Автор: Караваева Любовь Анатольевна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: ГКОУ СО "Красноуфимская школа" Населённый пункт: область Свердловская, город Красноуфимск, улица Пролетарская, дом 100 Наименование материала: педагогический опыт Тема: Анализ кружковой деятельности Раздел: среднее профессиональное
Кружковая деятельность
В
п р о ц е с с е
ф о рм и р о ва н и я
л и ч н о с т и
во с п и т а н и е
к а к
целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль,
так
как
именно
посредством
его
в
сознании
и
поведении
детей
формируются
основные
социальные,
нравственные
и
культурные
ц е н н о с т и ,
ко т о р ы м и
р у ко в од с т ву е т с я
о б щ е с т в о
в
с в о е й
жизнедеятельности.
Важным звеном в системе воспитательной работы школы является
система
дополнительного
образования. Кружковая
работа
является
разумной
организацией
досуга
обучающихся. Она оказывает помощь в
развитии
творческих
и
индивидуальных
способностей,
способствуют
развитию
кругозора,
привитию
навыков
самостоятельной
работы.
Обучающимся предоставляется
возможность
почувствовать
свою
значимость, стать увереннее в себе. Это достойный способ организации
досуга ребенка, профилактика правонарушений, помощь в сохранении и
укреплении здоровья. Кружковая форма работы расширяет, дополняет и
помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого
обучающегося. Удовлетворяет его потребности в приобретении знаний,
умений, навыков, не предусмотренных базовым компонентом учебного
плана. Развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Главная цель кружковой работы: создание условий для максимально
эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание
условий для раскрытия и развития таланта.
Главная задача не просто занять воспитанников, а воспитать веру в
свои силы, стремление к самостоятельной деятельности, общению.
В основе взаимодействия и общения педагогов с детьми лежат такие
принципы как: доброжелательность, открытость, доверие, уважение.
Каждый руководитель ставит перед собой цель, через которую старается
раскрыть личность воспитанника.
В начале 2015-2016 учебного года заместителем директора по ВР
Л.А.
Караваевой
составлено
расписание
кружков
и
секций,
которое
утверждено
директором
ОУ
Т.Н.
Коноваловой
(приказ
от
06.11.2015г
№121-од). Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного
образования в школе: занятия проводились во второй половине дня после
окончания предметов учебного цикла. Количество обучающихся в одном
кружке
не
должно
превышать
двенадцати
человек.
Однако
в
школе
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы
могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными
бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно
отсталых детей. Это, например, кружки
художественной обработки дерева,
металла,
художественной
вышивки
и
вязания,
а
также
кружки
для
ознакомления с рядом других видов деятельности.
Педагогическому
коллективу
школы
удалось
целесообразно
организовать кружковую работу с обучающимися, включить большинство
детей в разнообразные занятия по интересам в свободное от учебных
занятий время.
Услуги
дополнительного
образования
предоставляются
в
ОУ
бесплатно.
На базе ОУ сформировано 8 различных объединений (таблица №1)
по
двум
направлениям. Художественно-эстетическое
направление
деятельности реализуется через кружки: «Давайте танцевать», «Театр и
дети», «Волшебный квиллинг», «На все руки», «Декоративно-прикладное
творчество»,
«Фантазия».
Физкультурно-спортивное
направление
деятельности
реализуется
через:
спортивную
секцию
«Настольный
т е н н и с » .
Программы
направлены
на
содействие
физическому,
психическому
развитию,
укреплению
здоровья
обучающихся,
формированию трудовых умений, умения применять полученные знания и
умения на практике и использовать их для адаптации в современном мире.
Таблица №1
Кружки, спортивные секции которые действовали в ОУ
Название кружка
Руководитель кружка
«На все руки»
Горкунов И.А.
«Давайте танцевать»
Попова Е.Ю.
«Волшебный квиллинг»
Брагина Н.В.
«Театр и дети»
Закорюкина В.Д.
«Мастерята»
Токарева Т.А
«Декоративно –прикладное творчество»
Шевалдина С.М.
«Фантазия»
Шабардина С.М.
Спортивные секции:
-настольный теннис,
Горкунов И.А.
Все руководители кружков предоставили программы с календарно-
тематическим
планированием
кружковой
деятельности
на
год,
своевременно вели журналы посещаемости детей.
Для формирования творческого потенциала обучающихся на
дополнительных занятиях, как правило, педагогами использовались
различные практические методы обучения, которые классифицируются по
типу познавательной деятельности
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
- воспроизводящий;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
В
кружках
большой
простор
для
разнообразной
практической
деятельности
школьников:
изготовление
поделок,
концертная
деятельность, спортивные соревнования и т.д.
Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки.
Посещая секцию, кружок, заниматься в которой действительно интересно,
даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха.
Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа
укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не
только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще. Может поэтому
дети с удовольствием посещали предложенные им объединения.
Фактическая наполняемость кружков и секций…
Таблица №2
Учебный
год
Количество
кружков,
секций
Общее кол-во
детей в ОУ(без
об-ся на дому)
Кол-во
посещающих
%
2013-2014
10
89
70
79
2014-2015
13
102
92
90
2015-2016
8
89
57
64
Из них посещают:
-2 и более кружка 39 чел.
19
2013-2014
2014-2015
2015-2016
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Столбец2
Также обучающиеся ГКОУ СО «Красноуфимская школа» с октября
по
май активно
сотрудничали
и посещали кружковые объединения от
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи, МБОУ ДОД СЮТ.
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи посещали 8человек (9%),
МБОУ ДОД СЮТ 15 человек (17%). Суммарный показатель занимающихся
на их базе детей – 23 человека (26%)
№
п/п
Название объединения
Руководитель
Количество обучающихся
1.
МБОУ ДОД Дворец
творчества детей и
молодёжи
Нейгруц Т.В.
8
2.
Бисероплетение
Долинова Н.А.
15
На начало года из 24 «трудных» детей,детей из неблагополучных семей, детей
находящихся в трудной жизненной ситуации, в кружки, секции было зачислено 24
человека, это составляло 77% от общего числа. На конец года количество «трудных»
детей,детей из неблагополучных семей, детей находящихся в трудной жизненной
ситуации уменьшилось до 19 за счёт выбытия в другое образовательное учреждение
(Порфирьев В.), по причине смерти (Тугулуков А.), помещения в учреждения ЦВИН
(Елохин М.), снятия с профилактического учёта (Долгих А., Русинов Д.)
Таблица посещаемости «трудных» детей …
Учебный
год
На начало года
На конец года
Количество
Посещают
%
Количество
Посещают
%
детей
в к/с
детей
к/с
2014-2015
31
24
77
31
11
35
2015-2016
24
12
50
19
8
50
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой
создается
нечто
новое.
Творчество
является
высшим
проявлением
человеческих способностей.
Освоение
многообразных
техник
изобразительной
деятельности
предоставляет
возможность
почувствовать
свойства
изобразительных
материалов, способы использования и их выразительные возможности при
создании рисунков.
Для развития у обучающихся творческих способностей, фантазии,
воображения
средствами
нетрадиционного
художественного
творчества
Шабардина К.А. организовала кружок «Фантазия».
В процессе работы, основной задачей педагога было – подвести
ребёнка
к
самостоятельному
поиску
и
выбору
способов
и
средств
выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и
переживаний при помощи разнообразных художественных материалов..
Нетрадиционная техника рисования позволила развить сенсорную
сферу
не
только
за
счет
изучения
свойств
изображаемых
предметов,
выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными
изобразительными материалами. Кроме того, осуществлялась стимуляция
познавательного
интереса
детей
(использование
предметов,
которые
окружают
ребят
каждый
день
в
новом
ракурсе
-
можно
рисовать
собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую
бумагу и др.)
Осуществлялось
развитие
наглядно
-
образного,
и
словесно-
логического мышления, активизировалась самостоятельная мыслительная
деятельности
детей.
(Чем
я
еще
могу
рисовать?
Что
я
могу
этим
материалом нарисовать).
Все
обучающиеся
любят
рисовать,
но
далеко
не
у
всех
это
получалось сделать без помощи учителя. Каждый обучающийся нуждался
в
поддержке
и
стимуляции
деятельности,
что
устранялось
в
индивидуальной работе с каждым ребенком.
Родители положительно отнеслись к занятиям детей в кружке, т.к.
дети свободное время проводили организованно, с пользой для себя и
других.
Применялись разнообразные техники нетрадиционного рисования:
рисование
пальчиками;
рисование
ватными
палочками;
тычок
жесткой
полусухой
кистью;
рисование
ладошками;
рисование
печатками
и
различными предметами; рисование восковыми мелками и свечой; печать
по трафарету; набрызг; рисование ниточкой; рисование мятой бумагой;
рисование
пластилином;
аппликация
из
бумажных
шариков;
рисование
сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.).
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствовало
успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе
при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям
радость познания, творчества.
Проделанная работа положительно отразилась на успехах детей. Они
стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас. У детей
увеличился интерес к художественному творчеству.
