Интеграция личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум через реализацию прав ребенка.
Автор: Тищенко Надежда Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная школа-интенат № 18" Населённый пункт: Кисловодск Наименование материала: статья Тема: Интеграция личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум через реализацию прав ребенка. Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Ставропольского края
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
_________(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 18 III и IV видов»______________________________
357700 Ставропольского края, г.Кисловодск, ул.Линейная, 68 тел./факс (87937)2-06-26
Тищенко Н.Ю.
Интеграция личности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в
социум через реализацию прав ребенка.
Воспитатель
г. Кисловодск 2014
Проблема
интеграции
лиц
с
особенностями
развития
в
общество
является
на
сегодняшний
день
одним
из
наиболее
актуальных
и
приоритетных
направлений
го сударственной
политики
как
в
образовательной, так и в социальной сфере, поскольку сегодня примерно
каждый
10
житель
Земли
-
инвалид,
и
тенденции
к
уменьшению
их
численности
не
наблюдается.
При
этом,
как
отмечается
в
специальных
исследованиях, трое из десяти инвалидов - дети. В России, по официальной
статистике,
число
лиц
с
инвалидностью
составляет
около
5
миллионов
человек (данные на 1994 г.), из них детей-инвалидов насчитывается 221
тысяча. Более точная статистика свидетельствует, что среди 900 тысяч детей
16-17 лет около 65% имеют отклонения в здоровье.
Как отмечается в ряде исследований, среди выпускников средних школ
100% здоровье имеют только 19%, а 81%- проблемы со здоровьем. К 2010
году прогноз весьма неутешительный - только 10% детей будут считаться
относительно
здоровыми
Причины
ухудшения
состояния
здоровья
детей
имеют
многоаспектный
характер:
дестабилизация
общества
и
отдельных
семей,
отсутствие
в
ряде
случаев
нормальных
гигиениче ских,
экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных
возрастных групп.
В
контексте
современной
социокультурной
ситуации
остро
стоит
вопрос об оптимальной интеграции инвалидов, основанной на укреплении в
них способности и потребности активно участвовать в общественной жизни
через осуществление многообразных видов деятельности. Люди, имеющие
инвалидность,
стали
объединяться
для
изменения
своего
социального
статуса, т.е. признания их прав и способностей для успешной деятельности
созидательного
существования,
полноправного
функционирования
в
обществе.
К
категории
инвалидов
относят
детей
с
интеллектуальными
нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с
общим недоразвитием речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата,
задержкой психического развития, детей с ранним детским аутизмом, детей с
комбинированными нарушениями в развитии.
Инвалиды с детства и дети-инвалиды составляют существенную часть
в контингенте инвалидов всех категорий. Инвалидность у детей определяется
значительным ограничением жизнедеятельности, приводящей к социальной
дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей
к
самообслуживанию,
передвижению,
ориентации,
контролю
за
своим
поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Права
лиц
с
психическими
и
физическими
недостатками
в
течении
длительного
времени
являются
предметом
пристального
внимания
со
стороны международного сообщества и отражены в ряде документов ООН:
"Всеобщая декларация прав человека", "Декларация о правах инвалидов",
"Декларация
о
правах
умственно
отсталых
лиц",
"Конвенция
о
правах
ребенка",
"Стандартные
правила
обеспечения
равных
возможностей
для
инвалидов".
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными уставом
ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди, имеющие какой-либо
вид
инвалидности,
могут
не
только
осуществлять
весь
комплекс
гражданских, политических, экономических , социальных, культурных прав,
закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за
ними правом осуществлять на равных условиях с другими людьми. Эти
утверждения подкрепляются положениями как общего характера ( ст. 5 5 и 56
устава
ООН,
обязывающие
государства-члены
сообщества
содействовать
повышению
уровня
жизни,
полной
занятости
населения
и
условиям
для
экономического
и
социального
прогресса
и
развития),
так
и
особого
характера
(ст.
25
Всеобщей
декларации,
которая
признает
за
каждым
человеком " права на такой жизненный уровень который необходим для
поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи"). Также
признается
право
на
обеспечение
на
случай
безработицы,
болезни,
инвалидности и т.д.
