Автор: Чайникова Елена Викторовна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ "Ребрихинская СОШ" Ребрихинского района Алтайского края Населённый пункт: село Ребриха Алтайский край Наименование материала: Положение о рабочей программе педагога в соответствии с ФГОС Тема: Положение о рабочей программе Раздел: среднее образование
Разработано Чайниковой Е.В.,
заместителем директора
МБОУ «Ребрихинская СОШ»
Ребрихинского района
Алтайского края
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе учебного предмета, курса
в МБОУ «Ребрихинская СОШ» Ребрихинского района Алтайского края
I. Общие положения
1. Настоящее
Положение
разработано
в
соответствии
с
Федеральным
законом
от
29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №
373» , приказом
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
31.12.2015г.
№
1577
«О
внесении
изменений
в
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования
и
науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897», приказом Министерства образования и науки
РФ от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в Федеральный государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413».
2. Данное Положение регламентирует порядок составления и утверждения рабочих
программ
учебных
предметов,
реализуемых
в
рамках
обязательной
части
и
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
учебного
плана МБОУ
«Ребрихинская
СОШ»
и
не
распространяется
на
рабочие
программы,
реализуемые в
рамках внеурочной деятельности.
3. Рабочая
программа
учебных
предметов,
курсов
(далее
Рабочая
программа)
-
нормативно-управленческий документ образовательного
учреждения,
характеризующий
содержание и организацию образовательной деятельности по учебному предмету, курсу.
Рабочая
программа
является
средством
фиксации
содержания
образовательного
процесса и его организации на уровне учебных предметов, курсов.
Рабочая программа учебного предмета, курса составляется на основе авторской (для
предметов обязательной части учебного плана ОУ) и самим педагогом (для предметов
части учебного плана ОУ, формируемой участниками образовательных отношений).
Рабочая программа - нормативный документ, который иллюстрирует, как учитель
планирует
реализовывать
авторскую
программу
с
учетом
требований
действующего
стандарта.
4. Функции рабочей программы:
- нормативная
-
Рабочая
программа
является
документом,
обязательным
для
выполнения в полном объёме;
- целевая — Рабочая программа определяет цели образовательной деятельности по
предмету;
- содержательная - Рабочая программа фиксирует состав учебных элементов,
подлежащих освоению учащимися;
- п р о ц е с с у а л ь н а я
-
Р а б о ч а я
п р о г р а м м а
о п р е д е л я е т
л о г и ч ескую
последовательность
освоения
элементов
содержания, формы
организации
учебных
занятий и основные виды учебной деятельности;
- оценочная - Рабочая программа определяет способы контроля.
5.
Рабочая программа составляется каждым педагогом индивидуально
и
проходит
внешнюю экспертизу в школьном методическом объединении.
6. Количество
часов,
отводимых
на
реализацию
Рабочей
программы,
должно
соответствовать учебному плану соответствующего уровня общего образования школы и
годовому календарному учебному графику на текущий учебный год.
5. Срок действия Рабочей программы - один учебный год. По окончании учебного
года
Рабочая
программа
хранится
в
ОУ
в
течение
3-х
лет
(на
бумажном
или
электронном носителе).
II. Структура Рабочей программы учебных предметов, курсов
и требования к разработке ее компонентов
2.1. Рабочая
программа
учебного
предмета,
курса
разрабатывается
на
основе
действующего федерального
государственного
образовательного
стандарта
(далее
-
ФГОС), примерной и авторской рабочей программы по предмету для каждого класса или
параллели с учётом:
- учебного плана школы на учебный год;
- годового календарного учебного графика школы на учебный год;
- объёма и содержания учебного материала для учащихся;
- требований ФГОС к планируемым результатам освоения учебного предмета, курса;
- индивидуальных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
- утвержденного
в
школе
перечня
программно-методического
обеспечения
для
реализации рабочей программы.
