Напоминание

"Система работы классного руководителя по нравственному воспитанию школьников"


Автор: Митрофанова Нина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы классного руководителя по нравственному воспитанию школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Митрофанова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №14 г. Мончегорск СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Нравственность –
мораль
– этика: особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы – идеалы добра, справедливости, долга, честности, скромности, дружбы, любви, свободы. Мораль – этика – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям. Воспитывают не классные часы, не морализирование, не указания на ошибки и промахи ребёнка, воспитывает деятельность.
Деятельность
Совместная: Индивидуальная:  активная пропаганда здорового образа жизни  самовоспитание;  самообразование;  выполнение обязанностей при соблюдении прав (свобод личности) Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Если ты выполняешь свои обязанности, то не то не возникает вопроса о правах. Морально человек свободен: думать, чувствовать. Нет абсолютной свободы, она относительна. Координирующая роль классного руководителя «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С. Выготский)  духовный посредник между обществом и ребёнком в усвоении норм морали;  организатор, сотрудник, и участник коллективных творческих дел;  наблюдатель за индивидуальным развитием личности, корректировщик системы воспитания, психолог в процессе социализации ребёнка;  помощник, консультант в организации деятельности и профориентации;  создатель благоприятной развивающей микросферы, воспитатель нравственных качеств;  координатор усилий педагогов, семьи, общества. 1
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают. Классный руководитель живёт реальной жизнью своих воспитанников: учебной, трудовой, благотворительной, общественно значимой, самодеятельностно-творческой, досуговой. Классный руководитель – творец интересных дел:  дискуссионных, игровых, состязательных;  творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга, мозгового штурма;  психологических, позволяющих ребёнку осознать самого себя. Методика мозгового штурма 1. Никого не прерывать! Не выражать отрицательных оценок! Принимается каждая идея. 2. Количество, а не качество! Чем больше идей, тем лучше. Количество перерастёт в качество. 3. Развитие идеи, высказанной кем-то другим. Это помогает работать в команде. 4. Поощряйте крайние идеи: новый или творческий подход является решающим. 5. Запишите ключевые слова или фразу каждой идеи. 6. Установите лимит времени. Примерные темы мозгового штурма 1. Как я понимаю свою личность. 2. Любопытство и любознательность. 3. Секреты свои и чужие. 4. Речь, мимика, жесты. 5. Интонация – мощное оружие. 6. Словом можно убить. 7. Всегда думай, что говоришь, но не всегда говори, что думаешь. 8. Не говори плохо об окружающих. 9. Не хвали себя, но и не занимайся самобичеванием. 10. Никогда не унижайте собеседника. 11. Стадо, стая, толпа, тусовки, сборище. 12. Человек массы: стадность, конформизм. 13. Тусовки как бегство от индивидуальной свободы. 14. Взрослые и дети, молодёжь и старики, здоровые и инвалиды. 15. Созидатель и потребители. 16. Индивидуализм и коллективизм. 17. Аскетизм, альтруизм, эгоизм. 18. Трудолюбие и тунеядство. 19. Поощрение и наказание. 20. Любовь как основа семьи. 2
21. Товарищество как закон группы. 22. Право каждого на своё проявление. 23. Конфликт поколений. 24. Осознанный выбор. 25. Разные типы людей в одном поколении. 26. Один тип человека в разных поколениях. 27. Жизнь – наслаждение, и расплата за него. 28. Характеристика достойной личности: добро, истина, красота. 29. Палитра чувств и многообразие мыслей. 30. Соотношение цели и мечты. 31. Иметь – быть – творить. 32. Хочу, могу, надо. 33. Осмысление роли «белой вороны». 34. Мои слабости и моя сила. 35. Мои представления о счастье. 36. Быть, как все, или не быть, как все. 37. Ответственность за свои поступки: начни с себя. Опоздание, прогулы – бич современной школы (итог – безответственность). Виноват будильник, компьютер, родители, собака, больная бабушка, лужи на дорогах, но только не сам! Воспитание самодисциплины и ответственности – главная задача классного руководителя. Ложное понимание демократии как анархии и вседозволенности, абсолютной свободы и расхлябанности. Задачи воспитания личности: поддерживать хорошее, уважение к себе и другим, считаться с мнением коллектива, бережное отношение к труду других, долг и ответственность, доброе отношение к родителям и учителям, внимание, мышление, память, речь. Это главное! Сверхзадача – воспитание человека, умеющего работать над собой, решать свои проблемы самостоятельно. Нет безвыходных ситуаций. Есть множество вариантов решения проблемы. Дать рыбу и накормить – это разовая акция. Дать удочку и научить ловить рыбу – это навсегда. 3


В раздел образования