Автор: Флегентова Валентина Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Лицей№3№ Населённый пункт: г.Братск Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Система подготовка к ЕГЭ Раздел: среднее образование
Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний,
навыков,
умений,
качеств,
позволяющих
выполнять
определенную
деятельность.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно
выделить следующие составляющие:
1- информационная готовность (информированность о правилах поведения
на экзамене, о правилах заполнения бланков)
2-предметная готовность
3- психологическая готовность (отработка тактики поведения в период
подготовки
к
экзаменам,
повышение
уверенности
в
себя,
не
нагнетания
нервозности)
Зачастую учителя-предметники, репетиторы, родители, помогающие
своим детям подготовится к экзаменам, пытаются прорешать как можно больше
вариантов предыдущих лет.
Такой путь неперспективен.
Во-первых – варианты не повторяются
Во-вторых – у обучающихся не формируется устойчивый общий способ
деятельности с заданиями соответствующих видов
В-третьих
–
у
ребят
появляется
чувство
растеренности
от
большого
числа заданий.
Поэтому разумнее учить общим приемам и подходам к решению
В первом полугодии начала тематическое повторение. Каждая тема дается
сжато (1-3 урока). Работу по каждой теме начинали с повторения теории и
формул, отрабатывали решение простейших заданий и постепенно переходили
к решению заданий по этой теме из 2 части.
Но перед каждой темы проводилась само – диагностика, когда обучающиеся
отмечали, что они знают и умеют (карточки перед вами)
Повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте.
Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.
Преимущества тематического теста:
в нём собраны разные задания по одной теме;
на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
по такому тесту удобно проводить повторение;
осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Для этого из заданий открытого банка задач составила задания по прототипам
( тематические тесты).
После повторения проводила контролирующую работу. Все ошибки
выписывала
на
лист
учета
и
контроля
знаний.
Работа
над
ликвидацией
пробелов
проводилась
индивидуально
(карточки
–
образец,
карточки-
подсказки, карточки с инструкцией и другие формы работ -работа в парах,
группах)
Одной из форм учета знаний на уроках являются небольшие проверочные
работы,
требующие
выполнения
всех
промежуточных
действий
в
«уме»
и
фиксирования
только
конечного
ответа.
Такие
задания
называю
«диагностические замеры».
В каждом 10 заданий по возрастанию сложности, на выполнение отводится 3- 4
минуты.
Критерии оценок следующие:
Оценка «5» - 10заданий Оценка «4» – 8-9 заданий и «3» – 5-7 заданий
Выполнение этих упражнений позволяет прогнозировать успешность
изучения материала по данной теме и установить уровень
усвоения ими
опорных
задач
(
н-р
запоминание
и
осмысление
определения,
формулы,
алгоритма, табличных значений и т.д.). Без успешного выполнения этого рода
заданий
невозможно
перейти
к
изучению
более
сложных
вопросов,
опирающихся на знание базовых.
Главная проблема в математике у ребят – это слабые вычислительные
навыки.
Для
их
отработки
систематически
включала
в
устную
работу
задания
из
открытого банка задач (прототипы заданий 1,2,5,8)
Для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с
применением компьютерных технологий.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное
дидактическое
и
мотивационное
средство,
способствующее
лучшему
запоминанию учебного материала.
С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и
выполняемой работы.
Во 2-ом полугодии -
переходим к комплексным тестам , когда уже
накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и умение применять
на заданиях любой сложности.
При работе с тестами знакомила со структурой теста, временными
рамками, нормами оценивания работ и начинала обучать «технике сдачи теста»
-обучала строгому самоконтролю времени
На задание 1-ой части затратить не более 2-3минут. Отрабатываем тесты на
скорость.
Н-р
за
12мин
должны
выполнить
4-6
заданий.
Давала
тесты
с
отмеченными заданиями, посильными на данный момент. Самопроверка по
ответам и разбираем задания, которое можно было решить рациональнее.
- определять трудности заданий
Сначала
просмотреть
тест
до
конца
и
отметить
задания,
которые
кажутся
простыми и легкими и их выполнить.
Затем отметить 2-3 задания, которые понятны по формулировки, но требуют
больше времени и после этого, поразмыслить и решать остальные.
-« прикидка результата» - подстановкой, т.е. прикинуть имеет ли смысл?
- прием
спирального
движения
по
тесту.
Важно
добросовестно
отработать 1-ю часть, только затем приступать ко второй.
Систематически проводилась работа по заполнению бланков. С
заполнением
бланков
было
много
проблем.
На
дополнительных
занятиях
разбирали
все
ошибки,
которые
были
допущены
при
выполнении
диагностических работ и пробного экзамена
Включение
в
изучение
текущего
учебного
материала
заданий,
соответствующих
экзаменационным
заданиям.
На
каждом
уроке
решали
и
разбирали задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме
урока из Кимов. .
Использование в домашних заданиях материалы Кимов. В первом полугодии
д/з задавала из сборника Кимов:
4- 5 заданий из варианта или
несколько
заданий из этого сборника по новой теме. Решения заданий вывешивала на
доске, те задания, которые вызвали затруднения, разбирали на доске.
С 4 четверти решение большого числа тестов. В классе, на дополнительных
занятиях и дома решали большое количество тестов. Причем у каждого ребенка
были разные варианты. Ответы проверялись и те задания, в которых была
допущена ошибка, разбирались.
И свое выступление хочу закончить следующими словами:
«Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать
или бегать. Ему можно научиться только путем упражнений.»
.