Автор: Мутагарова Альфина Риваловна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ "СОШ №35" Населённый пункт: Стерлитамак Наименование материала: рабочая программа Тема: 8класс Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений : Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В.
И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2012.
Физическая
культура
–
обязательный
учебный
курс
в
общеобразовательных
учреждениях.
Предмет
«Физическая
культура»
является основой физического воспитания школьников. В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования
нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является
раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от
правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к
активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет,
включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного
физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической
культуры
для
укрепления
и
длительного
сохранения
собственного
здоровья,
оптимизации
трудовой
деятельности
и
организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к
неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения
личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее
развитие
координационных
(ориентирование
в
пространстве,
перестроение
двигательных
действий,
быстрота
и
точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования
основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и
гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма,
развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление
представления
об
основных
видах
спорта,
соревнованиях,
снарядах
и
инвентаре,
соблюдение
правил
техники
безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
2
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение дидактических правил от
известного к неизвестному и от простого к сложному.
Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания
предмета.
На уроках физической культуре в 8 классе решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания.
Вместе с тем особенностью урочных занятий является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику
основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка). Углубляются знания о личной гигиене, о
влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на
развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 8 класса получают представления о физической
культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки.
Одна
из
главнейших
задач
уроков
–
обеспечение
дальнейшего
всестороннего
развития
координационных
способностей
(ориентирование
в
пространстве,
быстрота
перестроения
двигательных
действий,
быстрота
и
точность
двигательных
реакций,
согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных
параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости), а также
сочетание этих способностей.
Уроки
физической
культуры
в
8
классе
содержат
богатый
материал
для
воспитания
волевых
качеств
(инициативность,
самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности,
таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в
школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным
действиям
(навыкам),
освоения
теоретических
и
методических
знаний
в
области
физической
культуры,
приобретения
умений
осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных
способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командной или
отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры
обеспечивается
применением
различных
технических
средств
обучения,
соответствующих
возрасту
тренажеров,
нестандартного
оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Общая
характеристика
учебного
предмета: предметом
обучения
физической
культуре
в
средней
школе
является
двигательная
активность
человека
с
общеразвивающей
направленностью.
В
процессе
овладения
этой
деятельностью
укрепляется
здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество
и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и
индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физическою развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
3
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном
государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Законе «Об образовании»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программе начального общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.
Место учебного предмета в учебном плане : курс «Физическая культура» согласно учебному плану и учебному графику МАОУ
«СОШ №35» на 2015-2016 учебный год в объеме 3 часа в неделю изучается в 8 классе —102ч. Третий час на преподавание учебного
предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час
учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств
обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения
отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристических походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе
(экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально – прикладная физическая культура.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
4
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Подготовка к соревновательной деятельности и выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
всероссийским физкультурно – оздоровительным комплексом «Готов к труду и обороне»; совершенствование техники упражнений
в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие,
средние и длинные дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, передвижениях на лыжах; совершенствование технических
приемов и командно – тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе); технической и тактической
подготовки в национальных видах спорта.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз
(подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно – оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно – оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной ( лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно – оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
5
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных
брусьях (мальчики); упражнения на
разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования рабочая
программа для 5 – 9 класса направлена на достижение результатов по физической культуре.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познаванию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессии и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициями, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
6
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
участие
в
школьном
самоуправлении
и
общественной
жизни
в
пределах
возрастных
компетенций
с
учетом
региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступками;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастно – половым нормативам;
владение
знаниями
об
особенностях
индивидуального
здоровья
и
о
функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
владение
знаниями
по
организации
и
проведению
занятий
физическими
упражнениями
оздоровительной
и
тренировочной
направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и
физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность
управлять
своими
эмоциями,
владеть
культурой
общения
и
взаимодействия
в
процессе
занятий
физическими
упражнениями, во время игр и соревнований;
способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно – оздоровительных и спортивных
мероприятий;
владение
умением
предупреждать
конфликтные
ситуации
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
в
процессе
игровой
и
соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,
соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
7
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной
деятельности;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем ( в справочных
источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми занятий физкультурно –
оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение
умением
оценивать
ситуацию
и
оперативно
принимать
решения,
находить
адекватные
способы
взаимодействия
с
партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
владение умениями:
- в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном
темпе бегать до 20 мин
(мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9 – 13 шагов совершать прыжок в длину;
выполнять с 9 – 13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
- в метаниях на дальность и на меткость; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10 – 12м) с использованием
четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в
горизонтальную и вертикальную цели 10 – 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10 –
12 м;
- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов; опорные прыжки через козла;
комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию
состоящих
из
шести
гимнастическим
элементов;
выполнять
акробатическую
комбинацию
из
четырех
элементов,
включающую
кувырки вперед и назад, стойку на лопатках, стойку на голове, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат,
«мост» и поворот в упор стоя на одном колене ( девочки);
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);
демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
владеть способами физкультурно – оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты,
координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок
в длину или высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
8
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности,
гигиену
занятий
и
личную
гигиену;
помогать
друг
другу
и
учителю;
поддерживать
товарищей,
имеющих
недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать
для
себя
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
В области познавательной культуры:
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его
сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к
людям, имеющим ограниченные возможности и нарушение в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
9
В области трудовой культуры:
добросовестное
выполнение
учебных
заданий,
осознанное
стремление
к
освоению
новых
знаний
и
умений,
повышающих
результативность выполнения заданий;
приобретение
умений
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебную
деятельность,
организовывать
места
занятий
и
обеспечивать их безопасность;
закрепление
умения
поддержания
оптимального
уровня
работоспособности
в
процессе
учебной
деятельности
посредством
активного
использования
занятий
физическими
упражнениями,
гигиенических
факторов
и
естественных
сил
природы
для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
знание
факторов,
потенциально
опасных
для
здоровья
(вредные
привычки,
ранние
половые
связи,
допинг),
и
их
опасных
последствий;
понимание
культуры
движений
человека,
постижение
значения
овладения
жизненно
важными
двигательными
умениями
и
навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
восприятие
спортивного
соревнования
как
культурно
–
массового
зрелищного
мероприятия,
проявление
адекватных
норм
поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до
собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и
наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной
физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно – оздоровительной и физкультурно –
оздоровительной деятельности;
владение
способами
наблюдения
за
показателями
индивидуального
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности,
величиной
физических
нагрузок,
использования
этих
показателей
в
организации
и
проведении
самостоятельных форм занятий.
В основной школе в соответствии с основным общим образованием результаты изучения курса «Физическая культура» должны
отражать:
10
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ
жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и
регулировать
физические
нагрузки
для
самостоятельных
систематических
занятий
с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной,
коррекционной,
рекреативной
и
лечебной)
с
учетом
индивидуальных
возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение
опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения
вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и
определять
тренирующее
воздействие
на
него
занятий
физической
культурой
посредством
использования
стандартных
физических
нагрузок
и
функциональных
проб,
определять
индивидуальные
режимы
физической
нагрузки,
во
время
самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование
умений
выполнять
комплексы
общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение
основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных
формах
игровой
и
соревновательной
деятельности;
расширение
двигательного
опыта
за
счет
упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных
привычек,
о
роли
и
месте
физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями,
доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния
здоровья;
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
11
способность
проявлять
дисциплинированность
и
уважение
к
товарищам
по
команде
и
соперникам
во
время
игровой
и
соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
умение организовать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональной деятельность.
В области эстетической культуры:
умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и
правильной
осанки,
подбирать
комплексы
физических
упражнений
и
режимы
физической
нагрузки
в
зависимости
от
индивидуальных особенностей физического развития;
умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной
направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических
способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
умение
определять
задачи
занятий
физическими
упражнениями,
включенными
в
содержание
школьной
программы,
аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения,
капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
способность
отбирать
физические
упражнения,
естественные
силы
природы,
гигиенические
факторы
в
соответствии
с
их
функциональной
направленностью,
составлять
из
них
индивидуальные
комплексы
для
осуществления
оздоровительной
гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности.
