Развитие психомоторики и сенсорных процессов (РПСП) для 1 "Б" класса со множественными нарушениями в развитии
Автор: Горащенкова Лилия Марсельевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ "Набережночелнинская школа № 68 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан Наименование материала: рабочая программа Тема: Развитие психомоторики и сенсорных процессов (РПСП) для 1 "Б" класса со множественными нарушениями в развитии Раздел: среднее образование
ГБОУ «Набережночелнинская школа № 68»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от _____2016 г.№__
Введено приказом от___2016 г.
Директор ГБОУ
«Набережночелнинская школа
№ 68»
___________ Доценко Е.Б.
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету: Развитие психомоторики и сенсорных процессов (РПСП) для 1 «Б» класса (2 часа в неделю, 66 часов в год)
Составитель: Горащенкова Лилия Марсельевна (педагог-психолог, высшая квалификационная категория)
«Согласовано»
Заместитель директора: __________ Гараева Г.Э. от_________2016г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от____2016 г. №____
Руководитель МО ________ Шаяхметова М.Ф. от_________2016 г.
Подпись Ф.И.О.
Планируемые результаты развития психомоторики и сенсорных процессов
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит
возможность
научиться
Развитие слухового
восприятия
2.1. Различение
звуков
окружающей
действительности
Различать звуки
окружающей
действительности:
звук воды, песка,
падения камней, ход
часов, звук сотового
телефона, звук
вертолета, самолета,
машины, сигнал
поезда, сигнал
парохода, стук
молотка, звук
ножниц, звук
фотоаппарата.
Различать звуки
домашних
животных: собаки,
кошки, коровы,
овцы, ослика,
лошади, свиньи;
звуки домашней
птицы: петуха,
курицы, утки, гуся,
индюка.
Различать звуки
диких животных:
медведя, волка, льва,
Соотносить звук и
предмет.
Соотносить звук и
животное. Соотносить
звук и птицу.
Соотносить звук и
музыкальный
инструмент.
О владение
л о г и ч е с к и м и
действиями
сравнения,
анализа,
с и н т е з а ,
о б о б щ е н и я ,
классификации по родовидовым
признакам
на
наглядном
и
д о с т у п н о м
в е р б а л ь н о м
м а т е р и а л е ,
н а
о с н о в е
практической деятельности;
Осознанное
действие
по
словесной
инструкции
д л я
р е ш е н и я
п р а к т и ч е с к и х
и
учебных задач;
Формирование положительного
отношения к школе и учебной
деятельности.
Развитие представлений о
новой социальной роли
ученика.
Развитие самостоятельности в
выполнении элементарной
предметно- практической
деятельности.
Формирование предпосылок к
эстетическому восприятию
окружающего мира.
Социально-эмоциональное
участие в процессе общения,
развитие навыка
сотрудничества со взрослым и
свестниками.
Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей;
Формирование навыков
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
2. 2. Развитие
речевого слуха:
а) восприятие и
воспроизведение
простого и
сложного ритма;
б) различение
звуков и
звукосочетаний;
в) ритмическая
речь.
слона.
Различать звуки:
пианино, гармошки,
скрипки,
виолончели, флейты,
гобоя, волынки,
арфы, трубы,
треугольника,
тарелок, литавры.
Воспроизводить
простые и сложные
ритмы,
прохлопывать,
простукивать.
Воспроизводить
звуки и
звукосочетания
Воспроизводить
звуки и
звукосочетания
с движениями
Слышать
ритмический рисунок
Называть правильно
звуки и
звукосочетания,
ориентируясь в
пространстве
Называть правильно
звуки и
звукосочетания с
движениями
взаимодействия;
Способствовать к осмыслению
и дифференциации картины
мира, ее временно-
пространственной организации;
Изучение свойств
предметов.
Выделение из
группы одного или
нескольких
предметов,
обладающих
определенными
свойствами:
2.1. по цвету и
форме;
2.2. по
назначению.
