Напоминание

Коррекция и профилактика девиантного поведения воспитанников МКУ СРЦН "Алые паруса" посредством кружковой работы.


Автор: Бондаренко Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Алые паруса"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция и профилактика девиантного поведения воспитанников МКУ СРЦН "Алые паруса" посредством кружковой работы.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Коррекция и профилактика девиантного поведения воспитанников МКУ

СРЦН «Алые паруса» посредством кружковой деятельности
В настоящее время проблема девиантного поведения детей и подростков привлекает внимание психологов и педагогов и все больший интерес возникает к вопросам средств профилактики данного поведения. Гармоничное развитие и воспитание в основном происходит в тех условиях, когда ребёнок в начале своего жизненного пути становится свидетелем положительных примеров, но если несовершеннолетние оказались свидетелями ассоциального поведения их родителей, то тогда и порождается задержка умственного и физического развития, отклонение в поведении, а следовательно нарушение развития эмоциональной сферы, выражающейся в агрессивности и равнодушию к окружающему миру. Необходимо выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы скорректировать недостатки поведенческого характера, нарушения умственного развития и способствовать дальнейшему личностному развитию. Работа кружковой деятельности различной направленности обеспечивает комплексный подход к коррекции девиантного поведения. Кружковая деятельность - мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Творческая деятельность даёт возможность поддержать воспитанника как человека и деятеля, так творчество всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованная деятельность воспитанников - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практиче ской ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Творчество - школа поддержки, одобрения любого ребенка. Добровольное участие подростков с неадекватным поведением в творческой работе может оказать положительное влияние на их личность, давая им шанс за шансом утвердить себя, показать себя с лучшей стороны. Кружковая деятельность даёт возможность проводить индивидуальную работу с подростком, соответственно, возможность лучше понять своеобразие его личности, подыскать такие виды работ творческого характера, где бы подросток мог самовыразиться, открыть себя с неожиданной для всех и самого себя стороны, переключаясь в процессе творчества с негативной деятельности на положительную, общественно значимую. Сфера кружковой деятельности ОДиСР МКУ СРЦН «Алые паруса», разнообразна: танцевальная и театральная студии, домоводство, изодеятельность, рукоделие, бумагопластика. Итогами кружковой деятельности являются танцевальные номера, которые показываются на праздничных концертах, подарки и сувениры, изготовленные воспитанниками, дарятся ветеранам, почётным гостям Центра, родителям. Традиционно проводятся выставки детского творчества.
Всё это позволяет отслеживать, насколько в процессе данной деятельности меняется мировоззрение воспитанников, их отношение к себе и к окружающему миру. Нельзя не сказать о пользе коллективной творческой деятельности (КТД), практической направленности, занятости каждого отдельного воспитанника и коллектива в целом. В процессе организации и осуществления КТД происходит создание и усвоение нового, жизненно важного опыта, применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений. Воспитательные возможности коллективных творческих дел прежде всего связаны с самореализацией каждого участника. Использование данной технологии в рамках кружковой деятельности даёт устойчивый положительный результат. Выполнение КТД способствует сплочению детского коллектива, развивает наблюдательность, творческие способности, моторику пальцев рук, воспитывает эстетические качества, аккуратность в работе, развивает сдержанность и терпение. В итоге воспитанники учатся ценить свой труд и труд своих товарищей. Несовершеннолетние с удовольствием занимаются разнообразной кружковой деятельностью, с большой заинтересованностью они осваивают разные виды творческой деятельности. Принимая во внимание огромное значение занятий творчеством, в Центре была разработана программа социальной реабилитации детей и подростков в условиях кружка творческой деятельности «Смастеримка». Занятия воспитанников ОД и СР в кружке «Смастеримка» способствует раскрытию творческих склонностей, способностей и интересов. Творчество помогает ребёнку раскрыться, снимает зажимы и стрессы, придаёт уверенность в себе. Творческая деятельность развивает фантазию детей, учит их мечтать, делает жизнь гораздо красочней. Каждая вещь, сделанная собственными руками, способствует повышению самооценки, придаёт значимость. Даёт повод рассказать об этом близким ему взрослым людям, приобретая таким образом с од е р ж ат е л ь н ы й п о вод д л я о б щ е н и я , кото р о го т а к н е х в а т а л о несовершеннолетним ранее. Для более успешной работы используется метод «педагог-воспитанник». Во время совместной творческой деятельности, непринуждённого общения руководителя кружка и воспитанника, раскрывается творческий потенциал ребёнка. Во время работы возникают определённые деловые и нравственные отношения как между взрослым и несовершеннолетним, так и между воспитанниками. В ходе занятия они общаются между собой, влияя друг на друга. Через создание ситуации успеха для каждого воспитанника формируется познавательный интерес, позволяет получить доступ к положительным эмоциям, испытать удовлетворение и гордость за успешно выполненную работу. Не всё даётся одинаково легко, но стоит лишь увлечь, найти именно тот вид деятельности, в котором раскроется ребёнок или подросток, и он уже старается, пытается внести что-то своё, подаёт идеи. Важно научить детей не бояться высказывать своё мнение, учиться у взрослых и товарищей.
Таким образом, возможности кружковой творческой деятельности в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков связаны, прежде всего, с тем, что собственная творческая деятельность может стать источником новых позитивных переживаний для ребёнка, способствует появлению новых креативных потребностей и предоставляет возможности и способы их удовлетворения в том или ином виде. Также это возможность научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как общение с собственными произведениями и с окружающими людьми, проявить себя социально-приемлемыми способами, вместо демонстрации деструктивного поведения. Список литературы 1.Волков Е.С. Трудные дети или трудные родители /Е.С.Волкова, - М:, 1992, -95с. 2.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. Л.И. Маленкова.- М: Издательство Педагогическое общество Россия, 2000.


В раздел образования