Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ


Автор: Елькина Нина Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ-д/с № 24 "Солнышко"
Населённый пункт: Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н.П.Елькина музыкальный руководитель МБДОУ № 24 «Солнышко», г. Верхний Уфалей
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ



Музыка является одним из средств

физического развития детей.
Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния з д о р о в ь я и и н д и в и д у а л ь н ы х с п о с о б н о с т е й к а ж д о го р е б е н к а . Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников. Цельюмузыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н.Ветлугина удтверждает, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников я считаю, что необходимо и актуально использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные
виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. В своей работе я использую различные формы организации здоровьесбережения. Например: начинаем музыкальное занятие с валеологических распевок, дающих позитивный настрой на весь день. Слушание и разучивание текстов песен перемеживаем с игровым массажем. Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаем музыкально – ритмическими движениями и игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых и мелодичных).
Система музыкально-оздоровительной
работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии
следующих

здоровьесберегающих технологий:
 Валеологические песенки-распевки;  Дыхательная гимнастика;  Артикуляционная гимнастика;  Оздоровительные и фонопедические упражнения;  Игровой массаж;  Пальчиковые игры;  Речевые игры;  Музыкотерапия Предлагаемые по объему оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
Цель распевок
– подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов.
Дыхательная гимнастика
- тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
Основная цель артикуляционной гимнастики
- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивает музыкальную память, внимание, развивает чувство ритма, учи т имитации движений животных.
Цель

игрового

массажа
- научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом и может легко этому научиться в игре. Важное место на музыкальных занятиях занимают
пальчиковые

игры
и сказки, которые мы исполняем, как песенки или произносим под музыку. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя
движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Рече вы е

игры
способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. Речевое музицирование, я считаю, просто необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.
Музыкотерапия
- метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально - оздоровительной работы. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Использование мною в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников и значительное уменьшение заболеваемости . Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос. Та к и м о б р а з ом , м ож н о с д е л ат ь в ы в од , ч т о и с п о л ь з о в а н и е здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает, как необходимое условие полноценного развития детей и поможет в дальнейшем обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников.
Литература:
1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011. 2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева, 2010. 3. Здоровье современных дошкольников авт. М.А.Руднова. 2005. 4. Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова ООО Издательство «АСТ» 2004.
5. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей авт. М.Щетинин Айрис-пресс, 2007.


В раздел образования