Автор: Коженкова Надежда Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим Населённый пункт: п. Витим, Ленский район, САХА ЯКУТИЯ Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс Тема: факультатив "Этот удивительный русский язык" Раздел: среднее образование
КЛАССЕ
«
Этот
удивительный
русский
язык
»
основное
общее
образование
, 5
а
класс
Количество
часов
35
Уровень
базовый
Учитель
:
Коженкова
Надежда
Владимировна
Рассмотрено
и
согласовано
на
заседании
МО
______________________________________
Протокол
№ 1__
от
«_03_» ___09__2015
г
.
Руководитель
__
Коженкова
Н
.
В
. (
Ф
,
И
,
О
,)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе «Этот удивительный русский
язык» рассчитана на углубленное изучение русского языка с обучающимися 5 – го класса.
Занятия дают учащимся представление о лексических явлениях родного языка, расширяют и
углубляют имеющиеся сведения по лексике и фразеологии, полученные на уроках русского языка.
Благодаря углубленной работе учащиеся получают навыки использования лексического материала
в собственной речи, что позволяет им расширять свой словарный запас, а также повышать
лингвистическую компетенцию.
Рабочая программа составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
программа «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей
учащихся. 5 - 8 классы», автор Криволапова Н. А.
Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности, автор
Веслополова М.С. ст. преподаватель кафедры педагогики ПИ ИГУ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно -
значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих
способностей и интересов.
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны
обучающихся и опирается на анализ работы учителей начальных классов (в нашей школе дети
учатся уже шестой год по ФГОСу). В 5- а класс поступили школьники с разной интеллектуальной
подготовкой (низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и
письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень
развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и
углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного
языка, будет способствовать развитию речи пятиклассников, обогащению словаря и выработке
орфографических навыков.
Программа «Этот удивительный русский язык» расширяет предметную область «Филология» за
счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на
развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание
программы включает в себя направления:
формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение
и др.);
развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Этот удивительный русский
язык» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики,
орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения,
придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка
(жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено
со смысловой и предметной сторонами речи.
Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато
выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением
предложений действовать на адресата.
Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же
мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована,
обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение
русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания школьников
к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но
в тоже время разнообразен и сложен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей
учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка,
что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Упражнения и задания, используемые в программе «Этот удивительный русский язык»,
позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных
играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и
доклады в учебной деятельности.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 5 классов (11 - 12 лет).
Курс рассчитан на 35 занятий в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной
деятельности.
Для обучающихся 5 классов продолжительность занятий внеурочной деятельности – 45
минут.
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и
воспитание бережного отношения к слову.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач :
1.
Познакомить учеников 5 – го класса со словарным богатством русского языка.
2.
Предоставить возможность школьникам понимать и анализировать языковые факты.
3.
Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение,
сравнение, классификация).
4.
Развивать познавательную активность и самостоятельность.
5.
Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
6.
Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям
обучающихся, применять полученные знания на практике.
7.
Воспитывать языковое чутье.
Показателями эффективности занятий будут являться критерии:
самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со
стороны педагога;
активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
результаты выполнения итоговых форм контроля.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности пятиклассников.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными
обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по
данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
участие школьников пятого класса в классных и школьных олимпиадах и внеклассных
мероприятиях по русскому языку;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
участвовать в олимпиадах, конкурсах регионального уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
стартовый (контрольный) , позволяющий определить первоначальный уровень знаний,
умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного
интереса» , «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений,
отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса;
текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа,
презентация работ и др.). При этом ученик должен представить сформированность умений и
навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей.
Таблица
Этапы педагогического контроля
Клас
с
Название раздела
Какие знания, умения, навыки
контролируются
Форма подведения итогов
5
Познакомимся с
фразеологизмами
Анализ фразеологических
оборотов, отражение их в
действительности.
Презентация «Что такое
фразеологизм»
Русский народ –
носитель языка
Ориентирование в мире слов, их
отличительные особенности.
Презентация «Все о словах в
словарях!»
Мы - исследователи
Исследовательская и проектная
работы согласно предъявляемым
требованиям.
Исследовательская
конференция (проектные
работы учащихся)
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы «Этот удивительный русский язык». Результаты
проверки фиксируются в оценочных листах учителя.
Содержание программы
Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем. Роль языка в жизни человека.
Познакомимся с фразеологизмами (9 часов)
Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с
народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими
оборотами.
Работа в группах «Что такое фразеологизм?».
Презентация выполненной работы.
Русский народ – носитель языка (9 часов)
Понятие
о
лексике.
Различие
историзмов
и
архаизмов.
Современная
лексика.
Заимствованные и иностранные слова.
Работа в группах «Все о словах в словарях!».
Презентация словаря.
Мы - исследователи (15 часов)
Кого называют полиглотом. Универсальный язык – эсперанто.
Правила переноса слов.
Роль
ударения
в
слове.
Инициативная
группа.
Проектная
работа.
Проблема
исследования.
Предмет
исследования.
Гипотеза
исследования.
Методы
исследования.
Понятие
об
учебном,
проблемном
и
основополагающем
вопросах.
Формы
проектной
деятельности.
Продукты
проектной
деятельности.
Исследовательская
деятельность.
Отличие
исследовательской
деятельности от проектной работы.
Работа в инициативных группах «Наши открытия».
