Напоминание

Применение информационных технологий в преподавании математики


Автор: Гарифуллина Эльзания Габдульбареевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ "Кукморский аграрный колледж"
Населённый пункт: с.Яныль
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационных технологий в преподавании математики
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Э.Г.Гарифуллина, преподаватель математики, ГАПОУ «Кукморский аграрный колледж» За последние годы в образовательных учреждениях республики произошли большие изменения. Школы, колледжи, институты оснащаются современной компьютерной техникой. В нашем колледже имеются 65 компьютеров, 16 интерактивных досок, 2 компьютерных класса, электронные учебники, мультимедиа – проекторы, документ - камеры и т.д. Сегодня компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности студента. Современные компьютеры позволяют организовать интерактивное взаимодействие студента с обучающими материалами. Высокое качество обучения, прочность и систематичность знаний, развитие профессиональных умений и навыков, воспитание необходимых свойств и качеств характера – все это вмещает в себя понятие «развитие профессиональной компетентности будущего специалиста». Кукморский аграрный колледж является учебным заведением, в котором физико – математические дисциплины являются профильными, поэтому знания математики для будущих специалистов имеет большое значение. Особую роль в повышении качества обучения дисциплине играет широкое внедрение в практику цифровых образовательных ресурсов, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Цифровые образовательные ресурсы – это достаточно простые в использовании и привычные ресурсы. Они созданы как дополнения к традиционным учебникам и материалам.
Современное развитие науки и техники проходит при возрастающей роли математики в жизни общества. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у студентов, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим на уроках математики я веду поиск эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые бы активизировали мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый студент работал активно и увлеченно. Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?» - и конечно же решение этого вопроса всегда находится в компетенции самого учителя. «Где же тот «домкрат», - как сказал один из учителей физики помогающий школьнику с наименьшими затратами времени и сил овладеть довольно сложной современной программой. Как сделать, чтобы в длинной и трудной гонке за знаниями было как можно меньше «сошедших с дистанции»? На уроках математики я широко использую возможности документ- камеры. Её применение позволяет транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых документов и объектов. Данное оборудование можно использовать для проверки домашнего задания, самостоятельной работы как по заготовкам учителя, так и непосредственно с тетради студента, проектируя изображение на экран и делая при этом необходимые исправления и пояснения в работе. Эффективность данной процедуры состоит в том, что студенты участвуют в проверке и поиске ошибок в работах одногруппников, учатся на «чужих ошибках», и, как следствие, становятся аккуратнее, внимательнее, поскольку их работа может быть также представлена на экране.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать слайды, видеоролики, делая на доске пометки в реальном времени, а также рисовать, чертить как на обычной доске. Наиболее эффективно её использование для презентации задач по готовым чертежам, разбора и анализа тестовых вариантов, что позволяет увеличить объем отрабатываемого материала и выработать устойчивые навыки решения задач. Одним из труднейших разделов геометрии является стереометрия, поскольку она сопряжена с изучением трехмерных объектов и условностью изображения их на плоском чертеже. В связи с этим возрастает потребность в средствах наглядности. Данные средства должны как обеспечить предъявление студентам объемных моделей, так и задействовать соответствующие им плоские чертежи. С этой целью мною активно используется на уроках комплект «живых стереочертежей», обладающих способностью к переносу, вращению и изменению масштаба. Данный комплект иллюстрирует практически все понятия, теоремы, свойства курса. Работа с чертежами способствует улучшению понимания студентами текстовых формулировок и чрезвычайно удобна при доказательстве теорем. Немаловажную роль при изучении математики играют информационные и телекоммуникативные технологии, так как в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования. Сегодня ясно, что информатизация образования – это не только установка компьютеров в учебных заведениях или подключение их к Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки студентов на этапе перехода колледжа к работе в условиях информационного общества. Ведь перед образовательным учреждением стоит непростая задача: подготовить студентов к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются
психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. С использованием на уроках информационных технологий у студентов появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Применять информационные технологии на уроках математики можно, используя компьютерные программы и обучающие с и с т е м ы , представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа – технологий. Каждое практическое занятие сопровождается большим количеством конкретных примеров использования цифровых образовательных ресурсов. При этом у преподавателя появляется возможность проявить творческий подход к организации урока, к разработке своих оригинальных дидактических материалов. Применение информационных технологий позволяет учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью: для студента – это увеличение заинтересованность в предмете, более наглядной подачи материала, возможность решения межпредметных задач и существенное расширение возможностей самостоятельной работы – изучить материал, провести тренаж и тут же проверить свои знания, а для преподавателя – это разгрузка преподавателя во время урока и увеличение времени общения со студентами, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога. Ведь не зря мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Я стараюсь, чтобы студенты на каждом уроке математики работали с полной отдачей сил, отыскивали самые рациональные методы решения примеров.


В раздел образования