Подвижные игры как средство коррекции застенчивости детей дошкольного возраста
Автор: Володенок Мария Радионовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик" Населённый пункт: Поронайск Сахалинская область Наименование материала: статья Тема: Подвижные игры как средство коррекции застенчивости детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Застенчивость
является
одной
из
самых
распространенных
и
самых
сложных
проблем
межличностных
отношений.
Происхождение
этой
особенности,
как
и
большинства
других
внутренних
психологических
проблем
человека,
уходит
своими
корнями в детство.
В
современной
науке
застенчивость
понимается,
как
черта
характера,
выражающаяся
в
болезненном
опасении
привлечь
к
себе
внимание
окружающих,
беспричинном
чувстве
стыда,
порождающим
комплекс
ощущений
неловкости,
растерянности,
страха,
препятствующих
нормальному
общению.
Синонимы
застенчивости – робость, молчаливость, социальный страх, социальное беспокойство,
интроверсия, коммуникативная боязнь, скованное поведение.
Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует
складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной
мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном
общении.
В своей книге «Застенчивость: что это такое и как с ней справляться» американский
психолог Филипп Зимбардо говорит о том, что застенчивость идет рядом со смущением,
которое он сравнивает с «острой, но кратковременной потерей уважения к самому себе»,
которое периодически случается у многих людей [3, с.56].
Слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И.
Даля
как
«охотник
застеняться,
не
показываться;
неразвязный,
несмелый;
робкий
и
излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый» [1,
с.16].
По мнению В. Джонса и Б. Карпентера, застенчивые люди описывают себя как
«неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они
обречены на одиночество»[2, с.36].
Таким образом, застенчивость затрудняет адаптацию в обществе. Застенчивые дети
испытывают
большие
трудности
в
установлении
межличностных
контактов
(отсюда
замкнутость,
одиночество);
пассивны
в
деятельности
и
жизнедеятельности
в
целом;
чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы,
внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие
застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в обществе.
Но иногда, застенчивость имеет и положительные стороны, если конечно речь идёт
не
о
гиперстеснительности
ребенка.
Тем
не
менее
немалая
часть
педагогов
придерживаются
именно
такой
точки
зрения.
Зачастую
детская
застенчивость
воспринимается
школьными
учителями
и
педагогами
дошкольного
образования
как
положительная черта.
Многим педагогам, такие дети очень удобны, тем что, без всяких вопросов они
робко выполняют пожелания воспитателя. Застенчивые дети, как правило, менее активны,
а физическая подвижность всегда мешает процессу обучения.
С
застенчивым
ребенком
никогда
не
возникнет
конфликтных
ситуаций.
Он
–
интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, негодования и
тем более не станет перечить взрослому. Такое положение дел устраивает многих учителей
и воспитателей.
Одобрение
застенчивости
педагогом,
может
породить
нездоровое
подражание
слишком
скромному
ребенку.
И
если
застенчивый
тип
поведения
принимается
за
образцовый, то активный ребенок моментально впитывает пример такого поведения,
перенимая манеру общения, ведь она одобряема взрослым человеком.
Их часто ставят в пример другим детям, а на родительском собрании застенчивость
ребёнка выдаётся за примерное поведение и отличное воспитание.
Проблема застенчивости в том, что внешнее несогласие ребёнка с чем-либо может
вызвать
внутренний
конфликт
между
«я»
ребенка
и
происходящим.
Тогда-то
мы
и
получаем серьёзные проблемы, как психического характера, так и физического.
Именно поэтому, застенчивому ребенку жизненно необходимо помогать повышать
физическую
активность
–
это
позволит
ему
снять
психологическое
напряжение
и
раскрепоститься.
Так
как
коррекция
направлена
на
детей
старшего
дошкольного
возраста,
то
основным
методическим
средством
коррекции
застенчивости,
по
нашему
мнению,
должны быть подвижные игры.
Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких
играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу
жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками,
смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе
негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.
По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала
эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений
[6, с.17].
Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют
не только историческое, познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность в
настоящее время [4, с.6].
Выдающийся педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670) высоко оценивал роль игр,
«состоящих
в
движении»,
для
разрешения
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных задач.
Подчеркивая
большое
значение
правильного
руководства
играми
со
стороны
старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра
должна становиться «серьезным делом, т.е. и развитием здоровья, или отдыхом для ума,
или
преддверием
(подготовкой)
для
жизненной
деятельности,
или
всем
этим
одновременно»[5, с.63].
Высоко оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции,
игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно, и в полной мере выявляют свое
внутреннее
«я»,
швейцарский
педагог
Иоганн
Генрих
Песталоцци
(1746-1827).
При
проведении
подвижной
игры
имеются
неограниченные
возможности
комплексного
использования
разнообразных
методов,
направленных
на
формирование
личности
ребенка.
Изучением подвижных игр для дошкольников, так же занимались: Л.И. Чулицкая,
Е.А.
Аркин,
М.М.
Конторович,
Н.А.
Метлов,
Л.И.
Михайлова,
а
позднее
В.М.
Богусловская,
А.И.
