Напоминание

"Работа с музыкально одаренными детьми"


Автор: Гусева Наталия Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1 "Айгуль"
Населённый пункт: Башкортостан город Белебей
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с музыкально одаренными детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:  выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;  подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;  актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения. Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыка льно сти ст ановит ся с п о с о б н о с т ь дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма. Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности: 1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; 3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на
выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения. 1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников; 2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности; 3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения): ·
Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано 2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене 3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества ·
Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
1. инициативность - безынициативность; 2. креативность, эвристичность - репродуктивность; 3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность; 4. спонтанность - аккуратизм; 5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность ·
Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
1. заинтересованность 2. инициативность 3. активность 4. творческость ·
Уровень

развития

творческих

способностей

(показатели

психологической диагностики)

1. Высокий 2. Средний 3. Низкий ·
Уровень

развития

музыкальных

способностей

(показатели

педагогической диагностики)
1. Высокий 2. Средний 3. Низкий Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись. Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:  участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
 подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду. Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности. В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.
Цель:
Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание; 2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки; 3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного
возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении; 4. Формировать эмоционально - эстетическое во сприятие окружающего мира через пение; 5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Музыкальный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль
проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.
Формы контроля:
- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей; - прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.
Текущий контроль
определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.
Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.
Итоговый

контроль
проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.
Форма контроля:
- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.
Самоконтроль
воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением. Используемые формы, методы, приемы организации музыкально- эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.
Планируемый результат.
 наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально- творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);  владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении  уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
 стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;  умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);  умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:  разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью  осуществлять дифференцированный подход в проце ссе музыкального воспитания;  организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;  способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;  организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.

Карта индивидуального сопровождения ребёнка.
Наименование учреждения________________________________
Адрес__________________________________________________ 1. Сведения о ребёнке • Ф.И.О. ребёнка_____________________________________ • Дата рождения _____________________________________ • Адрес _____________________________________________ • Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка ________________________________________________________ 2. Социальная характеристика семьи. • Мать -______________________________________________ • Отец – ______________________________________________ • Степень участия в воспитании__________________________ • Условия проживания, условия быта _____________________ __________________________________________________________ 3. Запрос родителей _____________________________________ 4. Долгосрочная цель сопровождения ______________________ 5. Возможные риски_____________________________________ 6. Группа сопровождения ________________________________ 7. Координатор (Ф.И.О)__________________________________ 8. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей.
Наименование мероприятий Сроки Оценка Постановка дальнейших целей и задач 9.Срок реализации индивидуальной программы развития Подпись родителей _____________________
Расписание индивидуальных занятий

На 20___/___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________ Группа _________________________
_________________________________________

Специалисты

Понедельн

ик

Вторник

Среда

Четверг

Пятница
Педагог- психолог Руководители кружков Музыкальны й руководитель Воспитатель Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане воспитательно-образовательной работе

Портфолио одарённых детей
Детские портфолио — не обязательный отчетный документ. Они могут иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр. Портфолио могут содержать:  титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения, группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом деятельности, к которому есть способности;  характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и т.п.);  индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);  рабочие листы и результаты тестирования;  рекомендации психолога;  заполненные родителями анкеты;  грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов, соревнований, концертов;  фотографии;  дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего педагога, его пожелания ребенку, рекомендации родителям.


В раздел образования