Хотя
Всеобщая
декларация
содержит
всего
лишь
одно
положение,
касающееся инвалидности, этот документ имеет основополагающее значение
для защиты прав инвалидов, поскольку речь идет о людях, равных в своих
правах
с
другими
людьми.
Более
того,
Всеобщая
декларация
послужила
основной
и
отправной
точкой
для
разработки
многих
документов
и
резолюций по данному вопросу, которые были приняты впоследствии.
Органы
ООН
по
правам
человека
обратили
внимание
на
необходимость
обеспечить
защиту
детей
и
детей-инвалидов.
20
ноября
1987
года
Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка- "великую
хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка". Главная
цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения
сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить
права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в
жизни
общества.
Ст.
23
конвенции
целиком
посвящена
признанию
прав
"неполноценного
в
умственном
или
физическом
отношении
ребенка"
на
достойную
жизнь
в
обществе.
Пункт
1
этой
статьи
предусматривает
приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области
образования,
профессиональной
подготовки,
медицинского
обслуживания,
восстановления здоровья.
Конвенция ООН о правах ребенка, предъявляя к государствам требования по
соблюдению
провозглашенных
в
ней
прав
детей,
считает
необходимым,
чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в
соответствии с этим международным актом.
Не менее значимым является еще один международный документ -
Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 9
декабря 1975 года, в которой отмечается, что они "имеют те же гражданские и
политические права, что и другие люди". Декларация заявляет, что инвалиды
должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг,
которые
позволили
бы
им
максимально
проявлять
свои
способности
и
ускорили бы процесс их интеграции и реинтеграции в общество.
Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на
удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со
своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или
заниматься
полезной,
продуктивной
и
вознаграждаемой
деятельностью
и
являться членами профсоюзных организаций.
На
основании
анализа
вышеперечисленных
международных
документов можно сделать ряд выводов.
1. Принцип равенства прав, заключающийся в понятии прав человека и
четко обозначенный во всех документах, предоставляет инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
2.
Инвалиды
и
лица
с
ограниченными
возможностями
являются
носителями
особых
прав.
Особые
права
упоминаются
не
в
одном
законодательном акте, а представлены во многих правовых документах.
3.
Провозглашение
прав
и
свобод
человека
в
международных
законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных
обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации того
или иного международного правового документа, обязуется привести свое
национальное законодательство в соответствии с принципами, отраженными
в этом документе.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре
1993 года Конституция Российской Федерации. Она регламентирует основы
общественного
и
государственного
устройства,
систему
государственных
органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и
обязанности граждан.
В главе "Права человека" конституции закреплены отвечающие духу и
букве
международных
договоров
и
соглашений,
заключенных
Россией,
демократичные
и
подлинно
гуманистические
положения,
призванные
обеспечить защиту прав всех слоев населения.
Права лиц с ограниченными возможностями приведены в соответствие
с
нормами
международного
права
и
осуществляются
на
политическом,
социальном,
экономическом,
законодательном
и
организационно-правовом
уровнях.
Конституция как Основной закон государства, важнейшие федеральные
законы, нормативно- правовые акты образуют то правовое пространство, в
котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех
слоев
населения.
Действие
и
действенность
этого
механизма
непосредственно связаны с профессиональной деятельностью специалистов:
педагогов, учителей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских
работников, практических психологов. Юридическая компетентность всех
профессионалов и должностных лиц является надежной гарантией в защите
прав человека, удовлетворение законных интересов, реализации свобод и
обязанностей каждой личности.
Литература:
1.
Хралыпина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. Москва 1996 г.
2.
Теория
социальной
работы:
учебник
под
редакцией
профессора
Холостовой Е.И. Москва. 2001 г.
3.
Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России.
М.: Печатный
двор, 1996.
4.
Назарова
Н.М
. О двух концепциях социальной реабилитации человека с
ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция,
реабилитация. Красноярск, 1996.
5.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
6.
Конвенция о правах ребенка,1987.
7.
Декларация о правах инвалидов,1975.