Быкова,
А.И.
Сорокина,
Е.Г.
Батурина,
Н.Г.
Кожевникова,
Н.Н.
Кильпио и другие.
Актуальность
обусловила
выбор
темы
исследовательской
работы
и
позволила
сформулировать параметры.
Так, объектом
исследования является образовательно-воспитательный процесс.
Предмет
исследования
выступила
подвижная
игра,
как
средство
коррекции
застенчивости дошкольников старшего возраста.
Цель работы заключается в определении особенности влияния подвижных игр на
уровень застенчивости дошкольника старшего возраста.
В
начале
исследования
мы
предположили,
что
уровень
застенчивости
детей
старшего дошкольного возраста будет понижаться на основе использования подвижной
игры, при следующих условиях:
-
если
воспитатель
методически
грамотно
использует
методы
организации
подвижной игры с детьми;
-
если
в
педагогической
практике
реализуется
принцип
систематичности
и
последовательности;
-
учитываются
возрастные
и
личностные
особенности
ребенка
дошкольного
возраста.
Исследование
проводилось
в
МБДОУ
детский
сад
№2
«Кораблик»
города
Поронайска. В качестве испытуемых выступили дошкольники в количестве 15 человек,
воспитанники старшей группы «Китёнок».
Для
диагностики
застенчивости
детей
5-6
лет
мы
воспользовались
методами
психолого-педагогического
исследования:
наблюдение,
анкетирование
родителей,
методика
«Какой
я?»
(Т.Ю.
Романова),
экспертная
оценка,
метод
математической
статистики.
По результатам диагностик было установлено, что исследуемая группа детей имеет
средний уровень застенчивости.
На формирующем этапе (январь-февраль-март 2016г.) систематически проводились
занятия с целью понижения уровня застенчивости посредством подвижных игр. Мы
вовлекали застенчивых детей в активную деятельность группы.
Работа включала в себя следующее:
- учитывая возрастные особенности детей, мы провели подбор подвижных игр;
- содержание подвижных игр было направлено на развитие доброжелательности,
стремление к взаимопомощи, соучастия, сопереживания, организованности, инициативы,
настойчивости в достижении цели;
- подвижные игры были введены в повседневную деятельность детей;
-
были
проанализированы
результаты
использования
подвижных
игр
в
деятельности дошкольников.
Для развития положительных эмоций застенчивых детей был составлен календарь
эмоций, в котором дети могли отмечать изменения настроения в течение дня, а также свои
достижения, что способствовало повышению их уверенности в себе.
Физкультурные занятия проводились три раза в неделю. В ходе их проведения у
детей накапливался необходимый опыт для самостоятельной деятельности. На каждом
физкультурном
занятии
проводились
подвижные
игры,
развивающие
у
детей
находчивость, организованность, чувство товарищества, активность.
После
реализации
программы
подвижных
игр,
была
повторно
проведена
диагностика и для проверки выдвигаемого нами в начале исследования предположения мы
воспользовались
статистическим
критерием
Вилкоксона.
Произведенные
расчеты
показали
сдвиг
в
сторону
уменьшения
показателей
застенчивости
после
проведения
формирующего этапа на высоком статистически значимом уровне.
Таким образом, можно утверждать, что использование подвижных игр, как одного
из
средств
коррекции
застенчивости
дошкольников
является
целесообразным
и
эффективным.
На
основании
анализа
научной
литературы
и
результатов
эмпирического
исследования,
нами
были
сформулированы
основные
методические
рекомендации
по
включению подвижных игр в образовательный процесс старших дошкольников:
необходимо учитывать возрастные особенности развития воспитанников в
процессе проектирования занятий;
занятия должны строиться на основе игровых элементов, с использование
широкого спектра атрибутики, театральных инсценировок и постановок;
важно
организовать
благоприятную
атмосферу
для
коллективной
деятельности
группы,
включать
в
подвижные
игры
сверстников
и
взрослых;
для
достижения
положительных
эффектов
необходимо
координировать
деятельность всех педагогов, так или иначе вовлеченных в образовательный
процесс;
необходимо
расширять
социальный
опыт
воспитанников,
формировать
положительное отношение к подвижным играм.
Дети
дошкольного
возраста
самостоятельно
не
могут
использовать
все
возможности подвижной игры. Когда данный вариант игры освоен, интерес к ней угасает.
В этих случаях воспитатель должен показать новый вариант подвижной игры или вместе с
детьми придумать его и организовать.
Список использованной литературы
1.
Белоусова А. Б. Застенчивость как продукт родительского отношения в детстве.
Казань: Отечество, 2000. 156 с.
2.
Бретт Д. Застенчивость. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 189с.
3.
Дениелс
Д.,
Пломин
Р.
Индивидуальные
различия
и
проявления
детской
застенчивости (перев. с англ.) СПб.: «Питер», 2001. 240с.
4.
Зимбардо Ф. Как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие.
М.: Апрель-АСТ, 2005. 294 с.
5.
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с
детьми дошкольного и школьного возраста. М.: Про-Пресс , 2001. 56 с.
6.
Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.
М.: Речь, 2007. 120 с.
7.
Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.