Напоминание

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя коррекционной группы


Автор: Федосеева Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 88 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя коррекционной группы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы

по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

(методическая разработка)


Успех коррекционной работы определяется строго продуманной системой взаимодействия логопеда и воспитателя. Занимаясь с детьми, воспитатель, как и логопед, решает следующие задачи. 1. Развивает фонематический слух и фонематическое восприятие. 2. Формирует правильное звукопроизношение: развивает подвижность артикуляционного аппарата, закрепляет и автоматизирует произношение поставленных логопедом звуков. 3. Формирует лексико – грамматический строй речи. 4. Развивает связную речь. 5. Совершенствует словесно – логическое мышление, внимание и память. 6. Развивает мелкую моторику. 7. Формирует графические навыки, готовит детей к письму. В данной методической разработке я описываю опыт работы нашего детского сада. Еженедельно, в пятницу, я даю воспитателям задания на закрепление пройденного материала. В течение следующей недели они работают по предложенному плану. Педагоги не только закрепляют словарь детей по изученной лексической теме, отрабатывают грамматические категории, они также развивают психические функции, используют здоровьесберегающие технологии и т.д. В отдельной графе я прописываю индивидуальную работу с детьми по закреплению поставленных звуков. Воспитатели ведут учет своей деятельности. Это дает возможность проследить результативность усвоения изученного материала, наметить цели на перспективу. Я специально по всем разделам прописываю много заданий. Каждый воспитатель вправе выбрать те, которые соответствуют уровню развития их детей или, наоборот, вызывают у дошкольников затруднения. Задания повторяются, и ту или иную грамматическую категорию можно будет отработать на другой лексической теме.
Литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2002 2
.
Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001 3. Граб Л.М. Развиваем графические навыки
.
Рабочая тетрадь для детей с ОНР. - Гном и Д. 2008 4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М., 2005

1 – 2 недели сентября – обследование

Сентябрь. 3 неделя. Тема: «Игрушки»

Рекомендации учителя - логопеда

Развитие психических

функций

Здоровьесберегающие технологии

Формирование правильного

произношения

Словарь

1. Загадки.

2.

Классификация:
пластмассовые, резиновые игрушки.
3.Игры

на

восприятие

цвета, формы, размера:
- Узнай изображение по контуру. - Чудесный мешочек. - Узнай предмет по его части (кабина – машина, колечко - пирамидка).
4.Проблемные вопросы:
– Почему взрослые не играют в игрушки?
Развитие артикуляционной

моторики
Упражнения: для челюсти: рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременно закрывать и открывать рот; для губ – губы в улыбке – трубочка; для языка – «лопаточка», удерживать под счет до 10.
Дыхательная гимнастика
. Дуть на игрушки типа «Мельница», «Флюгер», на плавающие в воде игрушки.
Профилактика зрения.
Повороты глаз вправо – влево.
Понятие о звуке
Познакомить детей с понятием «речь», функциями речи. Учить отвечать на вопросы, развивать способность к самостоятельным выводам. Учить узнавать и различать неречевые звуки. Звукоподражания – рычит медведь, стрекочет кузнечик, ржет лошадка и т.д.
Предметный словарь:
игрушки, пирамидка, юла, матрешка, неваляшка, погремушка, кубик, конструктор, машина, кораблик, самолет, фабрика, магазин мяч.
Глагольный

словарь
: прыгать, катать, вращать, играть, складывать, строить, убирать, разбрасывать, делиться.
Словарь

признаков:
игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый.
Словарь наречий:
интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно
.

