Напоминание

Организация и диагностика освоения младшими дошкольниками творческой сюжетной игры в практике работы ДОО


Автор: Дегтярева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация и диагностика освоения младшими дошкольниками творческой сюжетной игры в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация и диагностика освоения младшими дошкольниками

творческой сюжетной игры в практике работы ДОО
Дегтярева Наталья Юрьевна, воспитатель МБ ДОУ "Детский сад №37" г.Новокузнецк «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» В. Штерн По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольни- ки, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами. В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребенок п р о буе т с е бя в разных ролях: работник (в системе родственных взаимоотношений), член семьи (в быту), потребитель социальных благ (в про- фессиональной деятельности). В игре дети передают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему. Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми; воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком, и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений не тождественны. 1
В исследованиях, посвященных сюжетно-ролевой игре, определяется ряд направлений. Представляется важным, особенно в настоящее время, обсудить вопрос о том, что объединяет педагогов-исследователей детской сюжетно-ролевой самостоятельной игры, ибо чаще речь идет о том, что их разъединяет. Так что же объединяет?
1 . Понимание

того,

что

игра



это

жизнь

ребенка,
его радость, необходимая для него деятельность.
2.

Представление

об

игре

как

социальной

деятельности
. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения.
3 . Понимание специфики сюжетно-ролевых игр,
состоящей в том, что ребенок по – особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры (конечно, при согласовании с партнерами); в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры («как будто» не нарушает логики развития игры, логики жизни).
4. Оценка игры как могущественного средства воспитания,
формирования личности ребенка, развития ее разных содержательных сторон. Своеобразие детской игры, конечно же, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. К сожалению, сегодня в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат... Игра фактически сводится к игровым приемам и «обыгрыванию» учебного материа ла. Подчинение игры только задачам обучения приводит к тому, что 2
самодеятельная игра исчезает из жизни ребенка и, как следствие, снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности. В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка. Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто 3
символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы. В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы. Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно и нужно устанавливать некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется. В игре всегда видны результаты педагогической работы. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. (Таблица1) Таблица1 «Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре»
Задачи педагогического

взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, 4
развитие эмоционального отношения к людям рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношением людей. Создание банка идей Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр. Создание предметно- игровой среды в соответствии с банком идей Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности. Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микрогруппах) Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения одной из ролевых позиций. Организация самостоятельной сюжетно- ролевой игры детей Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество. Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Влияние на игры отдельных детей всегда связано с воспитанием детского коллектива в целом. Воспитатель должен уделить внимание: 5
 обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);  знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается направление детей на игру. Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»). Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»). Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. А это также важно для успешного обучения в школе. Следовательно, дошкольное 6
детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям .
Литература
1. Каменченко А.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. Учебное пособие – М.: Айрис-Пресс, 2007. 2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2010 – 416 с. 3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с. 4. Корненчева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня (мл., ср., ст., подг. гр.) – М.: Центр педагогического образования. 5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – М.: Феникс, 2008 6. Михайлова Н.Л., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.
Приложение1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

О

СОБЕННОСТИ

ОСВОЕНИЯ

ДЕТЬМИ

ТВОРЧЕСКОЙ

СЮЖЕТНОЙ

ИГРЫ
7

1

МЛАДШАЯ

ГРУППА

У

СЛОВНЫЕ

ОБОЗНАЧЕНИЯ

:
«Критерий» не проявляется - «Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво + «Критерий» проявляется самостоятельно С
Критерии оценки
Ф АМИЛИЯ , ИМЯ , ВОЗРАСТ РЕБЕНКА дата дата дата дата примечание Отражает в игре бытовые действия взрослых Отражает в игре сюжеты сказок, стихотворений Передаёт в игре цепочку взаимосвязанных действий с игрушками Использует предметные игровые действия Использует действия с предметами-заместителями Использует изобразительные игровые действия Использует ролевую речь, направленную на игрушки Проявляет эмоциональное отношение к игрушкам Связывает игровые действия с конкретным образом (как мама, как доктор, как зайчик…) Вступает в совместную со взрослым игру на основе действий с игрушками Играет один (с игрушками) Вступает во взаимодействие со сверстником на основе действий с игрушками
О

СОБЕННОСТИ

ОСВОЕНИЯ

ДЕТЬМИ

ТВОРЧЕСКОЙ

СЮЖЕТНОЙ

ИГРЫ

2

МЛАДШАЯ

ГРУППА
8

У

СЛОВНЫЕ

ОБОЗНАЧЕНИЯ

:
«Критерий» не проявляется - «Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво + «Критерий» проявляется самостоятельно С
СЮЖЕТНО

-

РОЛЕВАЯ

ИГРА

Критерии оценки
Ф АМИЛИЯ , ИМЯ , ВОЗРАСТ РЕБЕНКА дата дата дата дата примечание Отражает в игре бытовые действия взрослых Отражает в игре профессиональные действия взрослого Отражает в игре сюжеты сказок, мультфильмов Предпочтительная тематика игр Сюжет состоит из связанных между собой действий Использует предметные игровые действия Использует действия с предметами-заместителями Использует изобразительные игровые действия Обозначает свою игровую роль Участвует в ролевом диалоге со сверстниками Обозначает свои игровые действия Договаривается со сверстником о совместных действиях Средняя продолжительность игры (в мин.)
Р

ЕЖИССЁРСКАЯ

ИГРА

Критерии оценки
Ф АМИЛИЯ , ИМЯ , ВОЗРАСТ РЕБЕНКА д ата д ата д ата д ата приме чание Отражает в игре бытовые действия взрослых 9
Отражает в игре сказочные сюжеты Использует в игре игрушки Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки Разговаривает за игрушки Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки Рассказывает о происходящем в игре Использует звукоподражания Сюжетные действия взаимосвязаны Примерная продолжительность игры (в мин.) 10
11


В раздел образования