Находить и выделять
предмет по цвету и
форме, по
назначению
Группировать по
свойствам предметы
Сравнение
предметов по
размерам
Понимать смысл
слов: большой –
маленький; длинный
– короткий; широкий
– узкий; высокий-
низкий; глубокий-
мелкий
Сравнивать предметы
по размеру, по
величине, по длине,
по ширине, по высоте,
по глубине
Сравнение
предметов по массе
Понимать смысл:
легкий- тяжелый
Сравнивать предметы
по массе
Развитие и
совершенствование
движений пальцев
рук
Рисовать
пальчиками,
застегивать
пуговицы,
шнуровать, лепить
пирожки из песка,
Развить мелкую
моторику рук
строить из мозаики,
нанизывать бусины
Сравнение
предметов по
форме. Знакомство
учащихся с
геометрическими
телами
Понимать и
находить: круг,
треугольник, овал,
квадрат,
прямоугольник
Сравнивать предметы
по форме
Уточнение знаний
учащихся о цвете
Понимать и находить
цвета: красный,
желтый, зеленый,
синий, белый.
Знать цвета: красный,
желтый, зеленый,
синий, белый.
Знакомство
учащихся с
материалом, из
которого
изготавливаются
предметы
Понимать и
находить:
деревянный,
стеклянный,
бумажный,
металлический,
ткань.
Понимать и находить:
деревянный,
стеклянный,
бумажный,
металлический, ткань.
Содержание учебного предмета: Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Название раздела
Краткое содержание
Количество
1. Развитие слухового
восприятия
1.1.
Различение звуков
окружающей
действительности
1.2.
. Развитие
речевого слуха
Различение звуков окружающей действительности: звука часов, фотоаппарата, машины,
парохода, вертолета, самолета, молотка, сотового телефона; звуков природы воды, песка,
камня ; звуков домашних животных: кошки, собаки, коровы, свиньи, лошади, ослика; звуков
диких животных: слона, медведя, волка, льва; звуков птиц: индюка, гуся, голубя, воробья,
петуха.
Восприятие и воспроизведение простого и сложного ритма. Различение звуков и
звукосочетаний, определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди
— сзади). Ритмическая речь.
19ч.
8ч.
11ч.
2.
Изучение свойств
предметов.
2.1.Выделение из
группы одного или
нескольких предметов,
обладающих
определенными
свойствами: по цвету
и форме
2.2. Выделение из
группы одного или
Выделять круг, находить предметы круглые. Выделять квадрат, находить квадратные
предметы. Выделять треугольник, находить треугольные предметы. Выделять
прямоугольник, находить прямоугольные предметы.
Выделять из группы предметов один по назначению.
7ч.
4ч.
3ч.
нескольких предметов,
обладающих
определенными
свойствами: по
назначению
3.
Сравнение предметов
по размерам, по
длине, высоте,
глубине, по ширине.
.
.
Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине,
по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. Учить
детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность
изменений.Словарь: большой, маленький, больше, меньше, одинаковой величины, длинный,
короткий, длиннее, короче,, одинаковой длины, тонкий, тоньше, толстый, толще, широкий,
узкий, шире, уже, одинаковой ширины, высокий, низкий, выше, ниже, одинаковой высоты,
глубокий, мелкий, глубже, мельче, одинаковой глубины
8ч
4.
Сравнение предметов
по массе
Учить находить легкие предметы и тяжелые. Словарь: легкий-тяжелый.
4ч.
5. Развитие и
совершенствование
движений пальцев рук
Построение дорожки из мозаики, построение паровозика, рисование пальчиками на песке
на планшете, рисование руками на мокром песке, нанизывание бусин, застегивание
пуговицы, шнуровка, лепка пирожков из песка
8ч.
6.