Знания,
умения,
навыки
воспитанники
демонстрировали
своим
сверстникам на индивидуальных и общешкольных выставках, родителям
на родительских собраниях.
Занятия
изобразительным
искусством
являются
эффективным
средством
приобщения
детей
к
изучению
народных
традиций.
В
следующем учебном году педагог планирует продолжить работу по этому
направлению.
Программа кружковой деятельности выполнена в полном объёме.
Брагина Н.В. для всестороннего, интеллектуального и эстетического
развития
детей
создала
творческое
объединение
под
названием
«Волшебный
квиллинг».
В
процессе
творческой
деятельности
обучающиеся
овладели
элементарными
приемами
художественного
способа конструирования из бумаги – техникой квиллинга. Ведущей идеей
данного кружка являлось создание комфортной среды общения, развитие
способностей,
творческого
потенциала
каждого
ребенка
и
его
самореализации.
Основными принципами занятий были: доступность, наглядность,
демократичность
и
гуманизм
(взаимодействие
педагога
и
ученика
в
социуме, реализация собственных творческих потребностей), научность,
«от простого к сложному».
Тематика
занятий
подобрана
с
учетом
интересов
обучающихся,
возможности их самовыражения.
В
процессе
работы
на
занятиях
дети
постоянно
совмещали
и
объединяли в одно целое все компоненты бумажного образа: материал,
изобразительное
и
цветное
решение,
технологию
изготовления,
назначение.
В
ходе
занятий
обучающиеся
познакомились
с
основными
понятиями
и
базовыми
формами
квиллинга,
научились
различным
приемам
работы
с
бумагой,
учились
следовать
устным
инструкциям,
учились
читать
и
зарисовывать
схемы
изделий,
познакомились
с
искусством
бумагокручения,
пополнили
свой
словарный
запас
специальными
терминами,
создавали
как
групповые,
так
и
индивидуальные композиции в технике квиллинга, овладели навыками
культуры
труда.
Также
занятия
квиллингом
позволяли
развивать
у
обучающихся
внимание,
память,
мышление,
пространственное
воображение,
мелкую
моторику
и
глазомер,
художественный
вкус,
творческие
способности
и
фантазию,
способствовали
улучшению
коммуникативных
способностей
и
приобретению
навыков
работы
в
коллективе.
Программа
кружковой
деятельности
по
объективным
причинам
выполнена не в полном объёме.
Целью работы кружка «На все руки», руководитель Горкунов И.А.,
являлось развитие творческих способностей обучающихся, формирование
доступных технических и технологических знаний.
Для
достижения
данной
цели,
ставились
следующие
задачи:
овладение навыками работы с различными инструментами и материалами;
развитие
творческих
способностей
и
эстетического
вкуса;
воспитание
экономного
отношения
к
материалам
и
инструментам;
приобретение
навыков коллективного труда.
В 2015-2016 учебном году состоялось 24 занятия кружка.
В занятиях принимали участие 10 человек. Это обучающиеся 8 «а»,
5, 2 класса.
Обучающиеся осваивали основные операции по работе ручными и
электрическими лобзиками, работали выжигателями. Учились доводить
начатое дело до конца от выбора рисунка, переноса его на древесину, до
отделки изделий абразивными и лакокрасочными материалами.
Все ребята освоили технику выпиливания узоров ручным лобзиком
средней сложности. Работы выжигателями на достойном уровне, освоили
К. Серебренников и Николаев А.
Спектр
изделий
выполненных
обучающимися
разнообразен:
декоративные
вазочки,
подставки
под
горячие
блюда,
подставки
для
бумаги,
салфетницы,
подставки
под
карандаши
и
ручки,
сувениры
к
юбилею города.
Ребята принимали
участие в школьных выставках детских работ,
участвовали в первом этапе областного конкурса « Город мастеров».
Одним из инструментов реализации резервов повышения трудового
воспитания
среди
подрастающего
поколения
является
организация
проведения трудовых соревнований.
Оценка эффективности введения практики трудовых соревнований
показывает, что такие мероприятия развивают инициативу обучающихся,
обеспечивают
повышение
интереса
к
трудовой
деятельности,
желание
делать что-то полезное своими руками. Приобретённые умения и навыки
ребята
продемонстрировали
на
первенстве
школы
по
выпиливанию
лобзиком
В следующем учебном году, с целью формирования у обучающихся
общетрудовых умений и навыков работу кружка педагог планирует
продолжить.
Творческое объединение «Театр и дети», руководитель Закорюкина
В.Д. создано с целью воспитания и развития понимающего, воспитанного
театрального
зрителя,
оказания
помощи
в
самореализациии
и
самопроявлении в общении и в творчестве.
