Напоминание

"Космическое путешествие по галактике "Части речи" Имя существительное".


Автор: Иванова Валентина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г. Ядрин Чувашской Республики
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Космическое путешествие по галактике "Части речи" Имя существительное".
Раздел: среднее образование





Назад




Иванова Валентина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Контактная информация: 429060, Чувашская Республика, г.Ядрин, ул.Чапаева, д.20а, тел.21-3-97, e- mail: yad_sos2@chtts
Тема

урока:

«
Космическое путешествие по галактике «Части речи» Имя существительное».
Цель
– обобщить знания об имени существительном.
Задачи:

Развивающие
: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие речи и воображения, исследовательских навыков
Обучающие
: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.
Воспитательные
: воспитание интереса к русскому языку, к родному краю, толерантности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества
Тип урока
: урок повторения и обобщения знаний
Методы и приёмы
: словарная работа, слово учителя, эвристическая беседа, проблемные вопросы и задания, творческие задания, сравнительный анализ, разноуровневые задания, тестирование, создание кластера
Межпредметная связь
: русский язык + астрономия+ литература + музыка
Оборудование
: детские творческие работы, выставка о родном крае, заготовки для «солнца», листки контроля., толковый словарь Ожегова
Место

урока

в

учебном

плане
: один из двух уроков повторения по теме «Имя существительное»
ИКТ, ЦОР
: презентация, 2 индивидуальных нетбука с тестовыми заданиями, обучающая программа – тренажёр по русскому языку – 4000 заданий «Фраза»
Тема высказывания
–Космос, День Конституции
Форма

урока
:игра-космическое путешествие по галактике «Части речи. Имя существительное.» Ход урока 1. Проблемное опережающее задание (за 2 недели до урока) 1) Исследовать 6 сборников местного поэта, составить кластер «Метафорический образ солнца в поэзии О.А. Тарасова» 2) Произвести сопоставительный анализ категорий падежей в русском, чувашском, английском, немецком языках. 2. Организационный момент.
1этап Постановка цели и задач
Мотивация. Заканчивается Год Российской Космонавтики 1) Вызов интереса.
-Как вы думаете, что у меня в пакете? -Какие ассоциации вызывает звезда? - О чём вы подумали? Почему? -Какова тема нашего высказывания? - О чём по - вашему эта музыка ? «65 дней вечности» -Что вы представили? 2) Беседа : - Есть ли порядок в галактике? 3) Словарная работа. Галактика – Атмосфера – Эксперимент – 4)Слайд «Солнечная система». Беседа: - Сколько планет вокруг Солнца? Почему, по- вашему, мы говорим сегодня о Солнце, звёздах, планетах? Да, завершается Год Космонавтики. - Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие? Отправимся в космическое путешествие в галактику «Части речи». Но на какую часть речи? 5) Чтение текста слайда об атмосфере, Солнце, планетах. Беседа: - Почему Солнце, Луна написаны с большой буквы? - Почему звёзды, планеты имеют окончание ы? - Как вы думаете, как связаны эти морфологические признаки с темой нашего урока? 6) Слайд с названием темы «Космическое путешествие по галактике «Части речи». Имя существительное» Ж) Беседа: - Какова цель нашего путешествия? Задачи?(повторить) Рефлексия . Объявление целей и задач по итогам предложений учащихся
Второй этап.
«Погружение в тему» 1.
Актуализация опорных знаний
1) Слово учителя
.
Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику "Части речи ” под кодовым названием: " Имя существительное”. Наш путь освещает Солнце, оно дарит лучи вам: жёлтые – при выполнении заданий без ошибок, синие - при 2-3 ошибках, зелёные - при ошибках больше 3-х. Мотивация. Но сначала нужно получить допуск к полету. Для этого необходимо доказать, что вы знаете о грамматических признаках существительного, найдете имя существительное среди разных частей речи. На бортовых журналах отмечаете баллы за выполнение работ и темы, в которых пробел знаний. 2) Слайд «Имя существительное». Вопросы классу о существительном и грамматических спутниках существительного. - Планеты и их спутники – морфологические признаки имени существительного.
Учитель.
-Это карта немножко волшебная. Нанесем на карту Планеты и их названия. (Морф. признаки сущ-го) Работа с кластерами (морфологические признаки, способ их определения). По мере определения признаков, появляются "спутники”. Определяются некоторые связи, например, склонения и рода. По окончании работы задаются вопросы.
Вопрос:
Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для нас? (Синтаксическая роль имени существительного).
Вопрос:
почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?
(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки имени существительного.) -Еще раз проверим, правильно ли мы назвали признаки? Рефлексия Вручение лучей.
2. Закрепление умений определять синтаксическую роль существительных,

