Автор: Грешилова Кира Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ "Романовская СОШ" Населённый пункт: п. Романовка, Всеволожский район, Ленинградской обл. Наименование материала: Рабочая программа Тема: Кружок "Успешный Я" Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Период детства и юности - это время становления личности, а неповторимая, яркая
личность может проявиться только в процессе самоутверждения в коллективе сверстников,
единомышленников.
Актуальность разработки программы обусловлена отсутствием единой программы
в образовательных учреждениях, направленной на решение вопросов формирования
социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в
период выбора ими жизненного пути. Важнейшим элементом, обуславливающим
необходимость разработки и реализации программы, является привлекательность
рассматриваемых вопросов в подростково-молодѐжной среде.
Проектно-целевой метод позволит комплексно и эффективно решать проблемы
развития коммуникативных навыков, привлечения молодежи в социально-значимую
деятельность. Эффективность обусловлена его системным, интегрирующим характером,
что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях и
достигнуть положительные эффекты.
Учащиеся 8-11-х классов должны понимать, что для успешного становления
выпускника общеобразовательного учреждения в жизни, в профессиональной сфере ему
необходимо не только обладать определенными знаниями, умением применить эти знания
на практике, но и осознавать потенциал своей социальной активности, его
востребованность и значимость, уметь конструктивно выстраивать отношения с
окружающими, быть ориентированным на результат.
Программа курса «Успешный Я» построена с учѐтом возрастных особенностей и
интересов учащихся 8-11-х классов и рассчитана на 1 год обучения (36 недель), всего 108
часов в год (по 3 часа в неделю).
Цель программы:
Программа направлена на развитие социальной активности старшеклассников,
приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной
трудовой деятельности в современном обществе.
Задачи программы :
Формирование умений и навыков:
- выделения приоритетов в жизни и учѐбе и определение путей их достижения;
- коммуникации и их использование в различных ситуациях;
- публичного выступления;
- эффективного использования времени, тайм-менеджмент;
- процедуры принятия решений, этики управления и социальной ответственности;
- анализа потенциальных конфликтных ситуаций и пути выхода из них.
«Основные направления и содержание деятельности»
Курс «Успешный Я» включает в себя беседы и практические занятия.
Предполагается самостоятельная работа, социально-значимые дела и волонтѐрская
деятельность учащихся. Основными интерактивными методами и технологиями обучения
являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации,
рефлексия опыта, групповая работа, психологические тренинги, командное
взаимодействие, деловые и ролевые игры.
Проектно-целевой метод позволит комплексно и эффективно решать проблемы
развития коммуникативных навыков, привлечение молодѐжи в социально-значимую
деятельность. Эффективность обусловлена его системным интегрирующим характером,
что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях и
достигнуть положительных эффектов.
Материалы и оборудование, необходимое для реализации программы.
• помещение для работы групп,
• наглядные пособия,
• учебно-методическая литература,
• расходные материалы (канцелярские товары),
• интерактивная доска,
• магнитофон,
• видеопроектор,
• компьютер.
Прогнозируемы результаты.
Учащиеся 8-11-х классов, освоившие данный курс:
Знают:
- основные функции и характеристики лидерства, закономерности формирования
лидерских качеств;
- элементарные знания по психологии эмоций, психологии общения, осознание
необходимости заниматься саморазвитием;
- стратегию управления своим внутренним миром;
- диалогические методы влияния на людей;
- способы саморазвития лидера.
Умеют:
- принимать рационально-управленческие решения;
- проводить самодиагностику своего лидерского потенциала и определять типы лидеров;
- выстраивать диалогические отношения с людьми;
- выявлять собственный опыт формирования имиджа и предъявлять свои личностно-
деловые качества;
- управлять эмоциональным состоянием;
- осознанно построить коммуникативное пространство.
Владеют:
- техникой речи;
- приемами бесконфликтного поведения со сверстниками;
- способами ослабления конфликтных ситуаций;
- техникой публичного выступления.
№
Тема
Общее
количество
часов
1.
Введение в программу. Знакомство. Понятие «Успешный человек»,
понятие «Успешный лидер». Социальный договор участников
программы. Тестирование «Лидер ли Я?»
6
2.
Целеполагание. Осознание себя. Язык тела. Самооценка и
саморазвитие.
5
3.
Эффект призмы и принципы, управляющие человеческой
эффективностью. Целеполагание, мечты и планы.
5
4.
Навык и привычка. Жить без преград. Навык проактивной жизни.
Влияние привычек на формирование характера человека. Навык, как
базовая фундаментальная привычка. Введение понятий реактивной и
проактивной личности. Конструкция реактивной и проактивной речи
12
5.
Проектная деятельность.
6
6.
Управление временем. Тайм-менеджмент. Планирование
12
7.
Установление отношений и разрешение конфликта.
4
8.
Общение. Формальное и неформальное общение.
6
9.
Взаимодействие. Принципы эффективного общения. Практические
занятия эффективного взаимодействия. Типы собеседников
15
10
.
Искусство спора. Коммуникативные навыки. Вербальное и
невербальное общение.
9
11.
Коллектив. Межличностные отношения.
Личность, группа,
коллектив, межличностные отношения в коллективе. Межличностное
взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни
развития коллектива. Стабильная команда, социальные командные
роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу.
9
12
Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование
11
.
конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного
поведения. Эмоциональное общение..
13
.
Диагностика сформированных методов решения конфликтов у
участников программы – самотестирование: «Оценка собственного
поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности
личности» (повторное тестирование проводится после тренингов.
Сказки, как пример конфликта и его разрешения.
5
14
.
Управленческая этика
Нормы, правила, принципы управленческой этики. Группы норм
управления (нормы, связанные с процессом принятия решения и
нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими
руководителями.). Развитие управленческой эффективности.
2