Контроль за результатами
8 класс
Мальчики
Девочки
Виды испытаний
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
12
Прыжок в длину с места
180
160
140
170
140
135
Прыжок в длину с разбега
380
350
290
350
300
240
Прыжки со скакалкой за 30с.
50
40
30
50
45
35
Подъем туловища за 30с
24
19
16
21
18
15
Наклон вперед сидя (см)
10
8
5
13
9
6
Сгибание и разгибание рук в упоре
30
25
15
16
10
7
Отжимание в упоре на брусьях
10
8
5
-
-
-
Подтягивание
7
4
2
14
9
7
Поднимание ног до<90градусов
12
10
8
15
13
12
Метание мяча на дальность
30
28
26
28
26
20
Челночный бег 4х9(сек)
10.4
10.7
10.9
10.8
11.0
11.5
Бег 1000м
4.20
4.35
5.00
4.30
4.50
5.40
Бег 1500м
7.00
7.30
8.00
7.30
8.00
8.30
Бег 800м
3.10
3.30
4.20
3.30
4.10
5.20
Бег 400м
1.18
1.27
1.48
1.30
1.45
2.00
Бег 60м
9.4
10.2
11.0
9.8
10.4
11.2
Бег 30м
4.8
5.4
6.0
5.0
6.8
6.2
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Дата проведения
Примечание
план
факт
Раздел: Легкая атлетика – 16 часов
1.
Техника безопасности. Влияние
1.09.15
д/з Выполнить
13
легкоатлетических упражнений на
укрепление здоровья и основные системы
организма
комплекс утренней гимнастики
2.
Совершенствование низкого старта. Развитие
скоростных способностей
4.09.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
плоскостопия
3.
Урок – игра: « Перестрелка»
Основы знаний по ГТО
5.09.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на коррекцию
осанки
4.
Совершенствование комплекса упражнений
на развитие физических качеств. Бег на
результат 60 м
8.09.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на
профилактику близорукости
5.
Совершенствование прыжков в длину по
заданным ориентирам
11.09.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на снятие
усталости
6.
Урок – игра: «Пионербол»
12.09.15
д/з Выполнить равномерный бег, ускорения
7.
Совершенствование эстафетного бега
15.09.15
д/з Выполнить прыжки с места
8.
Кросс юноши – 1000 метров, девушки – 500
метров. Учет
18.09.15
д/з Выполнить выпрыгивание из упора присев
9.
Урок – игра: «Быстро по местам»
19.09.15
д/з Выполнить специальные дыхательные
упражнения
10.
Совершенствование прыжковых упражнений.
Командный бег
22.09.15
д/з Выполнить броски на дальность, точность
11.
Совершенствование прыжка в длину с места
25.09.15
д/з Выполнить прыжки на одной, двух ногах
12.
Урок – игра: «Точно в мишень»
26.09.15
д/з Выполнить выпрыгивание из упора присев
13.
Совершенствование метание малого мяча с
места в горизонтальную цель (1Х1 м) с
расстояния 12 -14 метров – девушки, юноши
– до 16 м
29.09.15
д/з Выполнить прыжки в длину с места
14.
Прыжки в длину с места. Учет
2.10.15
д/з Выполнить равномерный бег, ускорения
15.
Урок – игра: «Пионербол»
Тестирование по ГТО
3.10.15
д/з Выполнить комплекс упражнений утренней
гимнастики
16.
Совершенствование челночного бега 3Х10
6.10.15
д/з Выполнить прыжки со скакалкой
Раздел: Баскетбол – 16 часов
17.
Совершенствование ловли и передачи мяча
9.10.15
д/з Выполнить комплекс утренней гимнастики
14
двумя руками от груди на месте
18.
Урок – игра: «Перестрелка»
10.10.15
д/з Выполнить прыжки со скакалкой
19.
Совершенствование ловли и передачи мяча
с пассивным сопротивлением защитника
20.10.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
гибкости
20.
