Автор: Шмид Екатерина Витальевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 101" Населённый пункт: Новокузнецк Наименование материала: Элективный учебный курс по русскому языку Тема: "Секреты пунктуации" Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»
Программа рассмотрена
на заседании МО учителей рус-
ского языка, литературы, исто-
рии, обществознания и музыки
Руководитель МО
___________ Шмид Е.В.
Протокол № 1
от 27.08.2016 г.
Программа рекомендована
к работе педагогическим
советом МБОУ «СОШ «101»
Протокол № 1
от 31.08.2016 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ «101»
____________
Приказ № 166а от 01.09.2016 г
Рабочая программа
элективного учебного курса
«Секреты пунктуации»
по русскому языку
для учащихся 10-х классов
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Шмид Екатерина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Новокузнецк 2016 г.
1. Пояснительная записка
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципаль-
ного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная шко-
ла №101» на 2015-2016 учебный год рабочая программа элективного учебного курса «Се-
креты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов рассчитана на 35 часов, 1 час в не-
делю. Зачётов – 3.
Элективный учебный курс по выбору «Секреты пунктуации» по русскому языку
для 10-х классов имеет практическую направленность и служит дополнением к основному
курсу русского языка в 10 классе.
Элективный курс по выбору «Секреты пунктуации» необходим, так как способству-
ет повторению и закреплению материала, знание которого важно при сдаче экзамена в 11
классе, систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует изуче -
нию трудных и наиболее значимых тем. Значительное количество часов отводится на
практические занятия по пунктуации, так как именно эти темы вызывают наибольшее за-
труднение у учащихся.
Основная цель элективного учебного курса:совершенствование языковой, комму-
никативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического
мышления.
Данная цель предполагает решение ряда задач , важнейшими из которых являются:
повторение,
обобщение
и
систематизация
теоретических
сведений
по
разделу
«Пунктуация»;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навы-
ков учащихся;
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической сино -
нимии.
2. Требования к результатам освоения учащимися 10-х классов
программы элективного учебного курса по выбору
«Секреты пунктуации» по русскому языку
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, второстепенных членов предложе-
ния, односоставных предложений;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в слож-
ном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных
предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с
изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литерату-
рой.
3. Содержание программы элективного учебного курса
«Секреты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов
Русская пунктуация как система.
Краткие сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации:
структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке.
Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Трудные вопросы пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Дефис при прило-
жении. Запятые при сравнительных оборотах. Пунктуация в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими слова-
ми. Пунктуация при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Обособленные
определения,
приложения,
обстоятельства.
Употребление
двоеточия
в
предложениях разного типа. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Знаки препинания в сложных предложениях. Пунктуация в сложносочиненных предло-
жениях. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. Пунктуация в сложноподчи-
ненных предложениях с несколькими придаточными. Запятая и точка с запятой в бессо -
юзных сложных предложениях. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Тире в
бессоюзных сложных предложениях. Пунктуация в сложных предложениях с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
4. Календарно-тематическое планирование
Всего 35 часов, 1 час в неделю
Зачет – 3
№
п/
п
Наименование раздела и тем
Часы
учебно-
го вре-
мени
Плановые
сроки
прохожде-
ния
1
Русская пунктуация как система.
1
Краткие сведения из истории русской пунктуации (7 ч.)
7
2
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой,
интонационный.
1
3
Состав знаков препинания в русском языке.
1
4
Функции знаков препинания.
1
5
Пунктуация и интонация.
1
6
Сочетание знаков препинания.
1
7
Факультативные и вариативные знаки препинания.
1
8
Зачет № 1
1
Трудные вопросы пунктуации
(17 ч.)
17
9
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
10
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
11
Дефис при приложении.
1
12
Дефис при приложении.
1
13
Запятые при сравнительных оборотах.
1
14
Пунктуация в предложениях с однородными членами.
1
15
Знаки препинания при однородных членах предложения с
обобщающими словами.
1
16
Пунктуация при обращениях.
1
17
Знаки препинания при вводных словах.
1
18
Знаки препинания при вводных предложениях.
1
19
Обособленные определения.
1
20
Обособленные приложения.
1
21
Обособленные обстоятельства.
1
22
Употребление двоеточия в предложениях разного типа.
1
23
Запятая перед союзом как.
1
24
Запятая на стыке двух союзов.
1
25
Зачет № 2
1
Знаки препинания в сложных предложениях (10 ч.)
10
26
Пунктуация в сложносочиненных предложениях.
1
27
Пунктуация в сложноподчиненных предложениях.
1
28
Пунктуация
в
сложноподчиненных
предложениях
с
несколькими придаточными.
1
29
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предло-
жениях.
1
30
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
1
31
Тире в бессоюзных сложных предложениях.
1
32
Пунктуация в сложных предложениях с различными вида-
ми союзной и бессоюзной связи.
1
33
Пунктуация в сложных предложениях с различными вида-
ми союзной и бессоюзной связи.
1
34
Повторение и систематизация изученного материала.
1
35
Зачет № 3
1
5. Список литературы
1. Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы
[Текст] / Н. С. Валгина. – М.: Просвещение, 2000. – 314 с.
2. Граник, Г.Г. Речь, язык и секреты пунктуации [Текст] / Г.Г. Граник [и др.] – М.:
Просвещение, 1995. – 352 с.
3. Греков, В. Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому язы-
ку в старших классах [Текст] / В. Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвеще -
ние, 2007 г. – 205 с.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________________
«___»____________2016 г.