Напоминание

Что такое толерантность?


Автор: Тихонова Екатерина Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 94 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Что такое толерантность?
Раздел: среднее образование





Назад





Классный час по теме «Что такое толерантность?»

Цели занятия:
 Ознакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.  Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.  Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.
Задачи
 Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;  Формировать навыки творческого мышления.
Форма проведения.
Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа.

1.

Приветствие
- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. Но прежде, чем начать наше занятие, я бы хотела попросить вас выбрать цветочек того цвета, который вам больше нравится. И давайте посмотрим, что же означает цвет того или иного цветка, выбранного вами. Красный – у меня плохое настроение. Желтый – мне скучно. Зеленый – мне хорошо, весело. Синий –я спокоен.
2.

Сказка о любви
Преподаватель: Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви. Звучит музыка, рассказывается сказка. - Не было бы жизни на земле без любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
(слайд №

1)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
(слайд №

2)
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
(слайд №

3)
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, -
(слайд №

4-8)
одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
(слайд №

9)
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Преподаватель: (обращение к обучающимся). Задумайтесь и вы… Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. -
Почему Любовь выбрала Доброту?
(Ответы обучающихся.) Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.
3.

«Эмблема доброты»
Преподаватель: (обращение к обучающимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут. Преподаватель: после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты). Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на социальные проблемы и их решение». В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным. - Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
(слайд №

11) На доске изображение.

(слайд №

12)

4.

Определение «толерантность»

Толерантность
– это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы). (Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность –не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).
4.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара»

(слайд №

13)
Определение В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
1. Какое из определений вам импонирует более всего? 2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 3. А что же объединяет эти определения? Преподаватель:
Игра «Дополни».
Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые слова.  быть
терпимым
к окружающим; 
уважать
людей, их мнения, религию; 
принимат
ь других такими, какие они есть; 
понимать
многообразие культур нашего мира.
5.Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».
Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся.
(слайд №

14)
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Общий вывод:
не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы. Преподаватель: (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:  потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;  потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;  потому, что продолжает расти подростковая преступность;  потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка. Преподаватель: Прием «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков». Преподаватель
: 6.Упражнение «Камушек в ботинке».
У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми. Учащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого – с другой) и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна. Преподаватель:
7.Упражнение «Жемчужина в раковине».
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые
позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством. Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна. После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах. Смело, заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на середину стола (надписью вверх), или дарят сидящему рядом, или обмениваются. Цель: сделать достоинства одного человека достоинством группы. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в хорошее в человеке, помогает ему бороться с недостатками. Преподаватель: (обращение к учащимся). Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наш техникум.
Творческая работа «Дерево Толерантности».
Преподаватель: Творческая работа «Дерево толерантности». - Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности. ( Заготовки – дерево, листы). - Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве. - Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности». Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты. Сейчас к Вашему вниманию предлагаю посмотреть видеофрагмет «Толерантность – путь к культуре». Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели основные составляющие толерантности. Преподаватель: Я вам раздаю листочки, на которых напишите мнение о том, где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на классном часе. Листочки обучающиеся складывают в специальный ящик при выходе из аудитории. Преподаватель: Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимо сть соблюдение равноправия на деле спасут м и р .

Анкета
«Насколько вы терпимы?» 1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет. 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил. 3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость? а) да; б) нет. 4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают? а) вы терпеливо ждете, находя для себя

какие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд; б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками? а) мне трудно было бы это сделать; б) я не обращаю внимания на такие вещи. 6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере. 7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке? а) да; б) нет. 8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня; б) я лишь радуюсь за него (нее). 9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете? а) уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы 1-б
,
2-б, 3-б,4-а, 5-б, 6-б, 7-б ,8-б, 9-а.
От 0 до 4 очков.
Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков.
Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков.
Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.


В раздел образования