Автор: Ганюшкина Галина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №8 "Теремок" Населённый пункт: Подольск Наименование материала: Конспект Тема: Занятие по развитию речи Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи во второй младшей группе по рассматриванию варежки
Программное содержание.
1. Формировать у детей отчетливое дифференцированное
представление
о
назначении
и
строении
предмета;
учить
вычленять
его
части,
о с о б е н н о с т и
с т р о е н и я ,
н е к о т о р ы е
к а ч е с т в а
и
с в о й с т в а .
2. Ввести в словарь слова варежка, пальчик, манжета, ладошка у варежки; теплая,
толстая. 3. Воспитывать умение точно действовать по слову взрослого, отвечать на
вопросы; приучать к простейшим формам речи – доказательства.
Предварительная работа.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то,
что руки в варежках не мерзнут, что варежки согревают руки.
Материал.
Игровой персонаж – мишка; детские варежки (по числу детей),
несколько пар варежек без тех или иных частей – без манжет, без пальца, без ладони, без
верха; варежки из тонкой редкой ткани (варежки разложены на столе воспитателя и
покрыты салфеткой); игрушечный чемоданчик для мишки.
Ход занятия.
Воспитатель собирает всех детей возле себя. Предлагает послушать,
что он скажет. Раздается стук, в дверь входит мишка с чемоданчиком. Сообщает, что
медвежата отказываются гулять: у них мерзнут лапы. Спрашивает, почему у детей не
мерзнут руки.
Воспитатель.
Ответьте, дети, мишке, что вы надеваете на руки, когда гуляете, чтобы
руки не мерзли.
Дети
(хором). Варежки.
Мишка.
А что это такое?
Воспитатель.
Мишка не знает, надо его научить узнавать варежки. Садитесь, будем
заниматься, учить мишку. (Дети садятся на поставленные полукругом стульчики, рядом с
воспитателем усаживают мишку.)
Воспитатель.
Что надевают дети на руки, чтобы руки не мерзли? ( Дети отвечают
хором.) Посмотрите и послушайте, как я расскажу мишке про варежки. А потом вы его
будете учить. (Надевает варежку на руку.) Вот, мишка, варежка, в ней руке тепло.
Ладошка закрыта (показывает), верх закрыт (показывает), пальчик тоже закрыт. А это
манжета, чтоб в варежку ветер не задувал, она руку обхватывает. Варежка толстая, теплая.
Мишка.
Не все понял. Пусть дети расскажут.
Воспитатель вызывает по очереди одного-двух детей рассказать про варежки.
Ребенок
берет
варежку,
надевает
на
руку,
рассказывает,
обращаясь
к
мишке.
Если
возникают затруднения, воспитатель приходит на помощь: «Расскажи, покажи, почему
пальчик не мерзнет» или: «Почему ветер не задувает в варежку?» и т.п.
После рассказов детей мишка говорит, что у него есть такие варежки, он даст их
ребятам поносить. Из чемодана на стол выкладываются «мишкины варежки» без тех или
иных деталей. Воспитатель вызывает по очереди детей, предлагая выбрать и надеть
варежки.
Дети
очень
эмоционально
реагируют
на
отсутствие
той
или
иной
части,
показывают мишке, чего не хватает: «Видишь, пальчика нет у варежки. Пальчик замерзнет,
нельзя такую!» И т.п. Каждая пара варежек демонстрируется всем участникам занятия,
которые также заинтересованно выражают свое отношение.
Когда все «мишкины варежки» будут рассмотрены и дети обнаружат отсутствие
каждой части, мишка может предложить еще одну пару – целых, но из очень тонкой ткани.
Дети выявляют и этот недостаток. Воспитатель спрашивает, будет ли тепло в таких
варежках, почему не будет, толстая ли у них ткань или очень тоненькая.
После того как дети ответят, педагог предлагает каждому подойти к столу, выбрать
варежки и еще раз показать и рассказать о них мишке.
Воспитатель.
А теперь дети нам пора гулять. Мы с вами возьмем мишку, но
сначала мы наденем на него варежки, чтобы ему было тепло.
Методический материал:
Основная образовательная программа дошкольного
образования. «От рождения до школы». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в
д/с».