Напоминание

Интеграция личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум через реализацию прав ребенка.


Автор: Тищенко Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная школа-интенат № 18"
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум через реализацию прав ребенка.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Ставропольского края Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная _________(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 18 III и IV видов»______________________________ 357700 Ставропольского края, г.Кисловодск, ул.Линейная, 68 тел./факс (87937)2-06-26 Тищенко Н.Ю.
Интеграция личности ребенка с

ограниченными возможностями здоровья в

социум через реализацию прав ребенка.
Воспитатель г. Кисловодск 2014
Проблема интеграции лиц с особенностями развития в общество является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений го сударственной политики как в образовательной, так и в социальной сфере, поскольку сегодня примерно каждый 10 житель Земли - инвалид, и тенденции к уменьшению их численности не наблюдается. При этом, как отмечается в специальных исследованиях, трое из десяти инвалидов - дети. В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек (данные на 1994 г.), из них детей-инвалидов насчитывается 221 тысяча. Более точная статистика свидетельствует, что среди 900 тысяч детей 16-17 лет около 65% имеют отклонения в здоровье. Как отмечается в ряде исследований, среди выпускников средних школ 100% здоровье имеют только 19%, а 81%- проблемы со здоровьем. К 2010 году прогноз весьма неутешительный - только 10% детей будут считаться относительно здоровыми Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многоаспектный характер: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче ских, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. В контексте современной социокультурной ситуации остро стоит вопрос об оптимальной интеграции инвалидов, основанной на укреплении в них способности и потребности активно участвовать в общественной жизни через осуществление многообразных видов деятельности. Люди, имеющие инвалидность, стали объединяться для изменения своего социального статуса, т.е. признания их прав и способностей для успешной деятельности созидательного существования, полноправного функционирования в обществе. К категории инвалидов относят детей с интеллектуальными нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с общим недоразвитием речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата,
задержкой психического развития, детей с ранним детским аутизмом, детей с комбинированными нарушениями в развитии. Инвалиды с детства и дети-инвалиды составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящей к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Права лиц с психическими и физическими недостатками в течении длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов ООН: "Всеобщая декларация прав человека", "Декларация о правах инвалидов", "Декларация о правах умственно отсталых лиц", "Конвенция о правах ребенка", "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов". В соответствии с принципами и целями, провозглашенными уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических , социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять на равных условиях с другими людьми. Эти утверждения подкрепляются положениями как общего характера ( ст. 5 5 и 56 устава ООН, обязывающие государства-члены сообщества содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям для экономического и социального прогресса и развития), так и особого характера (ст. 25 Всеобщей декларации, которая признает за каждым человеком " права на такой жизненный уровень который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи"). Также признается право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности и т.д.
Хотя Всеобщая декларация содержит всего лишь одно положение, касающееся инвалидности, этот документ имеет основополагающее значение для защиты прав инвалидов, поскольку речь идет о людях, равных в своих правах с другими людьми. Более того, Всеобщая декларация послужила основной и отправной точкой для разработки многих документов и резолюций по данному вопросу, которые были приняты впоследствии. Органы ООН по правам человека обратили внимание на необходимость обеспечить защиту детей и детей-инвалидов. 20 ноября 1987 года Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка- "великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка". Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Ст. 23 конвенции целиком посвящена признанию прав "неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка" на достойную жизнь в обществе. Пункт 1 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья. Конвенция ООН о правах ребенка, предъявляя к государствам требования по соблюдению провозглашенных в ней прав детей, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствии с этим международным актом. Не менее значимым является еще один международный документ - Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1975 года, в которой отмечается, что они "имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди". Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс их интеграции и реинтеграции в общество.
Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций. На основании анализа вышеперечисленных международных документов можно сделать ряд выводов. 1. Принцип равенства прав, заключающийся в понятии прав человека и четко обозначенный во всех документах, предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям. 2. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями являются носителями особых прав. Особые права упоминаются не в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах. 3. Провозглашение прав и свобод человека в международных законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствии с принципами, отраженными в этом документе. Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации. Она регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. В главе "Права человека" конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Права лиц с ограниченными возможностями приведены в соответствие с нормами международного права и осуществляются на политическом,
социальном, экономическом, законодательном и организационно-правовом уровнях. Конституция как Основной закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно- правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью специалистов: педагогов, учителей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских работников, практических психологов. Юридическая компетентность всех профессионалов и должностных лиц является надежной гарантией в защите прав человека, удовлетворение законных интересов, реализации свобод и обязанностей каждой личности. Литература: 1. Хралыпина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. Москва 1996 г. 2. Теория социальной работы: учебник под редакцией профессора Холостовой Е.И. Москва. 2001 г. 3. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России. М.: Печатный двор, 1996. 4. Назарова Н.М . О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. Красноярск, 1996. 5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563. 6. Конвенция о правах ребенка,1987. 7. Декларация о правах инвалидов,1975.


В раздел образования