работа с документом:
Летопись ассирийского царя
Я – Синахериб, великий царь. Могучий царь, царь Ассирии, царь всего
света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость,
творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю
Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас
свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошел. Я отворил его
сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, все, что
там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин,
коней, ослов и верблюдов. Крупный и мелкий скот без числа я угнал в
Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях,
которые вокруг города повелел поставить.
Вопрос 4. Ниневия- «логовище львов и город крови».
(опережающее задание)
Презентация учащегося: «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии»
После выступления ученик задает вопросы:
-что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец
царя?
-что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в
Ниневийском дворце?
-о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя?
- сделайте вывод.
Вывод: Ассирийская держава прославилась не только жестокостью
своих правителей, но и своим культурным наследием.
Работа с учебником (стр. 104 п. 4) и слайдом №15
Добывание фактов из источника;
Решать творческие задачи
представлять результаты своей
деятельности в виде рисунка.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе
Умение доходчиво объяснять свою
мысль и адекватно воспринимать
информацию от партнеров по
общению;
Передача полученной информации
посредством рисунка;
Учет позиции одноклассников,
проявлять инициативу в поиске
информации
Познавательные УУД:
Представлять результаты своей
деятельности в виде презентации;
Умение составлять вопросы;
Умение делать выводы.
Познавательные УУД:
Задание: «Как и почему погибла Ассирийская военная держава?»
(найти ответ в учебнике и сравнить с информацией слайда, а также
использовать информацию дополнит. текста №1)
- А что стало с библиотекой Ашшурбанапала?
- проверка задания
Умение находить информацию из
различных источников;
Анализировать и обобщать факты;
Формулировать и обосновывать выводы.
5. Первичная
проверка понимания
Организация дискуссии:
Да. Ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. Из
каждой покоренной страны в Ниневию привозили мешок земли и
высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы
навсегда овладели этой землей.
Закройте глазки и представьте, что вы жители тех покоренных стран.
Я беру ее в руки и чувствую: она живая, теплая, она плачет. Ее
истоптали враги, полили кровью и зовет она на борьбу против своих
врагов.
Так в чем же сила и слабость ассирийской державы?
На чем основывалось могущество державы?
К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами?
- З ачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской
державе?
Как сегодня надо строить отношения с другими странами?
- Личностные УУД:
Самоопределение по отношению к
завоевательной политике ассирийцев;
Высказывают собственное суждение и
выражают свое отношение к изученным
фактам.
-корректировка и оценивание;
Волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
Построение речевых высказываний;
Подведение под понятие;
Выведение следствий
доказательство
Коммуникативные УУД:
Формулирование и аргументация своего
мнения;
Излагать свое мнение, аргументируя его;
Использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения.
6.Первичное
Работа в группах
Личностные УУД:
закрепление
Составление синквейна: «Ассирийская держава»
Ассирия
Могучая, жестокая
Воевала, убивала, пленяла
Но оставила культурное наследие – библиотеку
Великая
Пройдите тест, «да», «нет». Оцените себя по пятибалльной
шкале.
1. Ассирия находилась в Двуречье, по верхнему течению Тигра.
2. Железные мечи, надувные кожаные мешки, окованные железом
тараны это предметы вооружения, которые впервые применили
ассирийцы
3. Одной из важнейших причин военных успехов Ассирии было
милосердие ассирийцев к побеждённым
4. Вавилон, Библ, Тир, Сидон это города Двуречья, завоёванные
Ассирией в 8-7 вв. до н.э.
5. Столицу Ассирийской державы Вавилон называли «Логовищем
львов и городом крови»
6. В 612 году до н.э. библиотека царя Ашшурбанапала вся сгорела.
После теста заполните графу в таблице в столбце «Узнал на уроке»
Волевая саморегуляция, направленная на
мыслительную активность
Познавательные УУД:
Выбор наиболее эффективных способов
решения задач;
Использование общих приемов решения
задач
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества;
Управление поведением партнера
РегулятивныеУУД:
оценка-осознание уровня и качества
усвоения;
контроль
7. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
Домашнее задание: по п.17 выписать новые понятия, личности, даты
и выучить
-вопрос №3 (письменно-по желанию)
-инд. презентация «Висячие сады Вавилона»
Регулятивные УУД:
Организует себя для фиксирования домашнего
задания, его уточнение, коррекция
8. Рефлексия
(подведение итогов
занятия)
Оценка работы учащихся на уроке
«Меня удивило на уроке………..»
«Я сумел понять , что……………..»
«Я не успел на уроке………………….»
«Я бы еще хотел узнать о том, что………………..»
Личностные УУД:
Внутренняя позиция школьника;
Самооценка на основе критерия
успешности;
Адекватное понимание причин успеха в
учебной деятельности.
Познавательные УУД: рефлексия
способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
Формирование и аргументация своего
мнения;
Планирование учебного сотрудничества.