Совершенствование техники ведения мяча
по прямой, с изменением направления и
скорости
23.10.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
координации
21.
Урок – соревнование: «Эстафеты с
ведением мяча»
24.10.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на
профилактику плоскостопия
22.
Совершенствование бросков мяча в
корзину
27.10.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на
профилактику близорукости
23.
Совершенствование перехвата мяча
30.10.15
д/з Выполнить приседание на одной ноге
24.
Урок - игра: «Точно в цель»
31.10.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
брюшного пресса
25.
Совершенствование ловли и передачи мяча
одной рукой от плеча на месте
3.11.15
д/з Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
26.
Совершенствование ведение мяча с
пассивным сопротивлением, с
сопротивлением на месте
6.11.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
силы
27.
Урок – игра: «Подвижная цель»
7.11.15
д/з Выполнить прыжки со скакалкой
28.
Совершенствование ловли и передачи мяча
одной рукой от плеча на месте
10.11.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
выносливости
29.
Совершенствование ловли и передачи мяча
в квадрате
13.11.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
координации
30.
Урок – соревнование: эстафеты с
элементами техники по баскетболу
14.11.15
д/з Выполнить выпрыгивание из упора присев
31.
Совершенствование броска мяча двумя
руками от головы с места
17.11.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
выносливости
32.
Совершенствование ведение мяча парами с
сопротивлением
20.11.15
д/з Выполнить ловлю и передачу мяча на месте
Раздел: Гимнастика– 18 часов
33.
Урок – игра: «Точный поворот».
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
15
Техника безопасности на уроках по
гимнастике
21.11.15
гибкости
34.
Совершенствование кувырка вперед
1.12.15
д/з Выполнить выпрыгивание из упора присев
35.
Выполнение команд «Становись!»,
«Равняйсь!». Совершенствование кувырка
вперед
4.12.15
д/з Выполнить кувырок вперед
36.
Урок – игра: «Пионербол»
5.12.15
д/з Выполнить стойку на лопатках
37.
Совершенствование кувырка вперед.
Совершенствование мостика из положения
лежа
8.12.15
д/з Выполнить комплекс утренней гимнастики
38.
Совершенствование кувырка назад.
11.12.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
брюшного пресса
39.
Урок – соревнование: «Эстафеты с
элементами акробатики»
12.12.15
д/з Выполнить прыжки на скакалке
40.
ОРУ на матах.
Совершенствование виса на согнутых
руках
15.12.15
д/з Выполнить приседание на одной ноге
41.
Совершенствование на гимнастической
стенке вис прогнувшись, поднимание ног в
висе
18.12.15
д/з Выполнить акробатические упражнения
42.
Урок – игра: «Не ошибись!»
Подготовка к ГТО. Акробатические
упражнения
19.12.15
д/з Выполнить упражнения на развитие реакции
43.
Совершенствование на гимнастической
стенке поднимание ног в висе
22.12.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
брюшного пресса
44.
Совершенствование подтягивание в висе,
поднимание ног в висе
25.12.15
д/з Выполнить комплекс упражнения на развитие
выносливости
45.
Урок – игра: «Три движения»
26.12.15
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
гибкости
46.
Совершенствование перелезание через
препятствия. ОРУ в движении
29.12.15
д/з Выполнить акробатические упражнения
47.
Совершенствование вскок в упор на
9.01.16
д/з Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре
16
колени, соскок взмахом рук
лежа
48.
Урок – игра: «Перестрелка»
12.01.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
силы
49.
Совершенствование опорного прыжка
через козла
15.01.16
д/з Выполнить акробатические упражнения
50.
Совершенствование вскок в упор на
колени, соскок со взмахом рук
16.01.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
гибкости
Раздел: Лыжная подготовка– 18 часов
51.
Урок – игра: «Пионербол». Техника
безопасности на уроках по лыжной
подготовке
19.01.16
д/з Выполнить скользящий шаг без палок и с
палками
52.
Совершенствование попеременного
двухшажного хода
22.01.16
д/з Выполнить подъемы и спуски с небольших
склонов
53.