Антонимы:
большой – маленький, мягкий – жесткий.
Работа воспитателей (учет)


Сентябрь. 3 неделя. Тема: «Игрушки»

Рекомендации учителя - логопеда

Грамматический строй

Связная речь

Подготовка к обучению

письму

Индивидуальная работа по

звукопроизношению
Обобщающее понятие
«игрушки».
Отработка употребления падежных окончаний имѐн существительных единственного числа: кукла, куклы, кукле… Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (резиновый мяч, деревянная пирамидка). Употребление притяжательных местоимений мой, моя, мои. Образование прилагательных от существительных (пластмасса - пластмассовый); существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (машина - машинка). Знакомство со словами, называющими предметы. Одушевленные и неодушевленные имена суще- ствительные:
«Что это?»
- кукла,
«Кто это?» -
девочка. Проговаривание и употребление в речи фраз: «Это пирамидка. Это плюшевый мишка». Формирование понятия «слово». Составление предложений по демонстрируемым действиям. 1. Обвести пунктирные линии. 2. Дорисовать предмет. 3. Рисовать несложные предметы по клеточкам. 4. Раскрашивать предметы.
Работа воспитателя (учет)


Сентябрь. 4 неделя. Тема: «Осень»

Рекомендации учителя - логопеда

Развитие психических

функций

Здоровьесберегающие технологии

Формирование правильного

произношения

Словарь

1.Загадки по теме.

2.

Что

изменилось?
(сравнить картинки с изображением лета и осени).
3. Проблемные вопросы:
- Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят на юг; заяц и белка не поменяют цвет шубки?
Артикуляционная гимнастика

«Плакса»
- имитация плача, произносить звук ы – ы – ы.
«Стрельба».
Стрелять из воображаемого пистолета: кончик языка приподнять к бугоркам, произносить звук
т – т – т.

Дыхательная гимнастика
. Вдох носом - медленный выдох. Краткий глубокий вдох и медленный выдох. Медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох. Глубокий медленный вдох и выдох узкой струей.
Пальчиковая гимнастика
«Ветер по лесу летал». Ребенок катает между ладонями грецкий орех. Я катаю орех, Чтобы стал круглее всех.
Профилактика зрения
Повороты глаз вправо – влево.
Звук [у]
Формировать представления о звуках родного языка. Дифференцировать понятия: речевые - неречевые звуки (речевые звуки: а, у, о, и, р, ш и т.д. – неречевые звуки: шум ветра, сигналы машин и т.д.). Задание: хлопни в ладоши на речевой звук. Придумать слова со звуком
у
.
Предметный

словарь
: осень, урожай, дождь, туча, погода, грязь, земля, сентябрь, октябрь, ноябрь, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер.
Глагольный

словарь
: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть моросить.
Словарь

признаков
: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный.
Словарь наречий:
мокро, сыро, ненастно, пасмурно.
Антонимы
: холодный – теплый, ранний – поздний.
Многозначность:
Лист, ножка.
Работа воспитателей (учет)


Сентябрь. 4 неделя. Тема: «Осень»

Рекомендации учителя - логопеда

Грамматический строй

Связная речь

Подготовка к обучению

письму

Индивидуальная работа по

звукопроизношению
Согласование прилагательных с существительными: темные тучи, моросящий дождь. Употребление глаголов с именами существительными единственного и множественного числа: падает лист, падают листья. Образование имѐн существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами: облачко, цветочек, комарик; прилагательных от существительных (холод – холодный, дождь - дождливый); - прилагательных от словосочетаний (день с солнцем - солнечный). Знакомство со словами, называющими действия. Придумывание слов, отвечающих на вопрос «
Что

делает?
»- летает, желтеет, моросит. Состав предложения из 2 – 3 слов без предлогов, графическая схема 1.Обводить прямые, волнистые и пунктирные линии. 2. Обводить предметы по контуру. 3. Рисовать в тетради в клетку горизонтальные линии, длиной 2,3,4 клеточки. Соблюдать между ними интервал.
Работа воспитателя (учет)


Октябрь. 6 неделя. Тема: «Деревья»

Рекомендации учителя - логопеда

Развитие психических

функций

Здоровьесберегающие технологии

Формирование правильного

произношения

Словарь

1. Загадки.

