"Система работы классного руководителя по нравственному воспитанию школьников"
Автор: Митрофанова Нина Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14 Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: "Система работы классного руководителя по нравственному воспитанию школьников" Раздел: среднее образование
Митрофанова Нина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №14 г. Мончегорск
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Нравственность
– мораль
–
этика:
особая
форма
общественного
сознания
и
вид
общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с
помощью
норм.
Нравственные
нормы
–
идеалы
добра,
справедливости,
долга,
честности,
скромности,
дружбы,
любви,
свободы.
Мораль
–
этика
–
система
норм,
определяющих
обязанности человека по отношению к обществу и другим людям.
Воспитывают не классные часы, не морализирование, не указания на ошибки и промахи
ребёнка, воспитывает деятельность.
Деятельность
Совместная:
Индивидуальная:
активная пропаганда
здорового образа жизни
самовоспитание;
самообразование;
выполнение обязанностей
при соблюдении прав
(свобод личности)
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Если ты выполняешь свои
обязанности, то не то не возникает вопроса о правах. Морально человек свободен: думать,
чувствовать. Нет абсолютной свободы, она относительна.
Координирующая роль классного руководителя
«Педагог есть организатор детской жизни»
(Л.С. Выготский)
духовный посредник между обществом и ребёнком в усвоении норм морали;
организатор, сотрудник, и участник коллективных творческих дел;
наблюдатель за индивидуальным развитием личности, корректировщик системы воспитания,
психолог в процессе социализации ребёнка;
помощник, консультант в организации деятельности и профориентации;
создатель благоприятной развивающей микросферы, воспитатель нравственных качеств;
координатор усилий педагогов, семьи, общества.
1
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого
тайно или явно подражают.
Классный руководитель живёт реальной жизнью своих воспитанников: учебной, трудовой,
благотворительной, общественно значимой, самодеятельностно-творческой, досуговой.
Классный руководитель – творец интересных дел:
дискуссионных, игровых, состязательных;
творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга, мозгового штурма;
психологических, позволяющих ребёнку осознать самого себя.
Методика мозгового штурма
1.
Никого не прерывать! Не выражать отрицательных оценок! Принимается каждая идея.
2.
Количество, а не качество! Чем больше идей, тем лучше. Количество перерастёт в качество.
3.
Развитие идеи, высказанной кем-то другим. Это помогает работать в команде.
4.
Поощряйте крайние идеи: новый или творческий подход является решающим.
5.
Запишите ключевые слова или фразу каждой идеи.
6.
Установите лимит времени.
Примерные темы мозгового штурма
1.
Как я понимаю свою личность.
2.
Любопытство и любознательность.
3.
Секреты свои и чужие.
4.
Речь, мимика, жесты.
5.
Интонация – мощное оружие.
6.
Словом можно убить.
7.
Всегда думай, что говоришь, но не всегда говори, что думаешь.
8.
Не говори плохо об окружающих.
9.
Не хвали себя, но и не занимайся самобичеванием.
10. Никогда не унижайте собеседника.
11. Стадо, стая, толпа, тусовки, сборище.
12. Человек массы: стадность, конформизм.
13. Тусовки как бегство от индивидуальной свободы.
14. Взрослые и дети, молодёжь и старики, здоровые и инвалиды.
15. Созидатель и потребители.
16. Индивидуализм и коллективизм.
17. Аскетизм, альтруизм, эгоизм.
18. Трудолюбие и тунеядство.
19. Поощрение и наказание.
20. Любовь как основа семьи.
2
21. Товарищество как закон группы.
22. Право каждого на своё проявление.
23. Конфликт поколений.
24. Осознанный выбор.
25. Разные типы людей в одном поколении.
26. Один тип человека в разных поколениях.
27. Жизнь – наслаждение, и расплата за него.
28. Характеристика достойной личности: добро, истина, красота.
29. Палитра чувств и многообразие мыслей.
30. Соотношение цели и мечты.
31. Иметь – быть – творить.
32. Хочу, могу, надо.
33. Осмысление роли «белой вороны».
34. Мои слабости и моя сила.
35. Мои представления о счастье.
36. Быть, как все, или не быть, как все.
37. Ответственность за свои поступки: начни с себя.
Опоздание,
прогулы
–
бич
современной
школы
(итог
–
безответственность).
Виноват
будильник, компьютер, родители, собака, больная бабушка, лужи на дорогах, но только не сам!
Воспитание самодисциплины и ответственности – главная задача классного руководителя.
Ложное
понимание
демократии
как
анархии
и
вседозволенности,
абсолютной
свободы
и
расхлябанности.
Задачи воспитания личности: поддерживать хорошее, уважение к себе и другим, считаться с
мнением
коллектива,
бережное
отношение
к
труду
других,
долг
и
ответственность,
доброе
отношение к родителям и учителям, внимание, мышление, память, речь. Это главное!
Сверхзадача – воспитание человека, умеющего работать над собой, решать свои проблемы
самостоятельно.
Нет безвыходных ситуаций. Есть множество вариантов решения проблемы. Дать рыбу и
накормить – это разовая акция. Дать удочку и научить ловить рыбу – это навсегда.
3