Совершенствование подъема на склон
«лесенкой». Совершенствование спусков с
горы в средней стойке
23.01.16
д/з Выполнить передвижение на лыжах до 4,5 км
54.
Урок – игра: «Кто дальше прокатится»
26.01.16
д/з Выполнить упражнений на развитие реакции
55.
Совершенствование спусков с пологих
склонов. Подготовка к ГТО. Прохождение
дистанции в среднем темпе до 3000 м
29.01.16
д/з Выполнить передвижения на лыжах до 4,5 км
56.
Совершенствование подъема на склон
«лесенкой». Совершенствование спусков с
горы в средней стойке
30.01.16
д/з Выполнить специальные дыхательные
упражнения
57.
Урок – соревнование: «Встречная
эстафета»
2.02.16
д/з Выполнить подъемы и спуски с небольших
склонов
58.
Совершенствование техники спуска в
высокой стойке
5.02.16
д/з Выполнить приседание на одной ноге
59.
Совершенствование передвижений
попеременным двушажным ходом
6.02.16
д/з Выполнить скользящий шаг без палок и с
палками
60.
Урок – игра: «Смелее с горки»
9.02.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
брюшного пресса
61.
Совершенствование конькового хода
12.02.16
д/з Выполнить упражнения на развитие быстроты
17
62.
Совершенствование подъемов, спусков,
поворотов
13.02.16
д/з Выполнить передвижение на лыжах до 4,5 км
63.
Урок – игра: «Попади в ворота»
16.02.16
д/з Выполнить прыжки на скакалке
64.
Совершенствование техники торможения
«плугом»
19.02.16
д/з Выполнить скользящий шаг без палок и с
палками
65.
Совершенствование передвижений на
лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью
20.02.16
д/з Выполнить выпрыгивание из упора присев
66.
Урок – соревнование: «Круговая эстафета с
этапом 100 м»
1.03.16
д/з Выполнить подъемы и спуски с небольших
склонов
67.
Совершенствование попеременного
двухшажного хода
4.03.16
д/з Выполнить скользящий шаг без палок с палками
68.
Совершенствование техники торможения
«плугом»
5.03.16
д/з Выполнить прыжки на одной, двух ногах
Раздел: Баскетбол – 10 часов
69.
Урок – игра: «Пионербол»
8.03.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
брюшного пресса
70.
Совершенствование передачи мяча в парах
11.03.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
координации
71.
Совершенствование броска мяча снизу на
месте
12.03.16
д/з Выполнить ведение мяча на месте
72.
Совершенствование ведения мяча с
изменением направления
15.03.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
выносливости
73.
Совершенствование ловли и передачи мяча
снизу на месте
18.03.16
д/з Выполнить упражнения на снятие усталости
74.
Урок – игра: «Борьба за мяч»
19.03.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на
координацию осанки
75.
Совершенствование ведения мяча на месте
и в движении
22.03.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
координации
76.
Совершенствование ведение мяча правой,
левой, по прямой
25.03.16
д/з Выполнить ловлю и передачу мяча на месте
77.
Урок – игра: «Овладей мячом»
26.03.16
д/з Выполнить ведение мяча на месте
18
78.
Совершенствование броска мяча от груди
29.03.16
д/з Выполнить приседание из упора присев
Раздел: Волейбол – 6 часа
79.
Совершенствование стойки и
передвижение игрока
1.04.16
д/з Выполнить упражнения на развитие реакции
80.
Совершенствование приема мяча
2.04.163
д/з Выполнить упражнения на развитие быстроты
81.
Урок – игра: «Перестрелка»
5.04.16
д/з Выполнить ловлю и передачу мяча на месте
82.
Совершенствование нижней прямой подачи
12.04.16
д/з Выполнить ведение мяча на месте
83.
Совершенствование верхней передачи мяча
15.04.16
д/з Выполнить упражнения на развитие ловкости
84.
Урок – игра: «Волейбол с упрощёнными
правилами»
16.04.16
д/з Выполнить ведение мяча на месте
Раздел: Единоборства - 6 часов
85.
Спортивная борьба куреш
19.04.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
координации
86.
Спортивная борьба куреш
22.04.16
д/з Выполнить ловлю и передачу мяча на месте
87.
Урок – игра: «Третий лишний»
Подготовка к ГТО. Бег на короткие
дистанции
23.04.16
д/з Выполнить равномерный бег, ускорения
88.
Спортивная борьба куреш
26.04.16
д/з Выполнить броски легких предметов на
дальность, в цель
89.
Спортивная борьба куреш
29.04.16
д/з Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
90.
Урок – игра: «Бой петухов»
30.04.16
д/з Выполнить специальные дыхательные
упражнения
Раздел: Легкая атлетика – 7 часов
91.
Совершенствование метания мяча на
дальность с разбега
3.05.16
д/з Выполнить упражнения на развитие реакции
92.
Совершенствование бега в заданном
коридоре
3.05.16
д/з Выполнить упражнения на снятие усталости
93.
Урок – игра: «По своим местам»
6.05.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
силы
94.
Совершенствование прыжка в длину с
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
19
разбега отталкиванием одной
приземлением на две ноги
7.05.16
брюшного пресса
95.
Совершенствование многоразовые прыжки
( до 30 м )
10.05.16
д/з Выполнить приседание на одной ноге
96.
Урок – игра: «Пионербол»
Тестирование по ГТО
13.05.16
д/з Выполнить упражнения на развитие ловкости
97.
Бег на результат 100 м
14.05.16
д/з Выполнить броски легких предметов
Раздел: Футбол – 5 часов
98.
Совершенствование набивание мяча
17.05.16
д/з Выполнить комплекс упражнений на развитие
выносливости
99.
Урок – игра: Футбол
20.05.16
д/з Выполнить равномерный бег, ускорения
100.
Совершенствование обвода мяча
21.05.16
д/з Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
101.
Совершенствование финтов
24.05.16
27.05.16
д/з Выполнить броски легких предметов на
дальность
102.
Урок – игра: Футбол
28.05.16
31.05.16
д/з Выполнить прыжки на одной, двух ногах
Перечень учебно – метадического и материально – технического обеспечения
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья учащихся. Для этого
необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за
весо-ростовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.
Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с
другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.
20
Учителю физкультуры должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в
области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому
критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи,
элементы интерфейса).
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Основная литература для учителя
1.1.
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2.
Лях
В.И.,
Зданевич
А.А. Комплексная
программа
физического
воспитания
учащихся
1–11-х
классов. –
М.:
Просвещение, 2008.
Д
1.3.
Рабочая программа по физической культуре
Д
2.
Дополнительная литература для учителя
2.1.
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Ф
2.2.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Д
2.3.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
Д
2.4.
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство
«Первое сентября» 2002 г.
Д
21
2.5.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
Д
2.6.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006
Д
3.
Дополнительная литература для обучающихся
3.1.
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Д
4.
Технические средства обучения
4.1.
Музыкальный центр
Д
4.2.
Аудиозаписи
Д
5.
Учебно-практическое оборудование
5.1.
Бревно гимнастическое напольное
П
5.2.
Козел гимнастический
П
5.3.
Канат для лазанья
П
5.4.
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
П
5.5.
Стенка гимнастическая
П
5.6.
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
П
5.7.
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
П
22
5.8.
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
К
5.9.
Палка гимнастическая
К
5.10.
Скакалка детская
К
5.11.
Мат гимнастический
П
5.12.
Гимнастический подкидной мостик
Д
5.13.
Кегли
К
5.14.
Обруч пластиковый детский
Д
5.15.
Планка для прыжков в высоту
Д
5.16.
Стойка для прыжков в высоту
Д
5.17.
Флажки: разметочные с опорой, стартовые
Д
5.18.
Лента финишная
5.19.
Рулетка измерительная
К
5.20.
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
5.21.
Лыжи детские (с креплениями и палками)
П
23
5.22.
Щит баскетбольный тренировочный
Д
5.23.
Сетка для переноски и хранения мячей
П
5.24.
Сетка волейбольная
Д
5.25.
Аптечка
Д
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект
24