Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Тигина Тамара Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 86 "Детский сад "Брусничка"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №86

«Детский сад «Брусничка»

г. Норильск

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила:

Тигина Тамара Леонидовна, воспитатель

высшей квалификационной категории

Норильск, 2016

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. Развитие творческой активности детей остается одной из психолого- педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу. Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место «теорию спада» детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Путь к развитию творчества – овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка, а потом развивать его творческие способности. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящий замысел. Цель является важнейшим элементом структуры творческой деятельности.
Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, Н.П .Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и др. позволили сформулировать, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под художественным творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной). Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческая проектная деятельность В настоящее время система образования России вступила в переходный период, который переживает как вся система образования, так и дошкольное образование в частности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который был утверждён 1 января 2014 года (приказ 1155 от 17 октября 2013 года), обозначены новые стратегические ориентиры. Приоритетным направлением в работе дошкольных образовательных учреждений является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.
Автором метода проектов является американский педагог, психолог и философ конца 19 – первой половины 20 века Джон Дьюи. Многим известны знаменитые слова Джона Дьюи: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», которые являются основным тезисом современного понимания метода проектов, и привлекают многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Главная цель технологии проектного обучения – направить учебно- познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы. Задачи, которые решает данная технология: развивать в комплексе исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки, познавательный интерес, формировать самостоятельную (или субъектную) позицию путем создания проблемных ситуаций в образовательном процессе. В целом проектирование образовательного процесса опирается на отношение к ребёнку, как субъекту учебной деятельности; признание его основной ценности всего образовательного процесса. Это влечёт за собой необходимость создания условий для реализации деятельностного подхода в обучении с учётом индивидуальных возможностей ребёнка; разработки обучающих технологий, обеспечивающих перевод дошкольника в режим саморазвития. В настоящее время проектная деятельность стала широко применяться в дошкольном образовании. Содержание работы по организации проектной деятельности отражено в основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Предлагаемые новые издания программ «Детство» и «От рождения до школы» осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века. Авторы программ предлагают воспитателям уделять достаточно внимания проектной деятельности, особенно в старшем дошкольном возрасте. В программе «От рождения до школы» предлагается создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных, и привлекать к данной деятельности родителей воспитанников. В программе «Детство», помимо общих рекомендаций по организации проектов, предоставлен примерный перечень проектной деятельности. Особое внимание уделяется проектной деятельности в разделе «чтение художественной литературы» (примерный перечень проектов: «Детская библиотека», «Секреты Волшебницы Речи»). Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности дошкольников позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом, с воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребёнка. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации
замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. Проектная деятельность отличается от других методов организации педагогического процесса в ДОУ следующим: • практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; • нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; • интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нём. При организации проектной деятельности я руководствуюсь книгой Веракса Н. Е. и Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». Для занятий проектированием они советуют выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5–9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом. В проектной деятельности для дошкольников эти исследователи выделяют три основных вида: творческий, исследовательский и нормативный – у каждого из которых свои особенности, структура и характерные этапы реализации. При этом каждый из этих видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности: - в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием; - участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование; - проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, а творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. Во время выполнения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например, так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея).
Конечно, подобный выбор дается детям нелегко, потому что ребёнок должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, понимать, почему его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития. Также творческий проект отличается от исследовательского тем, что он долгосрочен. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2–3 недели. Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулирует его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро. Проектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности остаются в детском сада в виде альбомов, экспонатов, экспозиций и т.д. и применяются для создания других проектов и имеют влияние на формирование готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе. Проекты в старшей группе могут быть как краткосрочными и выполняться в течение одного занятия, так и долгосрочными и продолжатся в течение одного года обучения в детском саду. Если ребёнок выполняет простое задание в течение короткого периода времени, например, нарисовал рисунок, то это не будет являться проектом. Это своего рода проектная деятельность. Если детям было дано задание нарисовать то, как они видят к примеру, ту или иную ситуацию, событие и каждый из детей в рисунках отражает своё видение, а затем все обсуждают эту тему, то это уже исследовательская деятельность. Любые проекты можно разделить на этапы: 1. На первом этапе это постановка задач и предметное указание на тему проекта, которые могут быть игровыми и сюжетными. Дети должны вникнуть и вжиться в роли сюжета или игры и по своему доразвить тему, задачи и способы реализации. Так будет проявляться их исследовательская активность и самостоятельность в готовности к принятию решений. 2. На следующем этапе воспитатель оказывает помощь в формировании детьми образных решений задач. Группа детей делится на подгруппы с требуемым
