Программа факультативного курса "Проектная деятельность по математике в 5-х классах"
Автор: Филиппова Татьяна Евгеньевна Должность: учитель математики первой квалификационной категории Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 113" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: Программа факультативного курса Тема: Программа факультативного курса "Проектная деятельность по математике в 5-х классах" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Лицей №113»
ПРИНЯТО
На заседании кафедры (МО)
математики ______ Гуль Г.И.
от «__» ___________2013г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Лицей №113
____________Т.В. Ануфриева
от «__» ___________2013г.
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 5А, Б КЛАССОВ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-Х КЛАССАХ»
Количество часов в год:
16 часов в год при недельной нагрузке 1час.
Учителя:
Гуль Галина Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
Филиппова Татьяна Евгеньевна – учитель первой квалификационной категории
Новосибирск, 2013 г.
Пояснительная записка
Школьное
образование
в
современных
условиях
призвано
обеспечить
функциональную
грамотность
и
социальную
адаптацию
обучающихся
на
основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового
выбора,
личностного
развития,
ценностных
ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей
обучения
на
формирование
компетентной
личности,
способной
к
жизнедеятельности
и
самоопределению
в
информационном
обществе,
ясно
представляющей
свои
потенциальные
возможности,
ресурсы
и
способы
реализации выбранного жизненного пути.
Главной
целью
школьного
образования
является
развитие
ребенка
как
компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-
трудовой
выбор,
личностное
саморазвитие,
ценностные
ориентации,
поиск
смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как
процесс
овладения
не
только
определенной
суммой
знаний
и
системой
соответствующих
умений
и
навыков,
но
и
как
процесс
овладения
компетенциями.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного
обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация
специальной
исследовательской
деятельности
учащихся
в
какой-либо
практической области.
Метод
проектов,
как
компонент
системы
образования,
создаёт
личностную
мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ
решения
проблемы
имеет
практический
характер,
является
социально
значимым как для школьника, так и для взрослого человека.
Цели:
- развитие логического мышления, основ системного мышления,
исследовательских знаний учащихся
- воспитание настойчивости, инициативы.
- формирование навыков выдвижения гипотез, поиска аргументов
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии
Задачи:
- учить размышлять над интересными фактами и делать небольшие открытия
- выполнять задания, изучать результат, извлекать интересное
- освоение компетенций личностного саморазвития
-
воспитывать
целеустремленность
и
организованность,
расчетливость
и
пред приимч иво с т ь,
с по с об но с т ь
орие нт ироват ьс я
в
с и т у а ц и и
неопределенности.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
Работа
над
проектами
проводится
поэтапно.
Метод
проектов
как
педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий,
но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Этапы работы над проектом.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (определение темы и целей проекта, его исходного
положения; подбор рабочей группы);
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Планирование (определение источников необходимой
информации; определение способов сбора и анализа информации; определение
способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и
критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей)
между членами рабочей группы);
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ (сбор и уточнение информации (основные инструменты:
интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой
штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;
выбор
оптимального
варианта
хода
проекта;
поэтапное
выполнение
исследовательских
задач).
Выводы:
анализ
информации;
формулирование
выводов.
4.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ.
Планирование
презентации
и
подготовка
презентационных материалов. Представление (защита) проекта. Представление
проекта
(защита)
включает
в
себя:
демонстрацию
р е зул ьт ато в
исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
5. КОНТРОЛЬНЫЙ. Оценка проекта: предполагает оценивание планирования,
процесса,
деятельности,
отношения
конечного
результата,
самооценку,
определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над
проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и
неудач) и причин этого.
Программа включает разделы:
«Тематическое планирование учебного материала»
«Литература»
Тематическое планирование учебного материала
(1 час в неделю; всего 16 часов)
№п/п
Наименование тем, разделов
Всего
часов
1
Понятие проекта. Текстовые задачи на
совместную работу
1
2
Математические ребусы
1
3
Геометрические задачи на разрезание
1
4
Текстовые задачи на переливание
1
5
Единицы измерения длины и массы в Древней
Руси
1
6
Решение кроссвордов
1
7
Логические задачи
1
8
Работа над проектами
7
9
Защита проектов
2
Литература
1.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
– М.: АРКТИ, 2005.
2.
Романовская
М.Б.
Метод
проектов
в
образовательном
процессе.-
М.:Центр “Педагогический поиск”, 2006.
3.
Голуб
Г.Б.,
Перелыгина
Е.А.,
Чуракова
О.В.
Основы
проектной
деятельности школьника: Методические рекомендации по преподаванию
курса. Под ред. проф. Е.Я.Когана. - Самара: Изд-во “Учебная литература”,
Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
4.
Голуб
Г.Б.,
Перелыгина
Е.А.,
Чуракова
О.В.
Основы
проектной
деятельности. Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Изд-во “Учебная
литература”, Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
5.
Мысль.
Разум.
Интеллект.
Практическое
руководство
по
развитию
умственных способностей. – “Ридерз Дайджест”, 2003.
6.
Основы
проектной
деятельности:
программа
курса
регионального
компонента базисного учебного плана. 5-7 класс. Киров: Изд-во КИПК и
ПРО, 2006.