Напоминание

факультатив "Этот удивительный русский язык"


Автор: Коженкова Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п. Витим, Ленский район, САХА ЯКУТИЯ
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Тема: факультатив "Этот удивительный русский язык"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«

Средняя

общеобразовательная

школа

п

.

Витим

»

МО

«

Ленский

район

»

РС

(

Якутия

)

(

полное

наименование

образовательного

учреждения

)



Утверждено

Зам

.

директора

школы



Земляновская

Е

.

А

.

от

« 03 » _09. 2015

года

Рабочая

программа

ФАКУЛЬТАТИВА

(

внеурочная

деятельность

)

ПО

РУССКОМУ

ЯЗЫКУ

В

5

КЛАССЕ
« Этот удивительный русский язык »
основное



общее

образование

, 5

а

класс

Количество

часов

35

Уровень

базовый

Учитель

:

Коженкова

Надежда

Владимировна

Рассмотрено

и

согласовано

на

заседании

МО

______________________________________

Протокол

№ 1__

от

«_03_» ___09__2015

г

.

Руководитель

__

Коженкова

Н

.

В

. (

Ф

,

И

,

О

,)


Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе «Этот удивительный русский язык» рассчитана на углубленное изучение русского языка с обучающимися 5 – го класса. Занятия дают учащимся представление о лексических явлениях родного языка, расширяют и углубляют имеющиеся сведения по лексике и фразеологии, полученные на уроках русского языка. Благодаря углубленной работе учащиеся получают навыки использования лексического материала в собственной речи, что позволяет им расширять свой словарный запас, а также повышать лингвистическую компетенцию. Рабочая программа составлена на основе документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; программа «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 - 8 классы», автор Криволапова Н. А. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности, автор Веслополова М.С. ст. преподаватель кафедры педагогики ПИ ИГУ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно - значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Актуальность программы
внеурочной деятельности определяется запросом со стороны обучающихся и опирается на анализ работы учителей начальных классов (в нашей школе дети учатся уже шестой год по ФГОСу). В 5- а класс поступили школьники с разной интеллектуальной подготовкой (низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи пятиклассников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков. Программа «Этот удивительный русский язык» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:  формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);  развитие внимания (объем, переключение, концентрация);  развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость). Речь школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Этот удивительный русский язык» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:  Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
 Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.  Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).  Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.  Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.  Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Упражнения и задания, используемые в программе «Этот удивительный русский язык», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности. 
Особенности организации внеурочных занятий.
 Программа адресована обучающимся 5 классов (11 - 12 лет).  Курс рассчитан на 35 занятий в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.  Для обучающихся 5 классов продолжительность занятий внеурочной деятельности – 45 минут.
Цель программы:
развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач
: 1. Познакомить учеников 5 – го класса со словарным богатством русского языка. 2. Предоставить возможность школьникам понимать и анализировать языковые факты. 3. Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация). 4. Развивать познавательную активность и самостоятельность. 5. Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
6. Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике. 7. Воспитывать языковое чутье. Показателями эффективности занятий будут являться критерии:  самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;  активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;  результаты выполнения итоговых форм контроля. Программа рассчитана на достижение
воспитательных результатов первого уровня:
 повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;  развитие интеллектуального потенциала школьников;  повышение уровня речевой грамотности обучающихся;  развитие личности пятиклассников.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней
с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как: Второй уровень результатов:  участие школьников пятого класса в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;  заинтересованность в развитии своих творческих способностей. Третий уровень результатов:  приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;  участвовать в олимпиадах, конкурсах регионального уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля: 
стартовый (контрольный)
, позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса» , «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса; 
текущий
(правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);

итоговый
в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом ученик должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей. 
Таблица

Этапы педагогического контроля

Клас

с

Название раздела

Какие знания, умения, навыки

контролируются

Форма подведения итогов
5 Познакомимся с фразеологизмами Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности. Презентация «Что такое фразеологизм» Русский народ – носитель языка Ориентирование в мире слов, их отличительные особенности. Презентация «Все о словах в словарях!» Мы - исследователи Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям. Исследовательская конференция (проектные работы учащихся) Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Этот удивительный русский язык». Результаты проверки фиксируются в оценочных листах учителя.
Содержание программы

Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем. Роль языка в жизни человека.
Познакомимся с фразеологизмами (9 часов)
Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами. Работа в группах «Что такое фразеологизм?». Презентация выполненной работы.
Русский народ – носитель языка (9 часов)
Понятие о лексике. Различие историзмов и архаизмов. Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова. Работа в группах «Все о словах в словарях!». Презентация словаря.
Мы - исследователи (15 часов)
Кого называют полиглотом. Универсальный язык – эсперанто. Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.
Работа в инициативных группах «Наши открытия». Исследовательская конференция, проектные работы учащихся.
Учебно-тематический план



п/п

Название темы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Введение
1.1 Вводное занятие. Роль языка в жизни человека. 0 1 1
Итого:

0

1

1

2

Встречи с фразеологизмами
2.1 Что такое фразеологизмы? 0 1 1 2.2 И г р а - к о н к у р с « К т о б о л ь ш е з н а е т фразеологизмов?» 1 0 1 2.3 Интересно, а почему мы так говорим? 0 1 1 2.4 Фразеологизмы в обычаях народа. 1 0 1 2.5 Практическая работа «Фразеологизмы в литературных произведениях». 1 0 1 2.6 Работа в группах «Составляем с л о в а р ь фразеологизмов» (начало). 1 0 1 2.7 Работа в группах «Составляем с л о в а р ь фразеологизмов» (продолжение). 1 0 1 2.8 Работа в группах «Составляем с л о в а р ь фразеологизмов» (окончание). 1 0 1 2.9 Итоговая работа. Презентация «Словаря фразеологизмов». 1 0 1
Итого:

7

2

9

3

Русский народ-носитель языка
3.1 Поговорим о лексике. 0 1 1 3.2 Историзмы. 1 0 1 3.3 Архаизмы. 1 0 1 3.4 Алгоритм определения архаизмов и историзмов. 0 1 1 3.5 Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова. 1 0 1 3.6 Работа в группах «Все о словах в словарях» (начало). 1 0 1 3.7 Работа в группах «Все о словах в словарях» (продолжение). 1 0 1 3.8. Работа в группах «Все о словах в словарях» (окончание). 1 0 1 3.9 Итоговая работа. Презентация «Все о словах в словарях». 1 0 1
Итого:

7

2

9

4

Мы - исследователи
4.1 Кто такие полиглоты? 0 1 1 4.2 Эсперанто – универсальный язык. 0 1 1 4.3 Полезные сведения переноса слов в русском языке. 1 0 1 4.4 Интересные факты русского ударения. 1 0 1
4.5 Как выполнять проектную работу. 0 1 1 4.6 Работа в инициативных группах. 1 0 1 4.7 Формы продуктов проектной деятельности. 1 0 1 4.8 Виды презентационных проектов. 1 0 1 4.9 Исследовательская работа – что это? Исследования в нашей жизни. 0 1 1 4.10 П р о б л е м а , о б ъ е к т, п р е д м е т, г и п о т е з а исследования. 0 1 1 4.11 Методы исследования. 1 0 1 4.12 Исследовательская работа. Работа в группах (начало). 1 0 1 4.13 Исследовательская работа. Работа в группах (продолжение). 1 0 1 4.14 Исследовательская работа. Работа в группах (окончание). 1 0 1 4.15 Исследовательская конференция,проектные работы учащихся. 1 0 1
Итого:

10

5

15
К концу изучения программы обучающийся будет
иметь представления
:  об эсперанто;  о полиглоте;  о правилах написания исследовательской работы;  о формах продуктах проектной деятельности;  о видах презентационных проектов
знать о (об):
 особенностях русского ударения;  о различиях исследовательской и проектной работах;  о проблеме, объекте, предмете, гипотезе исследования;  о методах исследования
уметь:
 правильно переносить слова с учетом знаний частей слова;  выполнять проектную работу;  отличать основополагающий вопрос от проблемного и учебного вопросов.
Планируемые результаты освоения курса

Личностные
результаты:  определять и выполнять правила работы в инициативной группе;  учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;  нести ответственность за свои поступки;  быть способным к саморазвитию;  осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;  уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;  осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;  развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные
результаты: а) Регулятивные УУД:  работать по плану, планировать свои действия;  высказывать и доказывать свою точку зрения;  анализировать свою работу;
 удерживать учебную задачу;  выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;  вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;  вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;  концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;  сличать способ действия и его результат;  соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. б) Познавательные УУД:  выделять главное и второстепенное в собранном материале;  использовать общие приемы решения задачи;  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  выделять необходимую информацию из литературных источников;  строить умозаключения и рассуждения;  устанавливать причинно-следственные связи. в) Коммуникативные УУД:  конструировать разные предложения, строить и вести диалог;  уметь слушать и слышать речь собеседника;  уметь договариваться при совместной работе;  ставить вопросы, обращаться за помощью;  формулировать собственное мнение;  строить монологическое высказывание;  оказывать взаимопомощь.
Предметные
результаты: Обучающиеся научатся:  формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;  оформлять результаты проектной деятельности;  различать исследовательскую работу от проектной. Обучающиеся получат возможность научиться:  формулировать гипотезу и проблему исследования;  пользоваться разными методами исследования;  оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;  владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
Методическое обеспечение программы

внеурочной деятельности
Программа предусматривает использование
методов обучения
:  словесные: рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником;  наглядные: плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации;  практические: устные, письменные, графические упражнения;  проблемно-поисковые: эвристическая и проблемно-поисковая беседы;  самостоятельная работа: наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий;  игровые: ролевые, дидактические, развивающие игры и др.
Занятия программы «Этот удивительный русский язык», проходят в разнообразных
формах
:  беседа;  практическое занятие;  игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под руководством старшего партнера);  игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др. Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:  индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);  работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);  групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);  фронтальная.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов; 2. Аудиоматериалы; 3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки); 4. Мультимедиа; 5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.; 6. Толковые словари; 7. Справочники; 8. Этимологические словари.
Список литературы для учителя:
1. Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с. 2. Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с. 3. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. 4. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с. 5. Интернет ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка 6. Российский образовательный портал
Список литературы для обучающихся:
1. Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с. 2. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006. 3. Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. 5. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006. 6. Орфографический словарь. 7. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с. 8. Этимологический словарь. Внеурочное занятие по русскому языку «Этот удивительный русский язык», ведут Земляновская Е.А. и Коженкова Н.В.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники