Напоминание

"Особенности развития и коррекции коммуникативных умений и навыков у подростков с умственной отсталостью посредством занятий вокальной деятельностью"


Автор: Супонина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 14
Населённый пункт: г. Амурск
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Особенности развития и коррекции коммуникативных умений и навыков у подростков с умственной отсталостью посредством занятий вокальной деятельностью"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное казенное образовательное учреждение 14»
Опыт работы
Супониной Светланы Викторовны воспитателя Краевого государственного казенного образовательного учреждения 14
по теме

«Особенности развития и коррекции коммуникативных

умений и навыков у подростков с умственной отсталостью

посредством занятий вокальной деятельностью»
Амурск, 2015
Супонина Светлана Викторовна

Год рождения: 1986 Профессиональное образование: наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная квалификация, специальность по диплому: 1. г. Хабаровск, Государственное образовательное учреждение высш его п ро фесс ио н альн о го о бра з о ва н ия " Д а л ь н е в о с то ч н ы й государственный гуманитарный университет», 2009г., учитель – логопед, специальный психолог, по специальности логопедия с дополнительной специальностью специальная психология. Стаж педагогической работы: 6 лет Стаж работы в данном учреждении: 6 лет Должность: воспитатель Стаж работы в данной должности: 6 лет
Тема:
«Особенности развития и коррекции коммуникативных умений и навыков у подростков с умственной отсталостью посредством занятий вокальной деятельностью»
Актуальность
Подростки с умственной отсталостью имеют значительно больше проблем, чем подростки с нормальным психическим развитием. Психическое развитие подростков с УО затруднено внешними и внутренними неблагоприятными условиями. Главными и ведущими неблагоприятными факторами для подростков с УО оказываются их слабая любознательность и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные умения развиваются у подростков с УО крайне медленно, неравномерно и неполноценно. Исследования проблем коммуникации подростков с УО показали, что специфические особенности развития подростков с УО заметно ограничивают для них возможности общения, в частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие коммуникативных навыков. Подростки с УО испытывают трудности не только при речевых высказываниях, нередко процесс общения является для них трудной задачей, их неуклюжие попытки коммуникации вызывают насмешки со стороны
окружающих, что отбивает желание общаться и тормозит развитие коммуникативных умений. Из-за низких оценок своих коммуникативных умений, вызывающих насмешки со стороны окружающих, подростки с УО могут осознать свою ущербность и реагировать развитием тенденций невротического характера, замыкаться в себе, избегать лишних контактов как травмирующих ситуаций. Получается замкнутый круг: подростки с УО избегают общения, которое затруднено недостаточно развитыми коммуникативными умениями, чтобы не стать объектами насмешек и не испытывать негативных эмоций, а недостаток общения тормозит развитие коммуникативных умений, которые могут сделать общение для подростков с УО более успешным и приятным. Поскольку в подростковом возрасте общение является настоятельной потребностью, ограничение в общении тормозит общее развитие личности подростков с УО. Актуальность изучения коммуникативных умений подростков с УО обусловлена устойчивой тенденцией роста количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в России, и, следовательно, увеличением числа подростков с УО, нуждающихся в психологической помощи для развития своих коммуникативных умений. В условиях современного социума развитые коммуникативные умения являются залогом успешной социализации детей с У.О.. Низкий уровень коммуникативных умений подростков с УО приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности. Развитые коммуникативные умения делают доступным и успешным общение подростка с умственной отсталостью, как со сверстниками, так и с взрослыми, а общение, в свою очередь, является необходимым условием развития личности. Чтобы успешно скоррегировать данное нарушение я использую в своей работе творческую, музыкальную деятельность, в которой занимаюсь постановкой с детьми вокально – танцевальных номеров, где и проводится индивидуальная работа по развитию и усовершенствованию заложенных возможностей и талантов воспитанниц (вокальных, танцевальных, артистических).
Цель исследования.
Целью исследования является изучение особенностей развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью и
коррекция их коммуникативных умений посредством занятий вокальной деятельностью. Диагностическое исследование, проведенное с помощью методики, адаптированной для подростков с умственной отсталостью, позволяет выявить исходный уровень развития коммуникативных умений.
Раздел 1. Теоретический