грамматические признаки существительных
Мотивация - Для чего нужно правильно уметь определять признаки существительных? - Меняется ли значение слов, отношение к предмету в зависимости от грамматических признаков существительных? - Для чего служат суффиксы? Изучение всех разделов грамматики нацелено на успех на экзамене.

1) Определение существительных среди других частей речи. Тест. Вручение лучей. Отправление в полёт. 2) Находка минералов. Работа с суффиксами. (Индивидуально у доски 4 человека). Класс работает на тренажёре по русскому языку «Фраза» с падежными окончаниями существительных. Работа на нетбуках. Вручение лучей. Рефлексия. Самостоятельное оценивание работ по баллам.
3. Исследовательская деятельность.
Мотивация во всех ли языках есть формы падежей 1) Сообщение с исследованием «Сопоставление падежей в русском, английском, чувашском, немецком языках». 2) Физкультминутка Вот теперь можно лететь: По ступенькам поднялись, Дружно за руки взялись, Не зевай по сторонам, Ты сегодня – астронавт Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким! Аккуратно надо сесть, Чтоб приборы не задеть. Рефлексирование. С какими морфологическими признаками существительных работали ? Вручение лучей
4. Проблемные и разноуровневые задания
Мотивация. 1) Беседа: - Есть ли порядок в человеческом обществе? В Государстве? -Из скольких частей состоит Конституция? Есть ли что- нибудь общее с солнечной системой? Демонстрация слайда о Конституции. Синтаксический разбор предложения : Конституция - основной закон нашего государства 2) Разноуровн евые задания . Вручение лучей. Первый уровень –вариативное задание по дидактическиму пособию для 6 класса З)Бортинженеры сверят путь . Пишем цифровой диктант с суффиксами ек, ик. 4) Работа с текстами. Групповая работа. 4 группы 5) Слайд с инопланетянином. Настрой на встречу с ним. 4-ая гр. общается . Отвечает на вопрос о правописании не с существительными. Пишет письмо на орбиту.
Рефлексия. Выступления групп:1) гр. –
исследовательская работа
создание кластера «Метафорический образ солнца в поэзии О. Тарасова» 2) гр. – работа с текстом о Дедале и Икаре 3) гр. – текст о связи с Землёй. Вручение лучей
Третий этап. Итог урока
. Мотивация. - Какие вопросы для повторения по учебнику затронули сегодня? - Что понравилось на уроке? -Над чем ещё нужно будет поработать? Домашнее задание: 1) Подготовить ответы на нерассмотренные вопросы 2) Составить сложные предложения со словарными словами 3) Написать письмо инопланетянам 4) Упражнение учебника для повторения по выбору Выбрать 2 задания из 4 . Рефлексия. Вот мы возвратились из галактики на родную землю. Солнце царит в нашей галактике, оно пришло к нам в класс. Выставим свои солнышки, которые грели вас в группе. Подсчитаем средний балл для группы, баллы индивидуальные и выставим оценки. А за нами наблюдают жители других планет, давайте пошлём им свои сигналы – о нашем настроении. Литература 1. А. Богданова, «Уроки русского языка в 6 классе», 2007г. 2. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2007. – 64с. 3. Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 6-й кл.: М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 93 с. 4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999. 5. Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001. 6. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 6 класс. – М.: Вербум, 2001. 7. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003. 8. В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 кл – М.: «Интеллект-Центр», 2006. 9. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 10 М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 6 кл», Москва, «Просвещение», 2007г 10.


В раздел образования