Напоминание

"Секреты пунктуации"


Автор: Шмид Екатерина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 101"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Элективный учебный курс по русскому языку
Тема: "Секреты пунктуации"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101» Программа рассмотрена на заседании МО учителей рус- ского языка, литературы, исто- рии, обществознания и музыки Руководитель МО ___________ Шмид Е.В. Протокол № 1 от 27.08.2016 г. Программа рекомендована к работе педагогическим советом МБОУ «СОШ «101» Протокол № 1 от 31.08.2016 г. Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ «101» ____________ Приказ № 166а от 01.09.2016 г Рабочая программа
элективного учебного курса

«Секреты пунктуации»

по русскому языку
для учащихся 10-х классов на 2016-2017 учебный год Составитель: Шмид Екатерина Витальевна, учитель русского языка и литературы Новокузнецк 2016 г.

1. Пояснительная записка
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципаль- ного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная шко- ла №101» на 2015-2016 учебный год рабочая программа элективного учебного курса «Се- креты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов рассчитана на 35 часов, 1 час в не- делю. Зачётов – 3. Элективный учебный курс по выбору «Секреты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе. Элективный курс по выбору «Секреты пунктуации» необходим, так как способству- ет повторению и закреплению материала, знание которого важно при сдаче экзамена в 11 классе, систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует изуче - нию трудных и наиболее значимых тем. Значительное количество часов отводится на практические занятия по пунктуации, так как именно эти темы вызывают наибольшее за- труднение у учащихся. Основная
цель
элективного учебного курса:совершенствование языковой, комму- никативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления. Данная цель предполагает решение ряда
задач
, важнейшими из которых являются:  повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Пунктуация»;  совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навы- ков учащихся;  обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической сино - нимии.
2. Требования к результатам освоения учащимися 10-х классов

программы элективного учебного курса по выбору

«Секреты пунктуации» по русскому языку
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
 строение, значение и функции основных синтаксических единиц;  типологию простого и сложного предложения, второстепенных членов предложе- ния, односоставных предложений;  признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;  основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в слож- ном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;  выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
 производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;  правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;  пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литерату- рой.
3. Содержание программы элективного учебного курса

«Секреты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов

Русская пунктуация как система.


Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания. Факультативные и вариативные знаки препинания.
Трудные вопросы пунктуации.
Тире между подлежащим и сказуемым. Дефис при прило- жении. Запятые при сравнительных оборотах. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими слова- ми. Пунктуация при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Употребление двоеточия в предложениях разного типа. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Пунктуация в сложносочиненных предло- жениях. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. Пунктуация в сложноподчи- ненных предложениях с несколькими придаточными. Запятая и точка с запятой в бессо - юзных сложных предложениях. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Тире в бессоюзных сложных предложениях. Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.
4. Календарно-тематическое планирование
Всего 35 часов, 1 час в неделю Зачет – 3


п/

п

Наименование раздела и тем

Часы

учебно-

го вре-

мени

Плановые

сроки

прохожде-

ния
1 Русская пунктуация как система. 1
Краткие сведения из истории русской пунктуации (7 ч.)

7
2 Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. 1 3 Состав знаков препинания в русском языке. 1 4 Функции знаков препинания. 1 5 Пунктуация и интонация. 1 6 Сочетание знаков препинания. 1 7 Факультативные и вариативные знаки препинания. 1 8
Зачет № 1
1
Трудные вопросы пунктуации

(17 ч.)

17
9 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 10 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 11 Дефис при приложении. 1 12 Дефис при приложении. 1 13 Запятые при сравнительных оборотах. 1 14 Пунктуация в предложениях с однородными членами. 1 15 Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 1 16 Пунктуация при обращениях. 1 17 Знаки препинания при вводных словах. 1 18 Знаки препинания при вводных предложениях. 1 19 Обособленные определения. 1 20 Обособленные приложения. 1 21 Обособленные обстоятельства. 1 22 Употребление двоеточия в предложениях разного типа. 1
23 Запятая перед союзом как. 1 24 Запятая на стыке двух союзов. 1 25
Зачет № 2
1
Знаки препинания в сложных предложениях (10 ч.)

10
26 Пунктуация в сложносочиненных предложениях. 1 27 Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. 1 28 Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. 1 29 Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предло- жениях. 1 30 Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. 1 31 Тире в бессоюзных сложных предложениях. 1 32 Пунктуация в сложных предложениях с различными вида- ми союзной и бессоюзной связи. 1 33 Пунктуация в сложных предложениях с различными вида- ми союзной и бессоюзной связи. 1 34 Повторение и систематизация изученного материала. 1 35
Зачет № 3
1
5. Список литературы
1. Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы [Текст] / Н. С. Валгина. – М.: Просвещение, 2000. – 314 с. 2. Граник, Г.Г. Речь, язык и секреты пунктуации [Текст] / Г.Г. Граник [и др.] – М.: Просвещение, 1995. – 352 с. 3. Греков, В. Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому язы- ку в старших классах [Текст] / В. Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвеще - ние, 2007 г. – 205 с.
Согласовано:
Зам. директора по УВР ______________________ «___»____________2016 г.


В раздел образования