2. Классификация:
Хвойные – лиственные деревья.
3. Игры на восприятие

цвета, формы, размера:
-Какими красками осень раскрасила лес?
4. Проблемные вопросы:
–Что будет с нашей планетой без деревьев?
Артикуляционная гимнастика.
«Упрямый ослик» – Ослики кричат
й-а-й-а-й.
«Фейерверк» - энергично произносить звуки
п-б-п-б.

Дыхательная гимнастика
Полный вдох, задержка дыхания, долгий выдох. Вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки сводятся, чтобы встретились ладошки.
Пальчиковая гимнастика
«Ветер по лесу летал». Ребенок катает между ладонями колючий мяч и приговаривает: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник Вас уколет можжевельник!
Профилактика зрения.
Движения глаз верх – вниз.
Звук и буквы У, у.
Придумать слова на звук «
у
». Закрепить понятие «
слово
». Придумывать слова, обозначающие предметы, их действия и признаки. Пример: кошка, дом, береза, растет, лакает, строят, пушистая, каменный. Характеристика звука
[у]:
гласный, при его произнесении воздух не встречает преграды, обозначаем красным сигналом. Печатание букв
У, у.

Предметный словарь
: дерево, растение, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, лес, ствол, корни, ветки, почка, лист, сережка, желуди, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена.
Глагольный

словарь
: расти, цвести, рубить, собирать.
Словарь признаков:
зеленый, хвойный, листвен- ный, высокий, низкий, низкий, молодой, старый, могучий, стройный, пышный.
Словарь наречий:
высоко, низко, густо, редко.
Антонимы:
высокий – низкий, толстый – тонкий, гладкий – шершавый.
Побор родственных слов:
лес.
Работа воспитателей (учет)


Октябрь. 6 неделя. Тема: «Деревья»

Рекомендации учителя - логопеда

Грамматический строй речи

Связная речь

Подготовка к обучению

письму

Индивидуальная работа по

звукопроизношению
Обобщающее понятие
«деревья».
Образование однокоренных слов: лес, лесной, лесник. Образование имѐн существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами: елочка, шишечка…; прилагательных от существительных (береза – березовый). Понимание и практическое употребление предлога
у
(у рябины, у сосны, у ели). Придумывание слов, отвечающих на вопросы:
Что? Кто? Что делает?
– береза, лесник, растет. Составление описательного рассказа о дереве. Рассказы по темам: - Как вести себя в лесу. 1. Рисовать в тетради в клетку вертикальные линии, длиной 2,3,4 клетки. 2. Соблюдать между ними интервал. 3.Обводить предметы по контуру. 4.Печатать буквы
У, у.

Работа воспитателя (учет)


Октябрь. 7 неделя. Тема: «Овощи»

Рекомендации учителя -логопеда

Развитие психических

функций

Здоровьесберегающие технологии

Формирование правильного

произношения

Словарь

1. Загадки.

2.

Классификация:
зеленые овощи, красные, круглые, треугольные.
3. Игры на восприятие

цвета, формы, размера:
- Узнай изображения по контуру. - Чудесный мешочек. - Узнай по вкусу.
4. Проблемные вопросы:
- Как долго сохранить овощи?


Артикуляционная гимнастика
Повторить упражнения, разученные ранее.
Дыхательная гимнастика

«
Вой ветра
»

-
усиление и ослабление звука:
в-в-В-В-в.

«
Погаси свечу»
-
ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков:
фу – фу – фу.

Самомассаж фаланг пальцев
(на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца. Вырос у нас чесночек, перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, ими гостей угощали, Квасили, ели, солили, с дачи домой увозили. Прощай на год, наш друг – огород
.

Профилактика зрения.
Нарисовать глазами
5

кругов
в одну сторону, затем в другую.
Звук а
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса: громко, тихо. Знакомство со звуком
а
. Характеристика звука: гласный, при его произнесении воздух не встречает преграды, обозначаем красным сигналом
Предметный словарь: о
вощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор, грядка, теплица, посадка, салат, рагу, урожай
.

Глагольный

словарь:

в
ырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, грузить, созревать, собирать, солить, полоть, мыть.
Словарь признаков:
овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный. мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый.
Словарь

наречий:
рано, поздно, мелко, крупно.
Антонимы:
крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, сажать – собирать.


