"Космическое путешествие по галактике "Части речи" Имя существительное".
Автор: Иванова Валентина Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" Населённый пункт: г. Ядрин Чувашской Республики Наименование материала: Конспект урока Тема: "Космическое путешествие по галактике "Части речи" Имя существительное". Раздел: среднее образование
Иванова
Валентина Геннадьевна,
учитель
русского языка и литературы
Контактная информация:
429060,
Чувашская Республика, г.Ядрин,
ул.Чапаева, д.20а, тел.21-3-97, e-
mail: yad_sos2@chtts
Тема
урока:
« Космическое
путешествие
по
галактике
«Части
речи»
Имя
существительное».
Цель – обобщить знания об имени существительном.
Задачи:
Развивающие :
создание
положительной
мотивации
на
уроке;
вовлечение
класса
в
активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности
учащихся
в
приобретении
знаний;
развитие
речи
и
воображения,
исследовательских
навыков
Обучающие :
закрепление
знаний
об
имени
существительном
(морфологических
признаков и синтаксической роли) посредством игры.
Воспитательные : воспитание интереса к русскому языку, к родному краю, толерантности,
самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества
Тип урока : урок повторения и обобщения знаний
Методы и приёмы : словарная работа, слово учителя, эвристическая беседа, проблемные
вопросы и задания, творческие задания, сравнительный анализ, разноуровневые задания,
тестирование, создание кластера
Межпредметная связь : русский язык + астрономия+ литература + музыка
Оборудование :
детские
творческие
работы,
выставка
о
родном
крае,
заготовки
для
«солнца», листки контроля., толковый словарь Ожегова
Место
урока
в
учебном
плане : один из двух
уроков
повторения по теме «Имя
существительное»
ИКТ, ЦОР : презентация, 2 индивидуальных нетбука с тестовыми заданиями, обучающая
программа – тренажёр по русскому языку – 4000 заданий «Фраза»
Тема высказывания –Космос, День Конституции
Форма
урока :игра-космическое
путешествие
по
галактике
«Части
речи.
Имя
существительное.»
Ход урока
1.
Проблемное опережающее задание (за 2 недели до урока)
1) Исследовать 6 сборников местного поэта, составить кластер «Метафорический
образ солнца в поэзии О.А. Тарасова»
2) Произвести сопоставительный анализ категорий падежей в русском, чувашском,
английском, немецком языках.
2. Организационный момент.
1этап Постановка цели и задач
Мотивация. Заканчивается Год Российской Космонавтики
1) Вызов интереса.
-Как вы думаете, что у меня в пакете?
-Какие ассоциации вызывает звезда?
- О чём вы подумали? Почему?
-Какова тема нашего высказывания?
- О чём по - вашему эта музыка ? «65 дней вечности»
-Что вы представили?
2) Беседа :
- Есть ли порядок в галактике?
3) Словарная работа.
Галактика –
Атмосфера –
Эксперимент –
4)Слайд «Солнечная система». Беседа:
- Сколько планет вокруг Солнца? Почему, по- вашему, мы говорим сегодня о Солнце,
звёздах, планетах? Да, завершается Год Космонавтики.
- Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие? Отправимся в космическое
путешествие в галактику «Части речи». Но на какую часть речи?
5) Чтение текста слайда об атмосфере, Солнце, планетах. Беседа:
- Почему Солнце, Луна написаны с большой буквы?
- Почему звёзды, планеты имеют окончание ы?
- Как вы думаете, как связаны эти морфологические признаки с темой нашего урока?
6) Слайд с названием темы «Космическое путешествие по галактике «Части речи».
Имя существительное»
Ж) Беседа:
- Какова цель нашего путешествия? Задачи?(повторить)
Рефлексия . Объявление целей и задач по итогам предложений учащихся
Второй этап.
«Погружение в тему»
1. Актуализация опорных знаний
1) Слово учителя . Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику
"Части речи ” под кодовым названием: " Имя существительное”. Наш путь освещает
Солнце, оно дарит лучи вам: жёлтые – при выполнении заданий без ошибок, синие - при
2-3 ошибках, зелёные - при ошибках больше 3-х.
Мотивация. Но сначала нужно получить допуск к полету. Для этого необходимо
доказать, что вы знаете о грамматических признаках существительного, найдете имя
существительное среди разных частей речи. На бортовых журналах отмечаете баллы за
выполнение работ и темы, в которых пробел знаний.