количеством игроков и распределяют между собой, кому какая роль отведена в проекте. 3. Дальше дети начинают реализовывать проект с помощью уже имеющихся у них умений и навыков. Воспитатель играет роль координатора и старшего помощника, его советы оказывают значительное влияние на формирование у детей готовности к проектной деятельности. В основном воспитатель является просто наблюдателем. Дети должны сами развивать свои навыки. По итогам готовности проекта, его реализации, воспитатель вместе с детьми делает презентацию для всеобщего обозрения, показа родителям и воспитателям способностей, обретённых детьми в ходе выполнения проекта. В этом процессе идет формирование презентационных умений у дошкольников. Тематика любого проекта может быть совершенно различная: от игрового, творческого до информационного, или исследовательского. Результаты могут реализовываться множеством всевозможных способов. Этапы проектов: выбор цели проекта, разработка, выполнение, подведение итогов – всего четыре этапа. Виды проектов:  Творческие – подготовка к проведению праздничных мероприятий, утренников/  Исследовательские – дети ставят различные опыты с предметами, ситуациями, образами и по другим заданиям, а затем всё это оформляют в виде выставок, специальных уголков, в альбомном виде или стенгазетами/  Игровые – когда дети реализуют задачи под видом сказочных персонажей при розыгрыше сюжетно-ролевых постановок. В таких проектах происходит формирование воображения у детей/  Информационные – дети в этих проектах полностью самостоятельны, по заданиям они сами собирают сведения, реализуют свои индивидуальные и личностных навыки, при этом большое влияние здесь играет умение ребенка ориентироваться на собственные предпочтения в социальной сфере. По окончанию проекта формируется общий материал для создания уголков проведенной творческой работы. Занимаясь проектной деятельностью, дети старших групп дошкольного образовательного учреждения, учатся самореализовать свои способности, развивают самостоятельность, происходит формирование социальной компетентности ребенка, и с такими навыками в дальнейшем легче вживаются в современное общество. Оригинальное мышление дошкольников выводит их совершенно на другой уровень развития и предшкольной готовности, более приспособленный к внешнему миру. При этом мировоззрение ребёнка не изменяется, а приспосабливается к быстрому реагированию и выполнению нужных действий в различных неординарных ситуациях. Проблема готовности к осуществлению проектной деятельности и развитию детей в данном случае возникает не с увлеченными детьми, а с безрассудством и безразличным отношением взрослых к детям. Если ребёнок увлечённо играет и не шумит, то взрослые перестают обращать на него внимание. Баловство детей – это скорее всего способ привлечь к себе внимание, дитя как губка – стремится к чему-то, ему нужно впитать знания, навыки, он спешит всё познать, но ещё не определён в своих чувствах и ощущения, восприятиях.
Большинство педагогов дошкольного образования любят своих воспитанников, относятся к ним крайне чутко, но не стоит за детей делать всю работу. Чрезмерная отзывчивость и помощь не помогут детям развиваться и тем более не научат самостоятельности, готовности самим принимать определенные решения в проектах. Ребёнок сам должен осуществлять замысел проекта, а педагог должен уметь проанализировать проектную деятельность и помочь детям разобраться в ситуации, просто направляя их в нужный поток, а не подсказывая. В детях должны развиваться самостоятельность, активность, инициативность, а после этого у них появится много идей для групповых проектов. Начав тему подарков, на знаменательный праздник, у дошкольников сразу сформируется огромное множество идей о том какие сделать подарки, их полное описание, свойства, кому и как подарить. К примеру, на утренник для родителей дети сами предложат и костюмы, и декорации, и игровые сюжеты, преобразованные из уже полученных знаний и представлений, озвучат стихи и песни, и кто, что будет делать. К празднику мам дети придумают и дизайн и текст открыток, предложат подарить какие-нибудь шарики с ленточками. В старшем дошкольном возрасте у детей уже накапливается достаточный багаж знаний и порой они могут даже удивить и воспитателей, которые занимаются с детьми все эти годы. Проектная деятельность для того и организована, чтобы развернуть проблемную ситуацию, привести к готовности действовать самостоятельно, а не выполнить какое-то одноактное действие. С другой стороны для осуществления проектной деятельности должна быть соответствующая мотивация – это не просто проявление или привлечение интереса ребёнка. В проект должно быть вложено и понимание ситуации и должно произойти осмысливание выполняемых ребёнком действий. Приводя пример подготовки к празднику можно просто выполнить все в соответствии с заранее подготовленной программой. Вроде бы обычное мероприятие, которые проводятся ежегодно и не раз, все действия описаны и расписаны пошагово, казалось бы никаких в этом специфических премудростей нет. Воспитатель, как обычно, заинтересовывает детей в преддверие проведения праздничных мероприятий, однако проектная деятельность начнётся в том случае и в тот момент когда воспитатель и воспитанники обретут и осознают сам смысл проведения этого праздника, обретут для себя его значение, важность для себя, окружающих и страны, почувствуют творческое вдохновение. Ребёнку перед подготовкой к празднику нужно объяснить в связи с чем он проводится, для чего этот праздник устроен, по какой причине, каким способом мы должны проявить свое отношение к празднику и так далее. Ответы и рассказы воспитателя должны навести на смысл празднования именно этого праздника, чтобы начать работу по поиску способов реализации проекта. Проект в своём представлении должен быть адресным, а не облачным, в конечном итоге он должен на кого-то опираться, поскольку дошкольник в проекте выражает свое отношение и это отношении должно к кому-то быть обращено.


В раздел образования