2.2. Обязательными структурными компонентами Рабочей программы учебного
предмета, курса являются:
- титульный лист (приложение 1);
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематический план с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого
раздела и темы (приложение 2);
- планируемые результаты освоения предмета, курса;
-
лист внесения изменений в Рабочую программу.
2.3. Требования
к
содержанию
структурных
компонентов
Рабочей
программы
учебного предмета, курса.
2.3.1. Титульный лист Рабочей программы должен содержать:
- наименование учреждения в соответствии с Уставом;
- грифы рассмотрения и утверждения;
- наименование учебного предмета, курса с указанием класса (параллели), на который
рассчитана Рабочая программа;
- Ф.И.О. педагога, разработавшего Рабочую программу;
- год составления Рабочей программы.
2.3.2. Текст пояснительной записки должен отражать информацию:
1)
об
авторской
программе
по
учебному
предмету,
курсу,
на
основе
которой
составлена рабочая программа, с указанием её библиографических данных;
о методических и оценочных материалах авторского УМК;
2)
о количестве учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание
предмета, а также количестве часов для проведения контрольных, лабораторных,
практических работ, экскурсий, исследовательских проектов и т.д.;
3)
о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе
(параллели), на которые направлена Рабочая программа;
4)
об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по
предмету, курсу, если таковые имеются, и обосновании их целесообразности. В
качестве причин для внесения изменений в авторскую рабочую программу могут
выступать:
а)
необеспеченность
практической
части
авторской
рабочей
программы
лабораторным
оборудованием,
другими
средствами;
б )
необеспеченность
авторской
рабочей
программой
в
полной
мере
содержания
образования по предмету в соответствии с требованиями ФГОС; в) несоответствие
количества часов авторской рабочей программы по предмету,
курсу годовому
календарному учебному графику школы на текущий учебный год.
Изменения могут быть внесены также в случае, если автор в своей программе указал,
что
учитель
вправе
использовать
резервные
часы
по
своему
усмотрению,
изменять
количество часов на изучение отдельных тем или последовательность изучения материала
в зависимости от условий.
2.3.3. Содержание
учебного
предмета,
курса представляет
собой
краткое
со-
держание каждого раздела согласно нумерации в тематическом плане.
2.3.4. Тематический
план
представляет
собой
разделение всего содержания
учебного предмета, курса на дидактические единицы: разделы и темы, их нумерацию с
указанием
количества
часов,
отводимых
на
освоение
каждого
раздела
и
темы.
Все
контрольные
(практические,
лабораторные,
самостоятельные)
работы,
зачеты,
тесты
планируются и проводятся педагогом только в соответствии с авторским УМК и по
контрольно-измерительным материалам, входящим в УМК.
В дальнейшем запись названий тем уроков в классном журнале должна полностью
совпадать с формулировками тем уроков в тематическом плане.
2.3.5.
Компонент
«Планируемые
результаты
освоения
предмета,
курса»
должен
отражать
перечень
требований
к
результатам
изучения
учебного
предмета,
курса,
дисциплины
(модуля) н а конец
обучения в
каждом
классе,
на
достижение
которых
направлена данная Рабочая программа.
Метапредметные и личностные образовательные результаты должны быть конкрети-
зированы
в
виде
перечня
соответствующих
УУД
(метапредметные
-
в
виде
коммуникативных УУД, познавательных УУД, регулятивных УУД; личностные - в виде
личностных
УУД);
предметные
результаты
-
в
виде
перечня
предметных
учебных
действий.
Требования
к
образовательным
результатам
учащихся,
прописанные
в
Рабочей
программе, не должны быть ниже сформулированных в стандарте.
2.3.6. Лист внесения изменений в Рабочую программу (приложение 3) предусмотрен
для фиксации возможных изменений в Рабочей программе, необходимость в которых
может возникнуть в течение учебного года. Учитель имеет право вносить изменения в
Рабочую
программу только на основании приказа директора школы при условии
согласования их с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
III.
Процедура утверждения Рабочих программ
3.1.Утверждение Рабочих программ предполагает следующие процедуры:
3.1.1. Рассмотрение и принятие Рабочих программ на предметных школьных
методических
объединениях.
