Автор: Гусева Наталия Геннадьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1 "Айгуль" Населённый пункт: Башкортостан город Белебей Наименование материала: статья Тема: "Работа с музыкально одаренными детьми" Раздел: дошкольное образование
Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание
и
развитие
одаренных
и
талантливых
детей
является
важнейшим
условием
формирования
творческого
потенциала
общества,
развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Музыкальный
руководитель
детского
сада,
приступая
к
организации
работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а
так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых
детей;
актуализация
проблем
одаренных
детей
перед
другими
участниками
образовательного
процесса
–
родителями
и
педагогами образовательного учреждения.
Что
же
такое
музыкальность
и
музыкальные
способности?
Под
музыкальностью
понимается
компонент
музыкальной
одаренности,
необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее
вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности
крупнейший
отечественный
исследователь
проблемы
музыкальных
способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку,
т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению
ученого,
признаком
музыка льно сти
ст ановит ся
с п о с о б н о с т ь
дифференцированного
восприятия
музыкальной
ткани,
позволяющая
определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое
чувство
и
способность
к
слуховому
представлению
мелодии)
и
чувство
ритма.
Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые
функции звуков мелодии;
2.
способность
к
слуховому
представлению,
т.
е.
способность
произвольно
пользоваться
слуховыми
представлениями,
отражающими
звуковысотное движение;
3.
музыкально-ритмическое
чувство,
т.
е.
способность
активно
(двигательно)
переживать
музыку,
чувствовать
эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У
кого-то
уже
на
первом
году
жизни
все
три
основные
способности
проявляются
достаточно
ярко,
развиваются
быстро
и
легко.
Это
свидетельствует
о
музыкальности
детей.
У
других
способности
обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются
у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить
мелодию
голосом,
точно
ее
интонируя,
или
подбирать
ее
по
слуху
на
музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность
развивается
лишь
к
пяти
годам.
Но
отсутствие
раннего
проявления
способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия
способностей.
Нужны
постоянные
наблюдения
за
детьми
с
проведением
диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей,
проводимая
один
–
два
раза
в
год,
позволяет
судить
о
качественном
своеобразии
развития
каждого
ребенка
и
соответственно
корректировать
содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило,
включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными
навыками
и
умениями.
Для
того
чтобы
обучение
носило
развивающий
характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в
первую очередь музыкальных способностей детей.
Диагностика
музыкальных
способностей
различается
тем,
какие
способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и
практике
музыкального
воспитания
принята
диагностика,
основанная
на
выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства,
музыкально-слуховых
представлений
и
чувства
ритма
(Б.
М.
Теплов).
Эмоциональная
отзывчивость
на
музыку
(центр
музыкальности)
в
наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из
этой
структуры
музыкальности
важно
определить
показатели
развитости
каждой
музыкальной
способности
в
соответствии
с
возрастными
возможностями детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике
используется технология педагогического наблюдения.
1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):
· Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы
музыкального творчества
· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
1. инициативность - безынициативность;
2. креативность, эвристичность - репродуктивность;
3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;
4. спонтанность - аккуратизм;
5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность
· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
1. заинтересованность
2. инициативность
3. активность
4. творческость
·
Уровень
развития
творческих
способностей
(показатели
психологической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
·
Уровень
развития
музыкальных
способностей
(показатели
педагогической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без
специально организованных процедур диагностики может различать группу
воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей
больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у
таких
детей
это
лучше
получается.
Знает
он
и
детей
с
недостаточным
развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли,
чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто
от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально
организованных
процедур
педагогической
диагностики
музыкальный
руководитель все же не может обойтись.
Для
родителей
детей
с
высоким
уровнем
музыкальности
проведены
индивидуальные
консультации
по
вопросам
развития
и
музыкального
воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их
детьми,
а
так
же
мы
заручились
поддержкой
и
согласием
родителей
на
участие детей в различных конкурсах и программах.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы
организовали
дополнительную кружковую работу, которая предполагает в
дальнейшем:
участие
в
фестивалях,
конкурсных
программах
и
проектах
на
местном, муниципальном уровнях;
подготовка
сольных
номеров
для
концертных
программ
и
досуговых
мероприятий,
соответствующих
тому
или
иному
календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный
материал,
предлагаемый
детям
не
обязательно
должен
быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается
он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной
силой
является
новизна
–
музыкального
репертуара,
сопровождающего
аккомпанемента,
декораций,
костюмов
и
прочей
атрибутики
творческого
процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому
разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда
должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей
вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от
педагога
колоссального
личностного
и
профессионального
потенциала.
Очень
важно,
чтобы
музыкальный
руководитель,
приступая
к
работе
с
одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал
потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии
педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже
страхи,
сможет
вдохновить
и
поддержать,
аккуратно
направить
силу
и
энергию их личности.
В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в
пении и разработана программа по данному направлению.
Цель:
Приобщать
дошкольников
к
миру
вокальной
музыки,
формировать
исполнительские
навыки
в
области
пения,
музицирования,
способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
1.
Расширять
диапазоны
голосов
детей
дошкольного
возраста
и
формировать их естественное звучание;
2.
Организовать
деятельность
голосового
аппарата,
укреплять
голосовые связки;
3.
Совершенствовать
певческие
способности
детей
дошкольного
возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию
в пении;
4.
Формировать
эмоционально
-
эстетическое
во сприятие
окружающего мира через пение;
5.
Развивать
у
дошкольников
творческое
начало,
поощрять
самостоятельность, инициативу и импровизационные способности
в пении.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей
дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей,
разнообразные детские песни. Музыкальный материал играет самоценную
смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор
произведений
осуществляется
с
учетом
доступности,
необходимости,
художественной
выразительности
(частично
репертуар
зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Для определения направлений и форм работы с детьми используются
некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики
творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет
своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.
Формы контроля:
- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;
-
прослушивание
–
выявляются
музыкальные
данные
ребенка:
музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка –
тембр, диапазон, четкость произношения.
Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального
материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень
подготовленности
воспитанников
к
занятиям,
их
заинтересованность
в
усвоении материала.
Форма контроля:
-
творческая
результативность
в
течение
года,
вокальный
репертуар,
краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на
следующий год.
Итоговый
контроль
проводится
с
целью
определения
степени
достижения
результатов
обучения,
закрепления
знаний,
ориентации
воспитанников на дальнейшее обучение.
Форма контроля:
-
отчетный
концерт
в
конце
учебного
года,
который
способствует
развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост,
является видом поощрения и стимулирования воспитанников.
Самоконтроль
воспитанника
выражается
в
самодисциплине,
четкой
организации
выполнения
домашнего
задания,
ответственности
перед
выступлением.
Используемые
формы,
методы,
приемы
организации
музыкально-
эстетической
деятельности
позволят
создать
благоприятные
условия
для
развития
эстетического
вкуса,
эстетической
культуры
воспитанников,
обогатить процесс эстетического воспитания в целом.
Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-
творческому
самовыражению
(пение
соло,
ансамблем,
участие
в
концертах);
владение
некоторыми
основами
нотной
грамоты,
использование
голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать
и
заканчивать
пение,
правильно
вступать,
умение
петь
по
фразам,
слушать
паузы,
правильно
выполнять
музыкальные,
вокальные
ударения,
четко
и
ясно
произносить
слова
–
артикулировать
при
исполнении
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на
сцене;
стремление
передавать
характер
песни,
умение
исполнять
легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию
во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение
исполнять
длительности
и
ритмические
рисунки
(ноты
с
точкой, пунктирный ритм);
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение
владеть своим голосом и дыханием.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети,
имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе,
но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации
своего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной
музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
осуществлять
дифференцированный
подход
в
проце ссе
музыкального воспитания;
организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с
выраженной музыкальностью;
способствовать
обогащению
предметно
развивающей
среды,
в
которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
организовать
работу
с
родителями
детей
с
выраженной
музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и
воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка.
Наименование учреждения________________________________
Адрес__________________________________________________
1.
Сведения о ребёнке
•
Ф.И.О. ребёнка_____________________________________
•
Дата рождения _____________________________________
•
Адрес _____________________________________________
•
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
________________________________________________________
2.
Социальная характеристика семьи.
•
Мать -______________________________________________
•
Отец – ______________________________________________
•
Степень участия в воспитании__________________________
•
Условия проживания, условия быта _____________________
__________________________________________________________
3.
Запрос родителей _____________________________________
4.
Долгосрочная цель сопровождения ______________________
5.
Возможные риски_____________________________________
6.
Группа сопровождения ________________________________
7.
Координатор (Ф.И.О)__________________________________
8.
Мероприятия
(примерный
перечень
мероприятий
с
указанием
конкретных сроков и распределением обязанностей.
Наименование
мероприятий
Сроки
Оценка
Постановка
дальнейших
целей
и задач
9.Срок реализации индивидуальной программы развития
Подпись родителей _____________________
Расписание индивидуальных занятий
На 20___/___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка
________________________________________________________
Группа
_________________________ _________________________________________
Специалисты
Понедельн
ик
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Педагог-
психолог
Руководители
кружков
Музыкальны
й
руководитель
Воспитатель
Работа ведётся систематически и отражается в календарном
плане
воспитательно-образовательной работе
Портфолио одарённых детей
Детские портфолио — не обязательный отчетный документ. Они могут
иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр.
Портфолио могут содержать:
титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка,
дата
рождения,
группа
детского
сада,
которую
посещает);
фотографией; эмблемой, видом деятельности, к которому есть
способности;
характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к
ним относится и т.п.);
индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития
ребенка
(может
быть
представлен
в
виде
плана
работы
с
ребенком и родителями помесячно, поквартально);
рабочие листы и результаты тестирования;
рекомендации психолога;
заполненные родителями анкеты;
грамоты,
дипломы,
медали
от
воспитателей
и
других
организаторов конкурсов, соревнований, концертов;
фотографии;
дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего
педагога, его пожелания ребенку, рекомендации родителям.