Напоминание

Урок физики в 7-м классе по теме "Сила тяжести"


Автор: Потапкова Юлия Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ТМКОУ "ХСШ№1"
Населённый пункт: Хатанга
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: Урок физики в 7-м классе по теме "Сила тяжести"
Раздел: среднее образование





Назад




План конспект урока Тема урока: «
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
». Аннотация к уроку: разработка урока деятельностной направленности открытия нового знания по теме: «
Сила. Явление

тяготения. Сила тяжести
.» для 7 класса по УМК А.В. Перышкин иллюстрирует применение новых образовательных технологий в учебном процессе: проблемное обучение, интерактивное обучение, технология критического мышления. ФИО Потапкова Юлия Викторовна Место работы ТМКОУ «ХСШ №1» Должность учитель Предмет Физика Класс 7 Тема урока «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Базовый учебник Физика 7 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкин 7-ое изд.-М.: Дрофа, 2001.
Цель урока
: Организация деятельности учащихся по изучению новых знаний по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.»
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

– в личностном направлении:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию. - формировать целостную картину мира. -воспитывать уважение к науке, воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий. -
в метапредметном направлении
: -организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
-самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения задач. -развивать познавательный интерес учащихся -развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное. -развивать рефлексивную культуру. -уметь создавать алгоритм для решения учебных проблем. -
в предметном направлении
: - расширение понятийной базы по учебному предмету за счёт включения в неё новых элементов - понимать смысл понятия силы тяжести, силы тяготения, физической величины силы, - уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести -использовать приобретенные знания в повседневной деятельности. 10. Тип урока: Открытие нового знания. 11. Формы работы с учащимися: индивидуальные, парные, групповые. 12 Необходимо техническое оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный материал.

Схема индивидуально-ориентированного учебного занятия
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания, способы, методы Предметные результаты УУД 1. Мотивац ия 1 мин Приветствие учеников. -Добрый день! Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и рады возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята? СЛАЙД 1 Кто же этот гений, этот чудак, который совершает величайшее открытие? Чудаки украшают жизнь. Это беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, упорно выискивающие малопонятные проблемы. Упорно что-то открывают, изобретают, экспериментируют, изготавливают. Вот и мы с вами сегодня будем исследовать одно из интересных физических явлений. Ставят перед собой цель. Планируют пути её достижения коллективн ый Регулятивные – целеполагание, планирование.
2.

Актуализ

ация

опорных

знаний

5 мин

Мыслительная разминка
1) Повторение пройденного материала . Слайд 2. Итак, ещё Оноре де Бальзак говорил «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Для разминки поиграем в игру «Верю – не верю» ответы в виде + и – вносите в лист самоконтроля
Верите ли вы, что…
1. Если мальчик прыгает с корабля на берег, то корабль движется в противоположную сторону? (Верю). 2. Два тела могут в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по значению скорости? (Верю). 3. В равномерно движущемся поезде мячик, лежавший на столе, вдруг Отмечают в листах самоконтроля Проверка теста слайд 3 Фронтальна я работа Использовать приобретенн ые ранее знания Регулятивные – планирование. Познавательные – выделение необходимой информации
покатился со стола? (Не верю). 4. Плотность измеряется в м 3 ? (Не верю). 5. Брусок, изготовленный из стали тяжелее, чем брусок такого же объема, изготовленный из дерева? (Верю).
II. Постановка цели и темы урока.
Учитель: Физика неотделима от эксперимента. И так перед вами опыт. 1. Опыт. Магнитом меньшим действуем на металлический прямоугольник на машинке. - Что мы видим? 2. Магнитом действуем на большим металлический прямоугольник. - Что мы видим? - Итак, на основе показанных опытов скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Учитель: Верно. Мы сегодня будем изучать силу. И что же нам надо узнать о силе? Как вы думаете, ребята, сила взаимодействия одинакова? От чего она зависит, рассмотрим явления, связанные с силой. Записываем тему нашего урока в тетрадь «Сила. Явление тяготения.Сила тяжести ». (прямоугольник изменяет свою скорость.прямоу гольник и магнит взаимодействую т.) о взаимодействии тел, о притяжении, о
силе
взаимодействия. 3. Усвоение
1.
Слайд №4 с рис (вагонетка, пружина сжатая рис 54,56 учебника) ( Она м еняет Индивидуа льная, Определение силы тяжести. Познавательные выделение
новых знаний 17 мин - Что вы видите на рисунке? Что происходит с вагонеткой? - Что является причиной изменения скорости вагонетки?
Вывод:во всех примерах скорость тела меняется при взаимодействии

его

с

другими

телами.

Часто

не

указывают,

какое

тело

и

как

действует, а говорят, приложена сила.