Дата

Содержание работы

Место
Сентябрь, 2013 Изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблемам развития коммуникативных умений у под- ростков с умственной отсталостью Ресурсы интернета Сен- тябрь- октябрь, 2013 Изучить и проанализировать методы диа- гностики коммуникативных умений у под- ростков Октябрь, 2013 Отобрать диагностику, подходящую для подростков с умственной отсталостью, и диагностировать их коммуникативные умения Ресурсы интернета 2014 г. Выступление на МО: «Анализ состояния рассматриваемой проблемы» - отчёт по самообразованию Школа-интернат, г. Амурск 2014 г. Выступление на МО: «Создание развива- ющей среды в группе, как средство для познавательной активности» - отчёт по самообразованию Школа-интернат, г. Амурск 2015 г. Курсы: «Психолого-педагогические осно- вы работы с детьми, воспитывающимися в условиях интерната и детского дома» ФХКИРО г. Комсомольск-на- Амуре

Раздел 2. Диагностический

Дата

Содержание работы
Октябрь, 2013 1. Выбор методики: Методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС); 2013- 2015 2. Проведение цикла игр и занятий (в том числе музыкальных) с под- ростками с умственной отсталостью по развитию их коммуникацион- ных умений; 3. Обработка и анализ результатов исследования. Октябрь, 2013 4. Проведение входной диагностики Май, 2014 5. Проведение промежуточной диагностики Апрель, 2015 6. Проведение итоговой диагностики 2015 7. Данные диагностики 2015 8. Результаты диагностики Раздел 3. Внедренческий
Календарно – тематическое планирование на 2013-2014 учебный год

Дата

Форма

проведения

Мероприятия
Сентябрь — октябрь 2013г. Коррекционная игра Музыкальное занятие «Поздравляю с праздником» Заведение и эстетическое оформление песенников Коррекционная игра Музыкальное занятие «Озорной двойник» Разучивание новой песни «Зонтики» Коррекционная игра Музыкальное занятие «А это как сказать...» Разучивание новой песни «Острова»
Ноябрь - Декабрь 2013г. Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие "Иголка и нитка" «Поведение в гостях. Подарки. Организация игр. Участие в танцах» (Книга «Классные часы по этикету» Стр.147) Разучивание новой песни «Грибы» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Отражение в зеркале» «Выбор правильного общения» (Конспект. Приложение №1) Разучивание новой песни «Веснушки» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие "Попроси игрушку" — вербальный вариант «Искусство спора» Разучивание новой песни «Шарик» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие "Попроси игрушку" — не вербальный вариант «Мое место в коллективе: вместе тесно - а врозь скучно» Разучивание новой песни «Новогодние игрушки» Январь — март 2014г. Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Поссорились» «Я не ссорюсь – значит, я здоров. Почему?» Разучивание новой песни «Ах, школа» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Мостик» «Я умею слушать сказку. Придумай сказку с хорошим концом» Разучивание новой песни «Волна» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Головомяч» Разучивание новой песни «Раз, два, три» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Помоги другу» или «Самая дружная пара» Разучивание новой песни «Каникулы» Апрель — май 2014г. Коррекционная игра Музыкальное занятие Игра «Мое имя» Постановка вокально — танцевального номера к песне «Зонтики» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Спинки картинки» Разучивание новой песни «Ивушки»
Коррекционная игра Музыкальное занятие «96» Постановка вокально — танцевального номера к песне «Острова»
Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

Дата

Форма проведения

Мероприятие
Сентябрь — октябрь 2014г. Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Поздороваемся» «Я в прошедшем лете: труд, отдых, развитие» Повторение и закрепление ранее изученных песен Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Принцесса, самурай, дракон» «Хорошая ли я подруга: я чувствую, я хочу, я желаю» Разучивание новой песни «Жди меня» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» «Умею ли я отдыхать» Разучивание новой песни «Человек хороший» Коррекционная игра Творческая деятельность «Сиамские близнецы» Рисование на тему: «Мой любимый учитель» для создания видео ролика к песне «Человек хороший» Ноябрь - Декабрь 2014г. Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Волшебник» «Что такое жертвенность» Разучивание новой песни «И прадед мой с войны вернулся» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Я хочу с тобой подружиться» Разучивание новой песни «Попурри на песни военных лет» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Котёл» Разучивание новой песни «Соловушка» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Глаза в глаза» Постановка танцевального номера в стиле «Кантри» Январь — март 2015г. Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Пресс-конференция» «Что такое сочувствие к другому?» Разучивание новой песни «Ведьма»
Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Секрет» «Искусство слушать собеседника» Разучивание новой песни «Беспризорники» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Мои хорошие качества» «Дурная компания. Чем мне это грозит» Разучивание новой песни «Моя светлая Русь» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Я лучше всех умею …» «Приятно ли со мной общаться?» Разучивание новой песни «Тальяночка» Апрель — май 2015г. Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Волна» «Способы разрешения конфликтов» Постановка вокально — танцевального номера к песне «Беспризорники» Коррекционная игра Плановое занятие Музыкальное занятие «Броуновское движение» «Дружба и любовь» Постановка вокально — танцевального номера к песне «Соловушка» Коррекционная игра Музыкальное занятие «Коровы, собаки, кошки» Постановка вокально — танцевального номера к песне «Моя светлая Русь» В 2015 году исполнилось 70 лет со Дня Победы Великой Отечественной Войны, я не могла оставить этот факт без внимания и приобщила его к программе развития коммуникативных навыков. Вследствие чего планируется получить не только человека с развитым навыком коммуникации, но и гармонически развитую личность с высокими моральными и нравственными установками.
Для дальнейшей работы были поставлены следующие задачи:
1. Коррекция застенчивости, стеснительности за счёт активной творческой деятельности (участие в концертах, занятиях, коллективных мероприятиях); повышение самооценки; (Зачастую низкий уровень коммуникативных навыков является следствием стеснительности, замкнутости, заниженной самооценки. Поэтому работа по коррекции коммуникации будет так же направлена и на развитие данных личностных качеств.)
2. Коррекция коммуникативных навыков посредством творческой и вокальной деятельности; 3. Дальнейшее развитие коммуникации во время проведения коррекционных игр, занятий; 4. Воспитывать духовную, культурную и н р а в с т в е н н у ю преемственность поколений. Для решения поставленных задач, планировалось создать условия для развития личности с высокими моральными и нравственными установками посредством непрерывно проводимых музыкальных занятий и культурно – массовых мероприятий, экскурсий, «вечерних огоньков», прочтения литературы (высокоморальных произведений), а так же нравственного примера педагога. А именно: • Чтение и обсуждение высоконравственной литературы (Сборник рассказов «Отцовская куртка» В. Осеева); • Разучивание патриотических песен военных лет («Военное попурри», «Прадед мой с войны домой вернулся», «Жди меня»…) • Постановка вокально – танцевального номера на военную тематику («Смуглянка», «Беспризорники»); • Просмотр видео фильма «Дети войны»; • Экскурсия по военно – историческим памятникам г. Амурска (танк, стела, камень); • Участие в реконструкции исторического памятника «Танк», а именно покраска монумента; • Посещение праздничных мероприятий, посвящённых дню победы; • Наряду с этим дети были записаны в Детско – юношеское объединение (военно – патриотический отряд) «ВИТА» на базе Центра Туризма; • Изготовление открыток ветеранам в честь 70 летия со дня Великой победы; • Приняли участие в шествии колонны «Бессмертный полк» 9 мая; • Введение в состав почётного караула («Вахта памяти») 8 и 9 мая. Для коррекции коммуникативных умений и навыков, разработан следующий план работы:
Цели музыкальных занятий:
Образовательные:
• Отработка навыков коммуникативного поведения; • Формировать навыки саморегуляции; • Формировать творческое мышление, основ логической грамотности, точности формулировок. Развивающие: • Коррекция эмоционально – волевой сферы; • Развитие навыков общения; • Коррекция коммуникативных навыков; • Коррекция эмоциональной сферы, слухового восприятия. Воспитательные: • Воспитание двигательной активности; • Воспитание дружеских взаимоотношений, доброжелательности; • Воспитывать потребность занимать достойное место в коллективе, уважение и интерес к окружающим; • В о с п и т ы в а т ь д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь , о т з ы в ч и в о с т ь , коммуникабельность.
Методическое обеспечение работы:
Приемы и методы организации деятельности: В работе использовались виды деятельности, развивающие личность ребенка: игра, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдались следующие правила: • виды деятельности должны быть разнообразными, социально- значимыми; • деятельность должна соответствовать возможностям детей; • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослого;
Формы организации деятельности:
• в парах, малых группах; • фронтальная; • выступление.
Педагогические приемы:
• Формирования взглядов (пример, разъяснение, дискуссия); • Организации деятельности (упражнение, показ, подражание); • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, оценка, взаимооценка);
• Сотрудничества, позволяющего воспитаннику и педагогу быть партнерами.
Техническое оснащение
• презентации; • видео ролики различных тематических выступлений; • микрофон, ноутбук, иное техническое оборудование;
Материалы:
• материал для костюмов, • веревки, шнуры; • мех, тесьма, пуговицы;
Инструменты и приспособления:
• иголки, ножницы.
План работы на 2013 – 2014 учебный год.

