Применение информационных технологий в преподавании математики
Автор: Гарифуллина Эльзания Габдульбареевна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГАПОУ "Кукморский аграрный колледж" Населённый пункт: с.Яныль Наименование материала: статья Тема: Применение информационных технологий в преподавании математики Раздел: среднее профессиональное
ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Э.Г.Гарифуллина, преподаватель математики,
ГАПОУ «Кукморский аграрный колледж»
За последние годы в образовательных учреждениях республики
произошли большие изменения. Школы, колледжи, институты оснащаются
современной
компьютерной
техникой.
В
нашем
колледже
имеются
65
компьютеров, 16 интерактивных досок, 2 компьютерных класса, электронные
учебники,
мультимедиа
–
проекторы,
документ
-
камеры
и
т.д.
Сегодня
компьютер
выступает
не
просто
ускорителем
передачи
информации
в
образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в
области
образования,
в
учебной
деятельности
студента.
Современные
компьютеры
позволяют
организовать
интерактивное
взаимодействие
студента с обучающими материалами.
Высокое качество обучения, прочность и систематичность знаний,
развитие профессиональных умений и навыков, воспитание необходимых
свойств и качеств характера – все это вмещает в себя понятие «развитие
профессиональной компетентности будущего специалиста».
Кукморский аграрный колледж является учебным заведением, в котором
физико
–
математические
дисциплины
являются
профильными,
поэтому
знания
математики
для
будущих
специалистов
имеет
большое
значение.
Особую роль в повышении качества обучения дисциплине играет широкое
внедрение в практику цифровых образовательных ресурсов, направленных на
интенсификацию
процесса
обучения,
реализацию
идей
развивающего
обучения,
совершенствование
форм
и
методов
организации
учебного
процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к
овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Цифровые
образовательные
ресурсы
–
это
достаточно
простые
в
использовании
и
привычные
ресурсы.
Они
созданы
как
дополнения
к
традиционным
учебникам и материалам.
Современное развитие науки и техники проходит при возрастающей роли
математики в жизни общества. Увеличение умственной нагрузки на уроках
математики
заставляет
задуматься
над
тем,
как
поддержать
интерес
к
изучаемому
материалу
у
студентов,
их
активность
на
протяжении
всего
урока. В связи с этим на уроках математики я веду поиск эффективных
методов
обучения
и
таких
методических
приемов,
которые
бы
активизировали мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному
приобретению
знаний.
Возникновение
интереса
к
математике
у
значительного числа студентов зависит в большей степени от методики её
преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый студент работал
активно и увлеченно.
Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?» - и конечно же решение
этого вопроса всегда находится в компетенции самого учителя. «Где же тот
«домкрат», - как сказал один из учителей физики помогающий школьнику с
наименьшими
затратами
времени
и
сил
овладеть
довольно
сложной
современной программой. Как сделать, чтобы в длинной и трудной гонке за
знаниями было как можно меньше «сошедших с дистанции»?
На уроках математики я широко использую возможности документ-
камеры.
Её
применение
позволяет
транслировать
в
режиме
реального
времени четкое и резкое изображение любых документов и объектов. Данное
оборудование
можно
использовать
для
проверки
домашнего
задания,
самостоятельной работы как по заготовкам учителя, так и непосредственно с
тетради
студента,
проектируя
изображение
на
экран
и
делая
при
этом
необходимые
исправления
и
пояснения
в
работе.
Эффективность
данной
процедуры состоит в том, что студенты участвуют в проверке и поиске
ошибок
в
работах
одногруппников,
учатся
на
«чужих
ошибках»,
и,
как
следствие, становятся аккуратнее, внимательнее, поскольку их работа может
быть также представлена на экране.
С
помощью
интерактивной
доски
можно
демонстрировать
слайды,
видеоролики, делая на доске пометки в реальном времени, а также рисовать,
чертить как на обычной доске. Наиболее эффективно её использование для
презентации
задач
по
готовым
чертежам,
разбора
и
анализа
тестовых
вариантов,
что
позволяет
увеличить
объем
отрабатываемого
материала
и
выработать устойчивые навыки решения задач.
Одним
из
труднейших
разделов
геометрии
является
стереометрия,
поскольку она сопряжена с изучением трехмерных объектов и условностью
изображения их на плоском чертеже. В связи с этим возрастает потребность в
средствах
наглядности.
Данные
средства
должны
как
обеспечить
предъявление
студентам
объемных
моделей,
так
и
задействовать
соответствующие
им
плоские
чертежи.
С
этой
целью
мною
активно
используется
на
уроках
комплект
«живых
стереочертежей»,
обладающих
способностью
к
переносу,
вращению
и
изменению
масштаба.
Данный
комплект иллюстрирует практически все понятия, теоремы, свойства курса.
Работа
с
чертежами
способствует
улучшению
понимания
студентами
текстовых формулировок и чрезвычайно удобна при доказательстве теорем.
Немаловажную роль при изучении математики играют информационные и
телекоммуникативные технологии, так как в настоящее время они стали
неотъемлемой
частью
современного
образования.
Сегодня
ясно,
что
информатизация
образования
–
это
не
только
установка
компьютеров
в
учебных заведениях или подключение их к Интернет. Это, прежде всего,
процесс
изменения
содержания,
методов
и
организационных
форм
подготовки
студентов
на
этапе
перехода
колледжа
к
работе
в
условиях
информационного
общества.
Ведь
перед
образовательным
учреждением
стоит
непростая
задача:
подготовить
студентов
к
жизни
в
новом
информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в
новых экономических условиях.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это
мощный
стимул
в
обучении.
Посредством
таких
уроков
активизируются
психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление;
гораздо
активнее
и
быстрее
происходит
возбуждение
познавательного
интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80%
информации
воспринимается
и
запоминается
им
через
зрительный
анализатор. С использованием на уроках информационных технологий у
студентов появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применять информационные технологии на уроках математики можно,
используя
компьютерные
программы
и
обучающие
с и с т е м ы ,
представляющие
собой
электронные
учебники,
учебные
пособия,
лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе
мультимедиа – технологий. Каждое практическое занятие сопровождается
большим
количеством
конкретных
примеров
использования
цифровых
образовательных
ресурсов.
При
этом
у
преподавателя
появляется
возможность проявить творческий подход к организации урока, к разработке
своих оригинальных дидактических материалов.
Применение информационных технологий позволяет учить и учиться с
интересом и максимальной эффективностью: для студента – это увеличение
заинтересованность
в
предмете,
более
наглядной
подачи
материала,
возможность решения межпредметных задач и существенное расширение
возможностей самостоятельной работы – изучить материал, провести тренаж
и
тут
же
проверить
свои
знания,
а
для
преподавателя
–
это
разгрузка
преподавателя во время урока и увеличение времени общения со студентами,
что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога. Ведь не зря
мудрые
китайцы
говорят:
«Расскажи
мне,
и
я
забуду,
покажи
мне,
и
я
запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Я стараюсь, чтобы студенты на
каждом уроке математики работали с полной отдачей сил, отыскивали самые
рациональные методы решения примеров.