В результате школьники приобретали знания о принятых в обществе
нормах
поведения
в
театре.
У
них
развивался
художественный
вкус,
расширялся общий кругозор, словарный запас. Происходила активизация
самобытности,
самостоятельности
каждого
ребёнка. Дети
принимали
активное
участие
в
различных
смотрах-конкурсах,
концертах.
Многим
детям стали доступны массовые виды художественной самодеятельности,
а отдельные обучающиеся добивались весьма значительных успехов.
В дальнейшем
педагог планирует
продолжать работу в данном
направлении
т.к.
занятия
театральной
деятельностью
способствуют
внешней и внутренней социализации, пробуждают интерес к литературе,
активизируют и развивают интеллектуальные и творческие способности.
Программа кружковой деятельности выполнена полностью.
Музыкальное
и
хореографиче ское
искусство
я вл я ют с я
незаменимыми
средствами
эстетического
воспитания,
художественного
развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В
воспитании
детей
танец
занимает
особое
место.
Основная
цель
руководителя
Поповой
Е.Ю.,
кружок
«Давайте
потанцуем»–
развитие
творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в танцевальную
деятельность.
Программа
кружка
была
разработана
с
учетом
возрастных
особенностей
и
уровня
развития
обучающихся.
В
кружке
занимались
обучающиеся 3-5 классов, 82% девочки.
За время занятий у обучающихся формировалось чувство ритма,
музыкальная и двигательная память. Занятия в кружке способствовали
повышению самооценки у неуверенных в себе детей, развитию творческих
способностей. Повысилась мотивация к самовыражению, как на сцене,
так и в жизни. Обучающиеся научились элементам танца,
работать в
группе.
Дети
приобрели
положительный
опыт
выступления
на
общешкольных мероприятиях и на профессиональной сцене. Результатами
кружковой работы являются показательные выступления с танцевальными
номерами
на
общешкольных
праздника
«Хип-хоп»,
«Лимонадный
дождик», «Каникулы».
В
следующем
учебном
году
руководитель
творческого
объединения
планирует
продолжить занятия танцами. Подобрать репертуар с учетом
особенностей обучающихся.
Программа
кружковой
деятельности
по
объективным
причинам
выполнена не в полном объеме.
Ф и з кул ьт у р н о - с п о рт и в н о е
н ап р а вл е н и е
д е я т е л ь н о с т и
реализовывалось через деятельность спортивной секции по настольному
теннису.
Цель
работы:
воспитание
физически
здоровой,
психологически
устойчивой личности.
Задачи:
приобретение
необходимых
теоретических
знаний,
овладение основными приёмами техники и тактики игры, привлечение
обучающихся к систематическим занятиям спортом.
В секции занималось 8 человек. Это обучающиеся 5-8 классов.
На занятиях кружка дети приобретали необходимые теоретические
знания, овладевали основными приёмами техники и тактики игры. 50%
группы занимаются настольным теннисом второй год, поэтому уровень их
тактической и технической игровой подготовки значительно выше, чем у
тех, кто первый год осваивает настольный теннис.
У всех, посещающих занятия, значительно развита реакция, общая
моторика. Каждый освоил правила игры.
Ребята принимали участие в спортивных соревнованиях, городского
и окружного значения, где занимали призовые места. К сожалению, в
секции занимаются только юноши, поэтому в следующем учебном году
планируется привлечь к занятиям настольным теннисом девушек.
Участие на конкурсах
(таблица №3) повышает рейтинг не только
конкурсанта среди коллег, но и рейтинг образовательного учреждения,
выдвинувшего своих воспитанников на конкурс.
Таблица №3
Уровень
Наименование
мероприятия
Результат
Руководитель
Школьный
«Праздник труда»
Попова Е.Ю.
«Последний звонок»
День Учителя
Благодарность
Закорюкина В.Д.
Новый год
День защитника Отечества
8 марта
Праздник Труда
День Победы
Последний звонок
Индивидуальная выставка 3
класса
Шабардина К.А.
Выставка к празднику труда
Городской
Участие в Покровской
Ярмарке
благодарность
Закорюкина В.Д.
Выступление в поэтическом
клубе «Жаворонок»
(краеведческий музей г.
Красноуфимска )
благодарность
Закорюкина В.Д.
Фестиваль детей с ОВЗ
«Подари радость»
диплом
участника
Закорюкина В.Д.
Фестиваль детей с ОВЗ
«Подари радость»
диплом
участника
Токарева Т.А.
Турнир по настольному
теннису памяти И. Смирнова
4,6,7,12 место
Горкунов И.А.