3.1.2. Утверждение Рабочих программ приказом директора школы.
3.2.
Порядок процедуры утверждения Рабочих программ:
3.2.1. I
этап
-
Рабочие
программы проходят экспертизу в школьном методическом
объединении.
По
итогам
работы школьного методического объединения
составляется
протокол.
II этап - до 26 августа текущего года Рабочие программы на следующий учебный год
утверждаются директором школы.
3.2.2.
После утверждения директором школы
Рабочая
программа
педагога
становится
нормативным
документом,
и
педагог
не
имеет
право
вносить
в
нее
изменения
без
согласования
с
администрацией
школы.
Все
изменения,
дополнения,
вносимые
педагогом
в
Рабочую
программу
в
течение
учебного
года,
должны
быть
согласованы
с
заместителем
директора,
отвечающим
за
данное
направление
деятельности.
3.2.3. До 1 сентября текущего года Рабочие программы по всем учебным предметам,
курсам размещаются на сайте школы.
IV. Оформление Рабочей программы
Рабочая программа оформляется на бумажном и электронном носителях.
Электронный вариант Рабочей программы на электронном носителе оформляется в
виде одноименного файла с расширением doc и размещается на сайте школы.
4.5. Бумажный вариант оформляется на белой бумаге формата А4. Размер шрифта
должен быть таким, чтобы все знаки были читаемы. Гарнитура
шрифта
основного
текста и примечаний - Times New Roman.
Приложение 1
к Положению о Рабочей программе учебного
предмета, курса в МБОУ «Ребрихинская СОШ»
Образец титульного листа Рабочей программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
______/______________/
ФИО
Протокол № ___
от «__»________20__г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Ребрихинская СОШ»
________/____________________/
ФИО
Приказ №______
от «___»_________20___г.
Рабочая программа
учебного предмета «Математика» для 5 класса
на 20__ - 20__ учебный год
Разработана Ивановой И.А.,
учителем математики
с. Ребриха
20__ год
Приложение 2
к Положению о Рабочей программе учебного
предмета, курса в МБОУ «Ребрихинская СОШ»
Образец тематического плана Рабочей программы
Тематический план
Рабочей программы учебного предмета «математика»,
5 класс, 170 часов
Номер
раздела,
главы,
темы
Наименование раздела, главы, темы
Продолжитель-
ность изучения
в часах
Глава 1
Натуральные числа
20 часов
1
Ряд натуральных чисел
2
2
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел
3
3
Отрезок. Длина отрезка
4
4
Плоскость. Прямая. Луч
3
5
Шкала. Координатный луч
4
6
Сравнение натуральных чисел
3
Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»
1
Глава 2
Сложение и вычитание натуральных чисел
33 часа
1
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
4
2
Вычитание натуральных чисел
5
3
Числовые и буквенные выражения. Формулы
4
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и
вычитание натуральных чисел»
1
4
Уравнение
3
5
Угол. Обозначение углов
2
6
Виды углов. Измерение углов
5
7
Многоугольники. Равные фигуры
2
8
Треугольник и его виды
3
9
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры
3
Контрольная работа № 3
1
и т.д.
Всего часов – 170
Из них контрольных работ – 10
зачетов – 2
Все контрольные (практические, лабораторные, самостоятельные) работы, зачеты,
тесты
проводятся
только
в
соответствии
с
авторским
УМК
и
по
контрольно-
измерительным материалам, входящим в УМК.
Приложение 3
к Положению о Рабочей программе учебного
предмета, курса в МБОУ «Ребрихинская СОШ»
Лист внесения изменений вРабочую программу
Дата,
№ урока
Указывается тема, которая изучается на данном уроке
и тема, которая корректируется или заменяется
(если материал уплотняется, указываются темы,
которые изучаются на данном уроке)
Основание для
корректировки
( № приказа с
указанием даты,
сроки курсов, период
болезни и др.)