Коррекционные игры на 2013 – 2014 учебный год.
1.«Поздравляю с праздником» 2. «Озорной двойник» 3. «А это как сказать...» 4. "Иголка и нитка" 5. «Отражение в зеркале» 6. "Попроси игрушку" — вербальный вариант 7. "Попроси игрушку" — невербальный вариант 8. «Поссорились» 9. «Мостик». 10. «Головомяч» 11. «Помоги другу» или «Самая дружная пара». 12. Игра «Мое имя». 13. Игра «Спинки картинки» 14. Игра: «96»
(Приложение 1)

Музыкальные занятия на 2013-2014 учебный год:

«Волна»

«Ах, школа»

«Новогодние игрушки» (вокально – танцевальный номер)

«Шарик»

«Веснушки»

«Грибы»


«Острова» (вокально – танцевальный номер)

«Зонтики» (вокально – танцевальный номер)

«Раз, два, три»

«Каникулы»

«Ивушки»

(Приложение 2)

Плановые занятия на 2013 – 2014 учебный год.
05.11.2013г. «Поведение в гостях. Подарки. Организация игр. Участие в танцах» Цель: • Отработка навыков коммуникативного поведения; • Коррекция эмоционально – волевой сферы; • Воспитание двигательной активности. 03.12.2013г. «Выбор правильного общения» Цели: • Ознакомление с различными способами отказа; • Отработка умения говорить нет; • Развитие терпимости и взаимоуважения в условиях конфликтов и умения противостоять отрицательным воздействиям среды; • Коррекция коммуникативных навыков; • Воспитание усидчивости, профилактика вредных привычек. 24.12.2013г. «Искусство спора» Цели: • Коррекция и развитие операций классификации и обобщения; • Развитие навыков общения; • Воспитание дружеских взаимоотношений, доброжелательности. 21.01.2014г. «Мое место в коллективе: вместе тесно - а врозь скучно» Цель: • Через разыгрывание проблемных ситуаций способствовать формированию взаимного интереса друг к другу. Учить анализировать и правильно оценивать свои поступки; • Коррекция сознания детей по отношению к своему статусу в коллективе; • Продолжать корригировать коммуникативные навыки; • Воспитывать потребность занимать достойное место в коллективе, уважение и интерес к окружающим. 30.01.2014г. «Я не ссорюсь – значит, я здоров. Почему?»
Цель: • Показать негативное влияние ссор на эмоциональное благополучие здоровья; • Коррекция эмоциональной сферы; • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, коммуникабельность. 04.02.2014г. «Я умею слушать сказку. Придумай сказку с хорошим концом» Цель: • Формировать навыки саморегуляции; • Формировать творческое мышление, основ логической грамотности, точности формулировок; • Воспитывать интерес к сказкам, инициативность; • Коррекция эмоциональной сферы, слухового восприятия.
План работы на 2014 – 2015 учебный год.