Областной
(окружной)
Конкурс детского творчества
«Роман с книгой»,
посвященный году культуры
(сентябрь) г.Екатеринбург
3 место
Токарева Т.А.
1 этап областного фестиваля
–конкурса творчества детей и
подростков «Город мастеров»
Диплом. Книги.
Благодарность
Токарева Т.А.
1 этап областного фестиваля
–конкурса творчества детей и
подростков «Город мастеров»
Диплом. Книги.
Благодарность
Попова Е.Ю.
1 этап областного фестиваля
–конкурса творчества детей и
подростков «Город мастеров»
Диплом. Книги.
Благодарность
Закорюкина В.Д.
1 этап областного фестиваля
–конкурса творчества детей и
подростков «Город мастеров»
I место
Шевалдина С.М.
1 этап областного фестиваля
–конкурса творчества детей и
подростков «Город мастеров»
Диплом. Книги.
Благодарность
Шабардина К.А.
1 этап областного фестиваля
–конкурса творчества детей и
подростков «Город мастеров»
Диплом. Книги.
Благодарность
Горкунов И.А.
Соревнования по
настольному теннису среди
коррекционных школ
2 место и два 3-х
места
Горкунов И.А.
Результативность участия
Таблица №4
Учебный
год
Уровень
Количество
конкурсов,
фестивалей
Количество
участников из
числа педагогов
Количество побед
2013-2014
Городской
5
5
2
Областной
(окружной)
6
5
4
Всероссийский
2
3
0
Всего
13
-
6
2015-2016г
Городской
4
3
0
Областной
(окружной)
4
5
5
Всероссийский
0
0
0
Всего
8
-
5
общее количество конкурсов
количество побед
0
2
4
6
8
10
12
14
2013-
2014
Результативности руководителей кружков, секций.
Таблица№5
Ф.И.О. педагога
Кол-во побед
Закорюкина В.Д.
0
Шабардина К.А.
0
Токарева Т.А.
1
Шевалдина С.М.
1
Горкунов И.А.
3
Брагина Н.В.
0
Попова Е.Ю.
0
Действующие кружки оказывают значительную помощь не только в
организации
внеурочной
занятости
обучающихся,
но
и
плодотворно
влияют на реализацию основных задач внутришкольной воспитательной
работы.
Педагоги,
ориентировались
на
индивидуальные
особенности
каждого
обучающегося.
Обогащали
детей
дополнительными
знаниями,
формировали умение работать коллективно, воспитывать культуру и этику
общения.
В
условиях
групповой
творческой
работы
в
объединениях
дополнительного образования это происходит легко и непринуждённо
.
В ы в о д : Установлено,
что
дополнительное
образование
в
школе
ориентировано на приобретение детьми знаний и умений, выходящих за
рамки образовательных программ.
Педагоги на занятиях используют современные образовательные и
воспитательные
технологии,
которые
реализуют
через
разнообразные
методики
обучения
и
воспитания,
методы
контроля
и
управления
образовательным процессом.
Формы,
методы
и
средства
организации
обучения
кружковой
деятельностью
соответствуют
возрасту,
интересам
и
потребностям
обучающихся.
Руководители
объединений
обеспечивают
соблюдение
санитарно-
гигиенических норм в ходе учебного процесса.
Большинство
педагогов,
организуют
участие
детей
в
массовых
мероприятиях, выставках, конкурсах, соревнованиях.
Можно отметить постоянный численный состав членов кружков и
секций.
Руководители стараются повысить и разнообразить интересы детей.
К
сожалению
не
все
руководители
показывают
стабильные
и
положительные результаты в течение всего года на городских, областных
(окружных)
конкурсах,
слетах,
соревнованиях, не
все
предъявили
«продукт» деятельности обучающихся.
Рекомендации:
1.
П р и з н ат ь
р а б оту
с л ед у ю щ и х
ру ко вод и т е л е й
к р у ж ко в
образовательного учреждения удовлетворительной:
Токаревой Т.А.,
Горкунов И.А., Закорюкиной В.Д., Шевалдиной С.М., Шабардиной
К.А., Поповой Е.Ю.
2.
Руководителю
кружка
Брагиной
Н.В.
предъявлять
результаты
деятельности
кружковцев
на
конкурсах,
выставках
различного
уровня.
3.
Привлекать в работу кружков детей, состоящих на всех видах учета
ВШк и КДН и ЗП, с целью максимальной организации их свободного
времени.
4.
Администрации
школы
и
классным
руководителям
привлекать
обучающихся
к
посещению
кружковых
занятий,
разъяснять
и
объяснять
их
значение
и
пользу
как
обучающимся,
так
и
их
родителям (законным представителям)