2) Слайд «Имя существительное». Вопросы классу о существительном и
грамматических спутниках существительного.
- Планеты и их спутники – морфологические признаки имени существительного.
Учитель.
-Это карта немножко волшебная. Нанесем на карту Планеты и их названия. (Морф.
признаки сущ-го)
Работа с кластерами (морфологические признаки, способ их определения). По мере
определения признаков, появляются "спутники”. Определяются некоторые связи,
например, склонения и рода. По окончании работы задаются вопросы.
Вопрос: Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для
нас?
(Синтаксическая роль имени существительного).
Вопрос: почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?
(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки имени существительного.)
-Еще раз проверим, правильно ли мы назвали признаки?
Рефлексия
Вручение лучей.
2. Закрепление умений определять синтаксическую роль существительных,
грамматические признаки существительных
Мотивация
- Для чего нужно правильно уметь определять признаки существительных?
- Меняется ли значение слов, отношение к предмету в зависимости от грамматических
признаков существительных?
- Для чего служат суффиксы?
Изучение всех разделов грамматики нацелено на успех на экзамене.
1) Определение существительных среди других частей речи. Тест. Вручение
лучей. Отправление в полёт.
2) Находка минералов. Работа с суффиксами. (Индивидуально у доски 4
человека). Класс работает на тренажёре по русскому языку «Фраза» с падежными
окончаниями существительных. Работа на нетбуках. Вручение лучей.
Рефлексия. Самостоятельное оценивание работ по баллам.
3. Исследовательская деятельность.
Мотивация во всех ли языках есть формы падежей
1) Сообщение с исследованием «Сопоставление падежей в русском, английском,
чувашском, немецком языках».
2) Физкультминутка
Вот теперь можно лететь:
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись,
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – астронавт
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Рефлексирование. С какими морфологическими признаками существительных работали ?
Вручение лучей
4. Проблемные и разноуровневые задания
Мотивация.
1) Беседа:
- Есть ли порядок в человеческом обществе? В Государстве?
-Из скольких частей состоит Конституция? Есть ли что- нибудь общее с солнечной
системой?
Демонстрация слайда о Конституции. Синтаксический разбор предложения : Конституция
- основной закон нашего государства
2) Разноуровн евые задания . Вручение лучей. Первый уровень –вариативное
задание по дидактическиму пособию для 6 класса
З)Бортинженеры сверят путь . Пишем цифровой диктант с суффиксами ек, ик.
4) Работа с текстами. Групповая работа. 4 группы
5) Слайд с инопланетянином. Настрой на встречу с ним. 4-ая гр. общается .
Отвечает на вопрос о правописании не с существительными. Пишет письмо на орбиту.
Рефлексия. Выступления групп:1) гр. – исследовательская работа создание кластера
«Метафорический образ солнца в поэзии О. Тарасова»
2) гр. – работа с текстом о Дедале и Икаре
3) гр. – текст о связи с Землёй. Вручение лучей
Третий этап. Итог урока
.
Мотивация.
- Какие вопросы для повторения по учебнику затронули сегодня?
- Что понравилось на уроке?
-Над чем ещё нужно будет поработать?
Домашнее задание: 1) Подготовить ответы на нерассмотренные вопросы
2) Составить сложные предложения со словарными словами
3) Написать письмо инопланетянам
4) Упражнение учебника для повторения по выбору
Выбрать 2 задания из 4
. Рефлексия. Вот мы возвратились из галактики на родную землю. Солнце царит в
нашей галактике, оно пришло к нам в класс. Выставим свои солнышки, которые грели вас
в группе. Подсчитаем средний балл для группы, баллы индивидуальные и выставим
оценки. А за нами наблюдают жители других планет, давайте пошлём им свои сигналы – о
нашем настроении.
Литература
1.
А. Богданова, «Уроки русского языка в 6 классе», 2007г.
2.
Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. В 2-х ч. – М.:
Издательский Дом «Генжер», 2007. – 64с.
3.
Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 6-й кл.: М.: Издательство «Экзамен»,
2003. – 93 с.
4.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение,
1999.
5.
Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.:
Вербум, 2001.
6.
Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 6 класс. – М.:
Вербум, 2001.
7.
Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.
8.
В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для
тематического и итогового контроля. 6 кл – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
9.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.:
ТЦ Сфера, 2006.
10
М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 6 кл»,
Москва, «Просвещение»,
2007г
10.