Коррекционные игры на 2014 – 2015 учебный год.
1.«Принцесса, самурай, дракон» 2.«Расскажи стихотворение» 3. «Сиамские близнецы» 4.«Волшебник» 5. «Я хочу с тобой подружиться» 6. «Котёл» 7.«Глаза в глаза» 8. «Пресс-конференция» 9.«Секрет» 10. «Мои хорошие качества» 11. «Я лучше всех умею …» 12. «Волна» 13. «Броуновское движение» 14. «Коровы, собаки, кошки» 15. «Поздороваемся»
(Приложение 3)

Музыкальные занятия на 2014 – 2015 учебный год:

«Моя светлая Русь»

(вокально – танцевальный номер)

«Жди меня»

«Беспризорники»

(вокально – танцевальный номер)

«Соловушка»

(вокально – танцевальный номер)

«Человек хороший»


«Ведьма» (вокально – танцевальный номер)

«И прадед мой с войны вернулся»

«Попурри на песни военных лет»

«Тальяночка»

«Кантри»

(танцевальный номер)

(Приложение 4)

Рисование
на тему: «Мой любимый учитель» для создания видео ролика к песне «Человек хороший»
Плановые занятия на 2014 – 2015 учебный год.
02.09.2014г. «Я в прошедшем лете: труд, отдых, развитие» Цель: • Учить девочек анализировать свою деятельность, описывать ее; • Отрабатывать умение связного рассказывания; • Воспитывать ответственное отношение к своей деятельности, желание проводить ее с пользой для себя и окружающих; • Коррекция связной речи, эмоциональной сферы. 09.09.2014г. «Хорошая ли я подруга: я чувствую, я хочу, я желаю» Цели: • Уточнить представления девочек о дружбе и о себе. Продолжать формировать потребность в общественной оценке; • Воспитывать в себе качества дружбы, умение анализировать свою деятельность, интерес к саморазвитию; • Коррекция эмоциональной сферы. 30.10.2014г. «Умею ли я отдыхать» Цели: • Учить интересно, рационально и полноценно проводить свободное время, умению занять себя; • Формировать коммуникативные модели общения, взаимный интерес друг к другу; • Коррекция сознания по отношению к своему досугу. 02.12.2014г. «Что такое жертвенность» Цели: • Содействовать приобщению девочек к общечеловеческой ценности — жертвенности;
• Вызвать у девочек желание совершать жертвенные поступки ради своих близких; развивать умение работать в микрогруппах, сотрудничать, договариваться, делать умозаключения, выводы; • Коррекция мышления, коммуникативных навыков. 13.01.2015г. «Что такое сочувствие к другому?» Цели: • Продолжать формирование понятия об этикете, хороших и плохих манерах; развитие умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства; • Познакомить с понятием «толерантность»; • Отрабатывать умение связного рассказывания; • Воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, сострадание. 03.02.2015г. «Искусство слушать собеседника» Цели: • Коррекция коммуникативных навыков; • Познакомить с тремя ступенями (уровнями) слушания; • Активизировать учащихся на стремление к слушанию на первом уровне; • Продолжаем учиться слушать и воспринимать собеседника таким, каков он есть; • Воспитывать ответственное отношение к своей деятельности, желание проводить ее с пользой для себя и окружающих. 09.02.2015г. «Дурная компания. Чем мне это грозит» Цели: • Объяснить какое отношение деньги имеют к дурной компании; • Продолжать учить говорить «НЕТ», отстаивать свою точку зрения; • Коррекция волевой сферы; • Воспитание норм бесконфликтного общения. 24.02.2015г. «Приятно ли со мной общаться?» Цели: • Учить девочек анализировать свою деятельность, описывать ее; • Развитие коммуникабельности; • Тестирование на тему занятия; • Воспитание толерантности. 02.03.2015г. «Способы разрешения конфликтов» Цели: • Учить девочек мирно выходить из конфликтов (просить прощение);
• Отработка бесконфликтного общения; • Продолжать учить самоанализу; • Коррекция коммуникативных навыков; • Воспитание терпимости во взаимоотношениях со сверстницами. 17.03.2015г. «Дружба и любовь» Цели: • Предоставление объективной информации об отношениях между полами; • Изучение особенностей противоположного пола; •Коррекция коммуникативных способностей детей, речи, памяти, мышления.