2. Деформации тела
. 1.Опыт - растягиваю пружину. - Что произошло с пружиной? Изменило тело скорость? Иногда под действием силы меняется скорость не всего тела, а отдельных его частей . А что же с ним произошло? В таких случаях говорят, что тело дело деформируется. Деформация – это любое изменение формы и размера тела. 2. Фронтальный эксперимент - опыт с мешочком песка. - У меня на столе полоска картона и мешочек с песком. Установите эту полоску на двух подставках, как лавочку. Поставим на картон мешочек. Что вы увидели? А как называется изменение формы тела? (Слайды № 5,6.
Вывод:
Отчего зависит сила? От модуля, от направления, и точки приложения. Сила разная по численному значению, разная по направлению, и по точке приложения.
Итак, вывод: Сила – мера взаимодействия тел, физическая величина. А
свою скорость). (Действие человека). (Оно изменило форму, размер). (изменилась форма картона). (Деформация). групповая и коллективн ая работа учащихся Исследовать зависимость силы тяжести и явления тяготения от массы взаимодейств ующих тел необходимой информации. Составление плана по изучению силы как физической величины

раз это МЕРА воздействия, то значит, её можно измерить.
Слайд №7,8.Измеряем массу в килограммах, Время точно уж в секундах, Ну а силу круто так Измеряем в
(Ньютонах).

Физминутка слайд № 9

Слайд 10

3

Проблемный вопрос.

- Скажите, ребята, а где на Земле легче всего живётся?
- Эта задача похожа на загадку или на задачу-шутку типа: «Почему птица летает?» (По чему? – по воздуху). Но наш вопрос не совсем такого рода. Если хорошенько подумать, то на него можно дать разумный, вполне обоснованный ответ. Какой? Исаак Ньютон говорил, что «примеры при обучении полезнее правил». Давайте рассмотрим несколько примеров. Выпустим камень из рук. Что вы видите? Куда падает груз? А почему? Слайд № 11 . Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз Слайд №12 .Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу? Слайд № 13 . У всех явлений одна и та же причина – притяжение Земли.
4. организа ция первично го закрепле ния 10 мин - Ребята, я сейчас вам прочитаю свои стихи, а вас попрошу закончить конец фразы. А затем, вы нам скажите, о чем идет речь в данных стихах. Какова же тема урока? Слайд № 14. С утра сегодня тарарам, Пляшут вещи тут и там, А мы кричим от радости: “Исчезла сила … ” С понятием силы тяжести и явлением тяготения каждый знаком с раннего детства. Примеры: падение капель жидкости, снег, падение мяча, подброшенного вверх, падение шарика. Все эти тела падают вниз под действием силы тяжести. ( Слайды 15-18 ). - А как вы думаете, что такое сила тяжести? Откуда она берётся? Слайд , 19,20,21,22
Так, где же человеку легче живется?
. (Паровоз, весящий в Москве 60 тонн, становится по прибытию в Архангельск тяжелее на 60 кг, а в Одессе на столько же легче.
4. Экспериментальная работа:
Сейчас вы сами
установите связь между силой тяжести и массой этого

тела.

запись на доске:

№ опыта

Масса тела

Сила тяжести
(Притяжение земли) (Притяжение земли) (Притяжение земли) ТЯЖЕСТИ На экваторе, сила тяжести там меньше, так как Регулятивные : работа в группах, самоконтроль
Вывод: ближе к центру Земли - с помощью динамометра учащиеся измеряют значение силы тяжести и соответственно массу тела, заполняют таблицу полученных измерений. Делают выводы 5 закрепле ние 5 мин А сейчас графический диктант на закрепление теоретического материала. Ученики используют значки + да, –– нет отвечая на вопрос “Верно ли утверждение, определение, свойство?” Учитель читает вопросы. 1. Сила определяет меру действия одного тела на другое. (Да.) 2. Сила измеряется в Джоулях. (Нет.) 3. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, называется силой тяжести. (Да.) Проверка слайд №24-25 Регулятивные: После выполнения проверяют работу и сами себя оценивают
4. Чем больше массе тела, тем меньше его сила. (Нет.) 5. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да.) 6 Подведе ние итогов урока. Выводы.
3 мин
Уважаемые участники, нашего урока! Поведём итоги. Сейчас вы объективно выставите себе оценку за работу на уроке. Посчитайте среднее арифметическое ваших степеней знаний. Это и будет ваша степень знаний за урок. Ученики выставляют оценку себе в листе самооценивания Индивидуа льная работа Регулятивные: Представление полученных результатов, обсуждение сложностей возникших при решении учебной проблемы, самооценка. Личностные: подведениеитого в в листе самооценивания 7 Информа ция о домашне м Задании 2 мин На «3» п. 23.24 ? На «4» -«5» доклад на тему «Исчезла сила тяжести» Работа на дом по индивидуальным маршрутам. Познавательные, общеучебные (контроль и оценка процесса) 8. Рефлекси я 2 мин Ответьте на вопросы в листе самооценки
1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Мое настроение

4. Материал урока мне был

5. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным
Фронтальна я работа Личностные. Стремление к речевому самосовершенст вованию


В раздел образования