Исследовательская конференция, проектные работы учащихся.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное
занятие.
Роль
языка
в
жизни
человека.
0
1
1
Итого:
0
1
1
2
Встречи с фразеологизмами
2.1
Что такое фразеологизмы?
0
1
1
2.2
И г р а - к о н к у р с
« К т о
б о л ь ш е
з н а е т
фразеологизмов?»
1
0
1
2.3
Интересно, а почему мы так говорим?
0
1
1
2.4
Фразеологизмы в обычаях народа.
1
0
1
2.5
Практическая
работа
«Фразеологизмы
в
литературных произведениях».
1
0
1
2.6
Работа
в
группах
«Составляем
с л о в а р ь
фразеологизмов» (начало).
1
0
1
2.7
Работа
в
группах
«Составляем
с л о в а р ь
фразеологизмов» (продолжение).
1
0
1
2.8
Работа
в
группах
«Составляем
с л о в а р ь
фразеологизмов» (окончание).
1
0
1
2.9
Итоговая
работа.
Презентация
«Словаря
фразеологизмов».
1
0
1
Итого:
7
2
9
3
Русский народ-носитель языка
3.1
Поговорим о лексике.
0
1
1
3.2
Историзмы.
1
0
1
3.3
Архаизмы.
1
0
1
3.4
Алгоритм определения архаизмов и историзмов.
0
1
1
3.5
Современная
лексика.
Заимствованные
и
иностранные слова.
1
0
1
3.6
Работа
в
группах
«Все
о
словах
в
словарях»
(начало).
1
0
1
3.7
Работа
в
группах
«Все
о
словах
в
словарях»
(продолжение).
1
0
1
3.8.
Работа
в
группах
«Все
о
словах
в
словарях»
(окончание).
1
0
1
3.9
Итоговая
работа.
Презентация
«Все
о
словах
в
словарях».
1
0
1
Итого:
7
2
9
4
Мы - исследователи
4.1
Кто такие полиглоты?
0
1
1
4.2
Эсперанто – универсальный язык.
0
1
1
4.3
Полезные
сведения
переноса
слов
в
русском
языке.
1
0
1
4.4
Интересные факты русского ударения.
1
0
1
4.5
Как выполнять проектную работу.
0
1
1
4.6
Работа в инициативных группах.
1
0
1
4.7
Формы продуктов проектной деятельности.
1
0
1
4.8
Виды презентационных проектов.
1
0
1
4.9
Исследовательская работа – что это?
Исследования в нашей жизни.
0
1
1
4.10
П р о б л е м а ,
о б ъ е к т,
п р е д м е т,
г и п о т е з а
исследования.
0
1
1
4.11
Методы исследования.
1
0
1
4.12
Исследовательская
работа.
Работа
в
группах
(начало).
1
0
1
4.13
Исследовательская
работа.
Работа
в
группах
(продолжение).
1
0
1
4.14
Исследовательская
работа.
Работа
в
группах
(окончание).
1
0
1
4.15
Исследовательская
конференция,проектные
работы учащихся.
1
0
1
Итого:
10
5
15
К концу изучения программы обучающийся будет иметь представления :
об эсперанто;
о полиглоте;
о правилах написания исследовательской работы;
о формах продуктах проектной деятельности;
о видах презентационных проектов
знать о (об):
особенностях русского ударения;
о различиях исследовательской и проектной работах;
о проблеме, объекте, предмете, гипотезе исследования;
о методах исследования
уметь:
правильно переносить слова с учетом знаний частей слова;
выполнять проектную работу;
отличать основополагающий вопрос от проблемного и учебного вопросов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
сличать способ действия и его результат;
соотносить
правильность
планирования,
выполнения
и
результата
действия
с
требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить умозаключения и рассуждения;
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение;
строить монологическое высказывание;
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
оформлять результаты проектной деятельности;
различать исследовательскую работу от проектной.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать гипотезу и проблему исследования;
пользоваться разными методами исследования;
оформлять
проектную
и
исследовательскую
работы
согласно
предъявляемым
требованиям;
владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
Методическое обеспечение программы
внеурочной деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения :
словесные: рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником;
наглядные: плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации;
практические: устные, письменные, графические упражнения;
проблемно-поисковые: эвристическая и проблемно-поисковая беседы;
самостоятельная
работа:
наблюдение,
решение
проблемы,
отработка
необходимых
приемов и действий;
игровые: ролевые, дидактические, развивающие игры и др.
Занятия
программы «Этот
удивительный
русский
язык»,
проходят
в
разнообразных
формах :
беседа;
практическое занятие;
игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под
руководством старшего партнера);
игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
1.
Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
2.
Аудиоматериалы;
3.
Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
4.
Мультимедиа;
5.
Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
6.
Толковые словари;
7.
Справочники;
8.
Этимологические словари.
Список литературы для учителя:
1.
Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
2.
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
3.
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
4.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС,
1998. – 240 с.
5.
Интернет ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка
6.
Российский образовательный портал
Список литературы для обучающихся:
1.
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы.
– Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство
АСТ», 2001. – 64 с.
2.
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель,
2006.
3.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616
с.
4.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.:
Русский язык, 2000.
5.
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
6.
Орфографический словарь.
7.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС,
1998. – 240 с.
8.
Этимологический словарь.
Внеурочное занятие по русскому языку «Этот удивительный русский язык», ведут
Земляновская Е.А. и Коженкова Н.В.