Диагностика.
Входная диагностика. Для диагностики коммуникативных навыков воспитанниц была выбрана и проведена
методика социометрии «КОС». (Приложение 5)
Исследование особенностей коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью проводилось в октябре 2013года на базе КГК СКШИ школа - интернат 8 вида г. Амурска №14. Выборка составила 8 подростков с УО в возрасте 12-14 лет. Результаты диагностики показали следующее: при анализе полученных результатов было выявлено, что большинство испытуемых - это 7 человек из 8 (что составляет 8 7 % от общего числа испытуемых) относятся к группе с низким и уровнем ниже среднего проявлением коммуникативных склонностей. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Из группы испытуемых одна девочка (13% от общего числа испытуемых) получила оценку 3, вследствие чего можно сделать вывод, что для неё характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Она стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал склонностей не отличается высокой устойчивостью. Она входит в группу людей, которые нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.
50,00% 37,50% 12,50%
Результаты входной диагностики
низкий уровень уровень ниже среднего средний Результаты занятия музыкой видны не вооружённым глазом, воспитанницы стали более активными, уверенными в своих силах. Девочки заметно сблизились, стали больше внимания и времени проводить вместе. Оказывать помощь, терпимее относиться к младшим, общаться и находить общий язык друг с другом. На итоговом фестивале желание выступать сподвигло Катю С. (с самым низким результатом диагностики) к работе над собой, она самостоятельно занималась в группе, репетировала и победила свою стеснительность, выступила не хуже других девочек.
Промежуточная диагностика:
В январе 2015 года была проведена промежуточная диагностика коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью, результаты которой показали положительную динамику развития коммуникативных функций воспитанниц. По итогам диагностики 2015 года, практически у всех воспитанниц была отмечена положительная динамика в формировании коммуникативных функций. Увеличение показателей с низкого уровня на более высокий. Ровно половина испытуемых дали положительный результат (показали средний уровень проявления коммуникативных склонностей), что говорит о правильности выбранного направления работы. Три воспитанницы (37% - от общего числа испытуемых) поднялись из группы с низким и уровнем на уровень ниже среднего (проявлением коммуникативных склонностей). Это не значительный результат (но он есть), так как для этого уровня так же характерны трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией. Испытуемые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании,
коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Из группы испытуемых четверо девочек (50% от общего числа испытуемых) получили оценку 3, вследствие чего можно сделать вывод, что для них характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они входят в группу людей, которые нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей. И одна воспитанница (13%), немного улучшив свой результат в баллах, всё же осталась на прежнем низком уровне проявления коммуникативных способностей. Прибегая к методу наблюдения и оценивая её навыки общения в сравнении с прошлым годом - видна положительная динамика, что указывает на правильность выбранного направления в работе. низкий уровень уровень ниже среднего средний уровень 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4 3 1 1 3 4
Результаты промежуточной диагностики
Результаты входной диагностики промежуточной
Итоговая диагностика

