Автор: Клешнина Антонина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад 56 Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область Наименование материала: Методическая разработка) Тема: "Не дорого ничто — дорого вежество" Раздел: дошкольное образование
«Социально-коммуникативное развитие».
1.
Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним.
2.
Формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека
тактичнее, честнее, воспитаннее.
3.
Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты.
«Развитие речи».
4.
Формировать навыки речевого этикета.
Словарная работа: активизация словаря: добрый день, добрый вечер, доброе утро,
честные, воспитанные, приятные в общении, приветствие.
Материал: цветик - семицветик, коврик, шнурок, картинки, на которых изображены
хорошие и плохие поступки, краски, игрушечная машина.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Азбука вежливости»,
«Что значит здравствуйте», «Волшебное слово», В. Осеевой, дидактические игры
«Комплименты», «Хорошо - плохо».
Ход занятия:
1. -Сегодня мы вспомним волшебные слова, которые помогают нам быть вежливыми,
добрыми, приятными в общении. Давайте начнём наше занятие с приветствия. Каким
волшебным словом люди приветствуют друг друга?
-Сейчас мы встанем в круг и поприветствуем друг друга и наших гостей.
Дети встают в круг и по очереди здороваются друг с другом:
-Здравствуй, Лера!
-Здравствуй, Никита!…..
-Здравствуй, солнце!
-Здравствуйте, все!
-А теперь поприветствуем наших гостей по индийски, саамски, японски.
2. Вбегает Незнайка.
-А вот и я. Я пришёл к вам в гости. Угощайте меня скорее. Я хочу конфет, мороженого,
пирожного.
-Подожди, Незнайка. Разве так приходят в гости. Ребята, что забыл сделать Незнайка?
(поздороваться, постучать в дверь, попросить разрешения войти).
Н. –Ой, вы столько сразу наговорили мне всего, я не запомнил. Лучше покажите, как надо
приходить в гости.
Кто-нибудь из детей показывает.
Н. -Теперь я всё понял, только что это за слово «здравствуйте»?
-Ребята, скажите Незнайке, что значит слово «здравствуйте»?
-Что мы желаем человеку, когда говорим «здравствуйте»?
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- А как ещё можно приветствовать друг друга? (добрый день, добрый вечер, доброе утро,
привет).
Хорошо, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
«С добрым утром! Добрый вечер!
Доброй ночи!» - говорим.
3. Н. –Теперь я буду всем говорить «здравствуйте». Пусть знают, какой я воспитанный. Но
вот нашему художнику Тюбику ни за что не скажу «здравствуйте».
Сказать почему?
Потому что он мне красок не даёт.
-А как ты просил у Тюбика краски?
Н. –Как, как? Пришёл и сказал: «А ну, давай мне краски, рисовать буду!». А он не дал. Мы
даже поссорились.
-Незнайка, ну кто же так просит?
Н. –А вы научите. Я ведь не умею.
- Ребята, подскажите Незнайке, как надо правильно обращаться с просьбой, что надо
сказать Тюбику, чтобы он дал краски.
Высказывания детей: надо сказать волшебное слово «пожалуйста», говорить его надо
тихим голосом, глядя прямо в глаза.
- Незнайка, у нас есть коврик мира. Он помогает всем помириться, договориться без ссор.
Сейчас на коврике мира дети покажут тебе, как надо просить краски у Тюбика.
Показ детей.
Н. – Спасибо, ребята. Приду к Тюбику и скажу: «Тюбик, дай мне краски, пожалуйста» (на
коврике мира). Теперь я понял, почему «пожалуйста» - волшебное слово.
Н. – А может ваш коврик мира помирит меня с моим другом Гунькой. Мы с ним из-за
самоката поссорились. Нам подарили самокат, я захотел первым на нём кататься и стал
отнимать его у Гуньки и кричать: «Отдай, это мой, я первый буду кататься!». Так и не
смогли договориться, только самокат сломали.
- Не огорчайся, Незнайка, Сейчас дети на коврике мира покажут тебе, как можно без ссор
поделить одну игрушку.
Двое детей садятся на коврик мира и договариваются, как они будут играть с этой
игрушкой.
Н. – Ребята, я знаю теперь, как мне надо было поступить. Мне так стыдно перед Гунькой,
ведь это я первый начал ссориться. Подскажите, как мне с другом помириться.
- Наш коврик мира поможет. Сейчас дети покажут, как надо мириться. Если кто-то из вас,
дети, является виновником ссоры, то умейте первым признать свою вину. В этом помогут
волшебные слова. А какие, мы сейчас вспомним.
Двое детей на коврике мира мирятся с помощью слов «извини, прости».
-
Вот видишь, Незнайка, как много ситуаций, когда волшебные слова необходимы.
Они помогают жить мирно, не ссориться.
Поссорились чашка и блюдце,
Сейчас они разобьются,
Скоро в кухне на полке
Будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно,
Это очень опасно!
- Дети, скажите Незнайке, для чего ещё нужны людям волшебные слова. (чтобы быть
воспитанными, вежливыми, честными, добрыми, приятными в общении).
4. Д/игра «Узелок на память». Детям раздаются картинки с изображениями хороших и
плохих
поступков.
Дети
по
очереди
оценивают
поступки
и
формулируют
правило
поведения, а Незнайка на каждое правило завязывает узелок.
- Запомни, Незнайка, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только
тогда эти слова будут волшебными.
Н. – Я узнал очень много волшебных слов, боюсь их забыть.
-
А мы сейчас поиграем в игру «Словарь вежливых слов» и составим цветик-
семицветик из волшебных слов.
-
Растает ледяная глыба от слова тёплого…..(спасибо).
-
Зазеленеет старый пень, когда услышит….(добрый день).
-
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…..(здравствуйте).
-
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо).
-
Когда нас бранят за шалости, говорим….(прости пожалуйста).
-
И в России, в Белоруссии и в Дании на прощание говорят….(до свидания).
- Чтоб спалось нам сладко очень, говорим….(спокойной ночи).
Дети дарят цветик Незнайке, тот благодарит и уходит. Дети хором читают стихотворение:
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день.
Всем гостям на прощанье
Дружно скажем: «До свиданья!»