Напоминание

рабочая программа по чтению для 8 класса СКО 8 вида


Автор: Шабаева Лилия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Новобирюсинская СОШ
Населённый пункт: п.Новобирюсинский, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: рабочая программа по чтению для 8 класса СКО 8 вида
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Новобирюсинской СОШ ______________(З.П.Корень) ______________ (Л.В.Шабаева) ____________ 2014г. _________________ 2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету чтение
и развитие речи
основного коррекционного образования VIII вида
8 класс
Шабаевой Лилии Васильевны

учителя высшей квалификационной категории п.Новобирюсинск 2014г.

1.

Пояснительная записка.

Исходными

документами
для составления рабочей программы учебного курса являются:  Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065- п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;  Методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;  Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов «Русский (родной) язык» В.В.Воронковой;  Учебный план МКОУ Новобирюсинской СОШ на 2014-2015 учебный год
Срок действия программы 1 год
Количество часов в год: 8 класс – 105 часов На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся восьмого класса в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Изучение чтения в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; - научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- способствовать социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: Знакомить с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами и поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы. Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания). Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя. Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте. Закреплять умения подробно и кратко пересказывать прочитанное. Учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после. Закреплять навыки заучивания наизусть. 2.Коррекционно-развивающие: Осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы. Формировать правильное произношение, регулировать темп чтения. Обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики. Развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.). Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления. Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).
Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п. Развивать и корректировать память и логическое мышление. Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки. 3.Коррекционно-воспитательные. Воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству. Воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.). Осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости). Осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны). Проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться). Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности. Формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умения внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.). В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Чтение и развитие речи» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2010г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению в специальных (коррекционных) школах VIII вид. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннеее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Данная программа использована без изменений и дополнений. На обучение чтению в 8 классе отводится 115 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель). Урок внеклассного чтения проводится 2 раза в учебную четверть.
II. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план. 8 класс.

№ Название раздела, темы. Количество часов. 1. Вводный урок. 1 2. Устное народное творчество. 9 3. Произведения русских писателей XIX века. 44 3.1 Творчество А.С.Пушкина. 11 3.2 Творчество М.Ю.Лермонтова. 8 3.3 Басни И.А.Крылова. 4 3.4 Творчество Н.А.Некрасова. 7 3.5 Поэзия И.С.Никитина. 2 3.6 Повесть И.С.Тургенева «Муму». 7 3.7 Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». 5 4. Произведения русских писателей 1-й половины XX в. 25 4.1 Творчество А.П.Чехова. 3 4.2 Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 11 4.3 Творчество М.Горького. 4 4.4 Поэзия С.Есенина. 2 4.5 Сказка А.Платонова «Разноцветная бабочка». 2 4.6 Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер». 2 5. Произведения русских писателей 2-й половины XX в. 25 5.1 Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девчонка». 1 5.2 К.Г.Паустовский «Телеграмма». 3 5.3 Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго». 5 5.4 Л.Кассиль «Пекины бутсы». 4 5.5 А.Т.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин». 1 5.6 В.Шукшин «Гринька Малюгин». 3 5.7 В.П.Астафьев. Главы из повести «Последний поклон». 2 5.8 Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред». 4 5.9 А.А.Сурков. «Родина». 1 5.1 0 Итоговый урок 1 6. Уроки внеклассного чтения. 12
Итого:

115
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Виды контроля Содержание Методы
Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы. Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.) Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Проверка техники чтения. На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Устное народное творчество (9 часов).
Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Произведения

русских

писателей XIX

века

(41

час).
Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения

русских

писателей

первой

половины XX

века

(22

часа).
Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения

русских

писателей

второй

половины XX

века

(20

часов).
Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.
Уроки

внеклассного

чтения

(7

часов).
Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
IV.

Требования к уровню подготовки учащихся.

учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; - выделять главную мысль произведения; - давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним; - пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

V.

Критерии оценки знаний, умений и навыков по литературе.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее: 1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения; 2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно; 3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов; 4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
VI.

Учебно-методический комплекс по предмету.

Список литературы

Для учителя:
1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978. 2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997. 3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997. 4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996. 5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
Для учащихся:
З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2013.


В раздел образования