В октябре 2015 года была проведена итоговая диагностика коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью, результаты которой показали положительную динамику развития коммуникативных функций воспитанниц. Итоговая диагностика показала, что: Все девочки улучшили свой результат в баллах, и перешли на следующий уровень развития коммуникативных навыков. Такой результат говорит о правильно выбранном подходе к коррекции коммуникативных склонностей. 5 0 % в о с п и т ан н и ц до с т и гл и вы с о к и й у р о в е н ь р а з в и т и я коммуникативных навыков в результате проведённой работы. Это говорит о том, что ровно половина девочек не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организ ации общес твенных мероприятий, с пос обны п р и н я т ь самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. За три года работы по данному направлению, не осталось ни одной воспитанницы на низком уровне проявления коммуникативных склонностей. низкий уровень уровень ниже среднего средний уровень высокий уровень 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4 3 1 3 4
Результаты диагностики коммуникатавных навыков за трёхлетний период
Результаты входной диагностики промежуточной Итоговой
Заключение

В заключении хочется представить сравнительную таблицу диагностики коммуникативных навыков, результаты которой чётко показывают положительную динамику развития коммуникативных способностей воспитанниц: Ф.И. ребёнка Диагностическое исследование 2013г. 2014г. 2015г. Настя А. 5 баллов – 0,25 Низкий уровень 9 – баллов – 0,45 Уровень ниже среднего 13 баллов – 0,66 Средний уровень Даша К. 9 баллов – 0,45 Низкий уровень 10 баллов - 0,50 Уровень ниже среднего 14 баллов – 0,70 Средний уровень Лена П. 11 баллов – 0,55 Средний уровень 13 баллов – 0,66 Средний уровень 15 баллов – 0,75 Высокий уровень Галя Р. 9 баллов – 0,45 Уровень ниже среднего 13 баллов – 0,66 Средний уровень 15 баллов – 0,75 Высокий уровень Катя С. 3 балла – 0,15 Низкий уровень 5 баллов – 0,25 Низкий уровень 9 баллов – 0,45 Уровень ниже среднего Галя С. 11 баллов – 0,55 Уровень ниже среднего 13 баллов – 0,66 Средний уровень 15 баллов – 0,75 Высокий уровень Настя Ф. 9 баллов – 0,45 Уровень ниже среднего 13 баллов – 0,66 Средний уровень 14 баллов – 0,70 Высокий уровень Таня Г. 5 баллов – 0,25 Низкий уровень 9 баллов – 0,45 Уровень ниже среднего 13 баллов – 0,66 Средний уровень Социализация детей с У.О., является одним из приоритетных направлений работы воспитателя коррекционных учреждений. Развитые коммуникативные умения делают доступным и успешным общение подростка с умственной отсталостью, как со сверстниками, так и с взрослыми, а общение, в свою очередь, является необходимым условием развития личности ребёнка. Нельзя недооценивать влияние музыкальных занятий на здоровье детей. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятия по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению
некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия построены с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер. Благодаря проводимой работе, виден личностный рост каждого ребенка. Все девочки активно участвуют в досуговой деятельности. За своё активное участие, дети ежегодно награждаются грамотами и памятными дипломами.
Раздел 4

Методический
№/ дата Тема, место про- ведения Уровень меро- приятия Степень участия Роль Методические и другие материалы Раз в четверть Школа-интернат Школьный Активная Выступления на праздновании «Дня именинни- ка» Вокально – танце- вальные номера «Беспризорники» «С днём рожде- ния» «Соловушка» Октябрь 20013- Школа-интернат Школьный Активная Выступления на праздновании «Дня учителя» «Школьный рэп» «Соловушка» «Человек хоро- ший» Ежегодно Март 2013 Школа - интер- нат Школьный Активная Конкурсно - игро- вая программа «Хрустальный башмачок» «Кантри» «Ведьма» «Матрёшечки» «Светлая Русь» «Рэпка» Апрель Ежегодно Выставка дет- ских работ, по- священная празднику труда Школьный Активная Представление детских работ «Карманница» «Пасхальный на- бор» «Падушки в тех- нике буфы» Май 2015 Городской Крае- ведческий музей Муниципал- ьный Активная Выставки детских работ «Искорки творчества» Организация, под- готовка и проведе- ние открытия вы- ставки детских ра- бот «Искорки Раз в год Апрель 2013 - 2015 Школа-интернат, Проф. училище №44 г. Амурска Краевой Активная «Я вхожу в мир искусств» «Мы этой памяти верны» Вокально – танце- вальные номера «Рэпка» «Привидения» «Моя светлая Русь» «Фокусник» «Жди меня» «Беспризорники» «Острова» «Зонтики» «Ивушки»
«Смуглянка» 2014 МБУК «Дворец культуры» Районный Активная «Магия танца» Танцевальный но- мер «Бабья доля» 2013 ЦДТ «Темп» Городской Активная «Жаворонки» «Народная песня» Раз в год Март 2013-2015 Школа - интер- нат Школьный Активная Празднование «8 марта» Вокально - танце- вальные номера «Ах, школа» «Раз, два, три» «Веснушки» «Мама» Раз в год Декабрь 2013-2015 Школа - интер- нат Школьный Активная Празднование но- вогодних утрен- ников Вокально - танце- вальные номера «Острова» «Зонтики» «Новогодние иг- рушки» «Беспризорники» Март 2014 Школа - интер- нат Городской Активная Празднование ме- роприятия «День ветерана» Вокально - танце- вальные номера «Зонтики» «Ивушки» Июль 2015 VIII Междуна- родный конкурс «Ты -гений» Международный Активная Сценарии празд- ников и меропри- ятий Диплом II степени Разработка кон- курсно – игровой программы «Хру- стальный башма- чок 2015» Июль 2015 «Талантоха» Всероссийский Активная Сценарии празд- ников и меропри- ятий Лауреат конкурса Разработка кон- курсно – игровой программы «Хру- стальный башма- чок 2014»
Июль 2015 «Рассударики» Международный Активная Сценарии празд- ников и меропри- ятий Разработка кон- курсно – игровой программы «Хру- стальный башма- чок 2014»


В раздел образования