Работа воспитателей (учет)


Октябрь. 7 неделя. Тема: «Овощи»

Рекомендации учителя логопеда

Грамматический строй речи

Связная речь

Подготовка к обучению

письму

Индивидуальная работа по

звукопроизношению
Обобщающее понятие «овощи». Согласование числительных с существитель- ными: 2 помидора, 5 огурцов. Употребление существительных в форме творительного падежа: лопатой, ножом. Употребление предлогов
в,

из
: салат из огурцов, положили в мешок. родительного па- дежа: нет моркови, нет лука. Употребление приставочных глаголов: выкопать, закопать; относительных прилагательных (пюре из картофеля – картофельное); существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: горошек, огурчик Придумывание слов, отвечающих на вопросы:
Какой?

Какая?

Какие?
– хрустящий, сладкая, круглые. Обучение умению самостоятельно задавать вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Объединение простых предложений в короткий рассказ

Рассказы по темам: – Что можно приготовить из овощей? 1. Обводить круги. 2. Выполнить штриховку. 3. Раскрашивать предметы. 4. Рисовать по клеточкам.
Работа воспитателя (учет)


Октябрь. 8 неделя. Тема: «Фрукты»

Рекомендации учителя - логопеда

Развитие психических

функций

Здоровьесберегающие технологии

Формирование

правильного

произношения

Словарь

1.Загадки.

2.

Классификация:
крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие – маленькие.
3
.
Игры на восприятие

цвета, формы, размера:
- Узнай изображение по трафарету. - Раскрась фрукты.
4.

Проблемные вопросы:
- Как надолго сохранить фрукты?
Артикуляционная гимнастика
«Трактор» - энергично произносить д – т – д – т, меняя громкость и длительность. «Лошадка» - цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличивается, то снижается.
Дыхательная гимнастика
На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков «ф». Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков. Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (5 сек.), постепенно наращивая громкость (3 – 5 сек.), а потом на максимальной громкости (3 – 5 сек.): а – а – А – А.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Упражнения «Шарик», «Ежик», «Поднос»
«Звук а, буквы А, а »
Характеристика звука: гласный, при его произнесении воздух не встречает преграды, обозначаем красным сигналом Слоговой анализ слов - «Отхлопай слово» - по – до – си – но – вик, смо – ро - ди - на. Развитие графических навыков - печатание букв
А, а.

Предметный словарь:
фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, гранат; сад, дерево, кожура, косточка; варенье, джем, компот, сок; садовник, витамины.
Глагольный словарь:
расти, созревать, снять, сорвать, варить, резать, чистить собирать, мыть, есть.
Словарь

признаков
: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, полезный, вкусный.
Словарь наречий:
вкусно, кисло, сладко.
Антонимы:
крупный – мелкий, большой – маленький, сладкий – кислый.
Работа воспитателей (учет)


Октябрь. 8 неделя. Тема: «Фрукты»

Продолжение следует

Рекомендации учителя - логопеда

Грамматический строй речи

Связная речь

Подготовка к обучению

письму

Индивидуальная работа по

звукопроизношению
Обобщающее понятие
«фрукты
». Образование существительных. и прилагательных с уменьшительными суффиксами: красненькое яблочко Практическое знакомство с категорией завершенности действия: режет – порезал, варит – сварил Употребление существительных в форме родительного падежа: съешь ломтик яблока, груши. Образование прилагательных от существительных (яблоко – яблочный); Составление простых предложений с опорой на картинки: В вазе лежат фрукты. Понятия «слово», «предложение», графическая схема предложения из 3 – 4 слов: Мама варит абрикосовое варенье. Пересказ рассказа «Богатый урожай». 1.Обводить предметы по контуру. 2. Рисовать предметы по клеточкам. 3. Печатать букву
А
в тетради. 4. Печатать под диктовку:
АУ, УА.

Работа воспитателя (учет)


В раздел образования