Напоминание

Подвижные игры как средство коррекции застенчивости детей дошкольного возраста


Автор: Володенок Мария Радионовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Поронайск Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры как средство коррекции застенчивости детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, беспричинном чувстве стыда, порождающим комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, препятствующих нормальному общению. Синонимы застенчивости – робость, молчаливость, социальный страх, социальное беспокойство, интроверсия, коммуникативная боязнь, скованное поведение. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении. В своей книге «Застенчивость: что это такое и как с ней справляться» американский психолог Филипп Зимбардо говорит о том, что застенчивость идет рядом со смущением, которое он сравнивает с «острой, но кратковременной потерей уважения к самому себе», которое периодически случается у многих людей [3, с.56]. Слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И. Даля как «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый» [1, с.16]. По мнению В. Джонса и Б. Карпентера, застенчивые люди описывают себя как «неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество»[2, с.36]. Таким образом, застенчивость затрудняет адаптацию в обществе. Застенчивые дети испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в обществе. Но иногда, застенчивость имеет и положительные стороны, если конечно речь идёт не о гиперстеснительности ребенка. Тем не менее немалая часть педагогов придерживаются именно такой точки зрения. Зачастую детская застенчивость
воспринимается школьными учителями и педагогами дошкольного образования как положительная черта. Многим педагогам, такие дети очень удобны, тем что, без всяких вопросов они робко выполняют пожелания воспитателя. Застенчивые дети, как правило, менее активны, а физическая подвижность всегда мешает процессу обучения. С застенчивым ребенком никогда не возникнет конфликтных ситуаций. Он – интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, негодования и тем более не станет перечить взрослому. Такое положение дел устраивает многих учителей и воспитателей. Одобрение застенчивости педагогом, может породить нездоровое подражание слишком скромному ребенку. И если застенчивый тип поведения принимается за образцовый, то активный ребенок моментально впитывает пример такого поведения, перенимая манеру общения, ведь она одобряема взрослым человеком. Их часто ставят в пример другим детям, а на родительском собрании застенчивость ребёнка выдаётся за примерное поведение и отличное воспитание. Проблема застенчивости в том, что внешнее несогласие ребёнка с чем-либо может вызвать внутренний конфликт между «я» ребенка и происходящим. Тогда-то мы и получаем серьёзные проблемы, как психического характера, так и физического. Именно поэтому, застенчивому ребенку жизненно необходимо помогать повышать физическую активность – это позволит ему снять психологическое напряжение и раскрепоститься. Так как коррекция направлена на детей старшего дошкольного возраста, то основным методическим средством коррекции застенчивости, по нашему мнению, должны быть подвижные игры. Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания. По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений [6, с.17]. Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историческое, познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность в настоящее время [4, с.6].
Выдающийся педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670) высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом, т.е. и развитием здоровья, или отдыхом для ума, или преддверием (подготовкой) для жизненной деятельности, или всем этим одновременно»[5, с.63]. Высоко оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции, игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно, и в полной мере выявляют свое внутреннее «я», швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. Изучением подвижных игр для дошкольников, так же занимались: Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, а позднее В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова, Н.Н. Кильпио и другие. Актуальность обусловила выбор темы исследовательской работы и позволила сформулировать параметры. Так,
объектом

исследования
является образовательно-воспитательный процесс.
Предмет

исследования
выступила подвижная игра, как средство коррекции застенчивости дошкольников старшего возраста.
Цель работы
заключается в определении особенности влияния подвижных игр на уровень застенчивости дошкольника старшего возраста. В начале исследования мы предположили, что уровень застенчивости детей старшего дошкольного возраста будет понижаться на основе использования подвижной игры, при следующих условиях: - если воспитатель методически грамотно использует методы организации подвижной игры с детьми; - если в педагогической практике реализуется принцип систематичности и последовательности; - учитываются возрастные и личностные особенности ребенка дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ детский сад №2 «Кораблик» города Поронайска. В качестве испытуемых выступили дошкольники в количестве 15 человек, воспитанники старшей группы «Китёнок». Для диагностики застенчивости детей 5-6 лет мы воспользовались методами психолого-педагогического исследования: наблюдение, анкетирование родителей, методика «Какой я?» (Т.Ю. Романова), экспертная оценка, метод математической статистики. По результатам диагностик было установлено, что исследуемая группа детей имеет средний уровень застенчивости. На формирующем этапе (январь-февраль-март 2016г.) систематически проводились занятия с целью понижения уровня застенчивости посредством подвижных игр. Мы вовлекали застенчивых детей в активную деятельность группы. Работа включала в себя следующее: - учитывая возрастные особенности детей, мы провели подбор подвижных игр; - содержание подвижных игр было направлено на развитие доброжелательности, стремление к взаимопомощи, соучастия, сопереживания, организованности, инициативы, настойчивости в достижении цели; - подвижные игры были введены в повседневную деятельность детей; - были проанализированы результаты использования подвижных игр в деятельности дошкольников. Для развития положительных эмоций застенчивых детей был составлен календарь эмоций, в котором дети могли отмечать изменения настроения в течение дня, а также свои достижения, что способствовало повышению их уверенности в себе. Физкультурные занятия проводились три раза в неделю. В ходе их проведения у детей накапливался необходимый опыт для самостоятельной деятельности. На каждом физкультурном занятии проводились подвижные игры, развивающие у детей находчивость, организованность, чувство товарищества, активность. После реализации программы подвижных игр, была повторно проведена диагностика и для проверки выдвигаемого нами в начале исследования предположения мы воспользовались статистическим критерием Вилкоксона. Произведенные расчеты показали сдвиг в сторону уменьшения показателей застенчивости после проведения формирующего этапа на высоком статистически значимом уровне. Таким образом, можно утверждать, что использование подвижных игр, как одного из средств коррекции застенчивости дошкольников является целесообразным и эффективным.
На основании анализа научной литературы и результатов эмпирического исследования, нами были сформулированы основные методические рекомендации по включению подвижных игр в образовательный процесс старших дошкольников:  необходимо учитывать возрастные особенности развития воспитанников в процессе проектирования занятий;  занятия должны строиться на основе игровых элементов, с использование широкого спектра атрибутики, театральных инсценировок и постановок;  важно организовать благоприятную атмосферу для коллективной деятельности группы, включать в подвижные игры сверстников и взрослых;  для достижения положительных эффектов необходимо координировать деятельность всех педагогов, так или иначе вовлеченных в образовательный процесс;  необходимо расширять социальный опыт воспитанников, формировать положительное отношение к подвижным играм. Дети дошкольного возраста самостоятельно не могут использовать все возможности подвижной игры. Когда данный вариант игры освоен, интерес к ней угасает. В этих случаях воспитатель должен показать новый вариант подвижной игры или вместе с детьми придумать его и организовать.
Список использованной литературы
1. Белоусова А. Б. Застенчивость как продукт родительского отношения в детстве. Казань: Отечество, 2000. 156 с. 2. Бретт Д. Застенчивость. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 189с. 3. Дениелс Д., Пломин Р. Индивидуальные различия и проявления детской застенчивости (перев. с англ.) СПб.: «Питер», 2001. 240с. 4. Зимбардо Ф. Как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие. М.: Апрель-АСТ, 2005. 294 с. 5. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста. М.: Про-Пресс , 2001. 56 с. 6. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. М.: Речь, 2007. 120 с. 7. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.


В раздел образования