Автор: Тихонова Екатерина Юрьевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГБОУ школа № 94 Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Что такое толерантность? Раздел: среднее образование
Цели занятия:
Ознакомить
учащихся
с
понятием
«толерантность»,
с
основными
чертами
толерантной
и
интолерантной личности.
Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Сформировать
представление
о
том,
что
толерантность
как
качество
личности
считается
необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.
Задачи
Развивать
критическое
мышление,
навыки
групповой
работы,
умение
вести
диалог
и
аргументировать свою позицию;
Формировать навыки творческого мышления.
Форма проведения.
Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа.
1.
Приветствие
-
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее
настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Но прежде, чем начать наше занятие, я бы хотела попросить вас выбрать цветочек того цвета,
который вам больше нравится. И давайте посмотрим, что же означает цвет того или иного цветка,
выбранного вами.
Красный – у меня плохое настроение.
Желтый – мне скучно.
Зеленый – мне хорошо, весело.
Синий –я спокоен.
2.
Сказка о любви
Преподаватель: Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
- Не было бы жизни на земле без любви.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
(слайд №
1)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто
лет волшебнику:
(слайд №
2)
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне
Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
(слайд №
3)
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит:
стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, -
(слайд №
4-8)
одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
(слайд №
9)
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а
может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Преподаватель: (обращение к обучающимся). Задумайтесь и вы… Напишите на листе имя той
девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал
ли он с выбором девушки по имени Любовь.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы обучающихся.)
Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.
3.
«Эмблема доброты»
Преподаватель:
(обращение к обучающимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему
доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это
понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.
Преподаватель:
после
выполнения
задания
защищают
свой
рисунок
(выступление
представителей
команд 2-3 минуты).
Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не
может быть абсолютно одинакового взгляда на социальные проблемы и их решение».
В
эмблемах
«доброты»
я
обнаружила
все
то,
что
необходимо
для
объяснения
понятия
«толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.
- Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца.
Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
(слайд №
11) На доске изображение.
(слайд №
12)
4.
Определение «толерантность»
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность –не пассивное,
неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная
нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия
между
этносами,
социальными
группами,
во
имя
позитивного
взаимодействия
с
людьми
иной
культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).
4.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара»
(слайд №
13) Определение
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и
мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать
иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В
арабском
–
прощение,
снисходительность,
мягкость,
милосердие,
сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,
уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
1.
Какое из определений вам импонирует более всего?
2.
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3.
А что же объединяет эти определения?
Преподаватель: Игра «Дополни».
Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые
слова.
быть терпимым к окружающим;
уважать людей, их мнения, религию;
принимат ь других такими, какие они есть;
понимать многообразие культур нашего мира.
5.Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».
Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся.
(слайд №
14)
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм,
доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения,
раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие,
чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В
современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет
против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление
к
толерантным
отношениям,
желание
полноценно
реализовать
свои
способности,
опираясь
на
устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.
Преподаватель: (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ
на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит
примеры и делает выводы:
потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм»,
«конфликт», «агрессия»;
потому,
что
в
подростковой
и
молодежной
среде
наблюдается
катастрофический
рост
всевозможных форм антиобщественного поведения;
потому, что продолжает расти подростковая преступность;
потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.
Преподаватель: Прием «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в
самом
отъявленном
преступнике
имеются
ростки
позитивного.
Важно
принимать
себя
и
других
безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется.
«Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Преподаватель : 6.Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое
место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном
направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой
и с окружающими людьми.
Учащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого – с другой) и пишут на
них свои недостатки. Идет поиск темного пятна.
Преподаватель: 7.Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек
является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые
позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является
вашим наивысшим достоинством.
Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства.
Идет поиск светлого пятна.
После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а
затем о достоинствах. Смело, заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на
середину
стола
(надписью
вверх),
или
дарят
сидящему
рядом,
или
обмениваются.
Цель:
сделать
достоинства одного человека достоинством группы. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в
хорошее в человеке, помогает ему бороться с недостатками.
Преподаватель:
(обращение
к
учащимся).
Сейчас
мы
создадим
с
вами
«пространство
толерантности». Этим пространством для нас будет наш техникум.
Творческая работа «Дерево Толерантности».
Преподаватель: Творческая работа «Дерево толерантности».
-
Ребята, давайте попробуем посадить
дерево толерантности.
( Заготовки – дерево, листы).
-
Перед
вами
на
партах
лежат
листы,
напишите
на
них,
что
для
вас
есть
толерантность.
Прикрепите ваш листок на дереве.
- Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое
со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём
мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы
волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась
связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность
перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один.
Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности».
Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.
Сейчас
к
Вашему
вниманию
предлагаю
посмотреть
видеофрагмет
«Толерантность
–
путь
к
культуре».
Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели основные составляющие толерантности.
Преподаватель: Я вам раздаю листочки, на которых напишите мнение о том, где в своей жизни вы
можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на классном часе.
Листочки обучающиеся складывают в специальный ящик при выходе из аудитории.
Преподаватель:
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил
глубокий
след
в
душе
каждого,
помог
нам
всем
понять,
что
только
уважение
друг
к
другу,
взаимопонимание,
терпимо сть
соблюдение
равноправия
на
деле
спасут
м и р .
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например, читаете или отгадываете
кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими
привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как
вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение,
превозносит былые времена. Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-б , 2-б, 3-б,4-а, 5-б, 6-б, 7-б ,8-б, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое
впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели,
часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми,
которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести
диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к
собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более
слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью
вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый
взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и
способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как
выяснилось, были ошибочными.