Автор: Марущак Ульяна Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка" Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Речь взрослого, как пример для подражания" Раздел: дошкольное образование
Речь взрослого, как пример для подражания
Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития
ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с
раннего детства. Благодаря слуху и способности к подражанию малыш учится
говорить.
Известно,
что
ребенок
дошкольного
возраста
легко
подражает
неправильное
произношение
взрослых,
принимает
местный
говор,
диалектизмы.
Причинами
ошибок
в
речи
взрослых
является
влияние
диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.
Яркая,
выразительная
речь
взрослых
привлекает
внимание
детей,
облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна
быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией,
придает языку мелодичности. Интонация-это умение регулировать силу голоса,
пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в
разговоре
с
ребенком.
Громкая,
крикливая
речь
вызывает
у
дошкольников
безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении.
Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку
оттенок грубости.
Следует
соблюдать
соответствующий
темп
речи.
Не
разговаривайте
с
детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям
трудно,
они
отвлекаются,
утомляются
слушать,
так
воспитывается
невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому
темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.
Речь
родителей
должна
быть
орфографически
и
грамматически
правильной,
произношение
звуков
должна
быть
четким.
Ребенок
быстрее
научится
говорить
правильно,
когда
слышит
вокруг
себя
правильный,
литературный язык.
Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного
народного
творчества-поговорки,
загадки,
скороговорки,
стихи,
сказки.
Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в
живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.
В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух.
Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а
это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь
слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над
самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает
слуховое
внимание
ребенка
постоянный
шум
в
комнате,
громкое
звучание
радио,
телевизор,
громкие
разговоры
взрослых.
Первым
признаком
пониженного
слуха
является
отсутствие
реакции
ребенка
на
язык
людей,
которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении
слуха ребенка, развивать слуховое внимание, наблюдательность.
У
детей
довольно
часто
встречаются
различные
нарушения
речи,
и
некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих.
Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не
спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.
Постарайтесь
сделать
так,
чтобы
правильную,
красивую
речь
ребёнок
слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки,
давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при
общении избегайте «сюсюканья».
Общаемся со сверстниками.
В первую очередь нужно помнить о том, что одного общения с взрослыми
недостаточно.
Оно не может заменить общение с ровесниками. Общаясь с друзьями,
ребёнок, как правило, чувствует себя более спокойно и непринуждённо.
Что создаёт благоприятный фон для развития речи.
Ложечку за маму…
Чтобы ребёнок научился правильной речи, с ним нужно разговаривать, и
для
этого
используйте
любую
возможность.
Ситуации
могут
быть
самые
разные. Например, во время купания или умывания можно рассказать ребёнку,
какой предмет туалета для чего
нужен, можно описать или показать действия с
ним;
во
время
еды
можно
показать
вилку
и
ложку,
рассказать
об
их
назначении, рассказать о некоторых особенностях этого
предмета: размер, цвет,
крупные части, теплый, чистый и т.д. Это не только благоприятно повлияет на
развивающуюся речь, но и закрепит соответствующие навыки.
Хорошую возможность для развития речи предоставляют прогулки. Гуляя с
ребёнком, обращайте его внимание на окружающие предметы его внимания и
их особенности, на названия домов; на птиц и животных; попросите его назвать
эти вещи самому, если они ему известны.
Гуляя на природе, можно поговорить с малышом о названиях деревьев,
попросить его угадать цветок по запаху или птичку по голосу, собрать гербарий.
Всё
это
позволяет
ребёнку
лучше
ориентироваться
в
окружающем,
поможет сопоставить слово с предметом и выделить в предметах общие черты,
будет способствовать развитию логического мышления, наблюдательности и
обогащению словарного запаса.
Учимся играя.
Помочь ребёнку научиться правильно, говорить можно и в игровой форме.
Для
развития
речевого
слуха
можно
предложить
ребёнку
попробовать
отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит – кот, дом – дым,
доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка и т. д.).
Очень
хороши
игры,
развивающие
мелкую моторику: перебирание
бусинок, пуговиц, собирание мозаики.
Тренировка
пальцев
рук
ускоряет
процесс
созревание
мозга,
а
значит,
хорошо влияет и на развитие речи.
В
игре
ребёнок
любит
проговаривать
каждое
своё действие
–
таким
образом, он учится выражать свои мысли.
Игра для ребёнка – дело серьёзное!
Будьте добры, помедленнее!
1.
Речь
взрослого
должна
быть
правильной,
выразительной,
слова
должны сочетаться
друг
с
другом
по
форме и
по
смыслу. Для
маленького
ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие
речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не
понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою
очередь,
снижает
способность
ребёнка
приспосабливаться
к
ситуации,
отрицательно влияет на понимание слов и их использование.
2. Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна
быть негромкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая
или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.
3. Речь должна быть чёткой и немногословной. Смазанная и многословная
речь
трудна
для
понимания,
теряется
смысл
высказываний.
Такая
речь
замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.