Сравнение предметов
по форме. Знакомство
учащихся с
геометрическими телами
обозначение формы
предмета словом.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. Выделение формы
предмета. Выделение геометрических фигур в конструкции предметов. Составление
орнаментов из геометрических фигур по образцу.Работа с геометрическим конструктором.
5ч.
7.
Уточнение знаний
учащихся о цвете
Знания, умения, навыки: учить последовательному расположению цветов в спектре.
Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом.
5ч.
Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски, Учить
выкладывать из мозаики панно на разные сюжеты. Закрепить у учащихся умение
группировать однородные предметы по цвету.
Упражнения в составлении комбинаций из полосок, расположение их в определенной
последовательности и направлении (по образцу, по памяти, по словесной инструкции).
Слуховой и геометрический диктанты, зрительный диктант. Игры, наглядность: шаблоны,
трафареты. Геометрические фигуры, полоски, столики с отверстиями и грибками разного
цвета. Мозаика. (Выложить на цветном поле картинки на темы:«Развесь воздушные шары»,
«Улетающие шары», «Красивый букет»). Палочки, полоски, геометрические фигуры, тела
разного цвета. Цветные полоски.
8. Знакомство учащихся с
материалом, из которого
изготавливаются
предметы
Различение предметен по материалу: дерево, стекло, металл, материя (ситец, шелк,
трикотаж, шерсть).
Словарь: деревянный, стеклянный, металлический, шелковое, , из материи, из металла.
Игры, наглядность: образцы предметов из дерева, стекла, бумаги, металла, ткани.
Домино: «Из чего сделано?». Образцы материи.
10ч.
Календарно-тематическое планирование
УМК (Шипицына Л.М.
Коррекция и развитие.Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта.)
№
Изучаемый раздел, тема урока
Кол-во часов
Календарные сроки
Основные виды деятельности
обучающихся
Планируемые
сроки
Фактические сроки
1
Развитие слухового восприятия
2.1. Различение звуков
окружающей действительности
Тема урока «Звуки окружающей
среды »
Тема урока «Звуки природы»
Тема урока «Музыкальные звуки –
клавишные инструменты»
Тема урока «Музыкальные звуки –
ударные инструменты»
Тема урока «Музыкальные звуки –
струнные инструменты»
Тема урока «домашние животные
– мир звуков – кошка, собака,
лошадь, корова, свинья»
Тема урока «домашние птицы –
мир звуков –петух, курица, утка,
гусь »
Тема урока «дикие животные –
медведь, волк, лев, слон»
19ч
8ч
1ч
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
5.09.2016
9.09.2016
16.09.2016
19.09.2016
23.09.2016
26.09.2016
30.09.2016
3.10.2016
Опыты: игра с водой и
камушками, игра с сухим песком
и ведерком, с крупами.
Коробочки с крупами, песком.
Звучащие игрушки: маракасы,
колокольчики, молоточки,
дудки. Игра «Загадки звуков»,
игра «Звуки музыкальных
инструментов», игра «Морские
сердца», игра «Домашние
животные», игра «Дикие
животные», игра «Кто сказал
«Му»?» . игра «В гостях у
жучков». Игра с БОС «Возьми и
сделай»
2. 2. Развитие речевого
слуха:
а) восприятие и
воспроизведение простого и
сложного ритма;
тема урока: «Ритмы в жизни»
тема урока: «Простой ритм и
сложный»
б) различение звуков и
звукосочетаний;
Тема урока: «Издаем звуки»
Тема урока: «Догадайся, откуда
звук». Определение направления
11ч.
2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
6ч.
7.10.2016
10.10.2016
14.10.2016
17.10.2016
21.10.2016
Игра «Правильный банан»
Игры, наглядность: «Постучи, как
я». «Что ты слышишь?».
«Похлопай, как я».
Игры, наглядность: «Постучи,
как я». «Что ты слышишь?».
«Похлопай, как я».
Игра «Тик-так звуки», игра
«Пожужжим», игра «Игрозвуки»,
игра «Кто как голос подает?»,
игра «Чудесный мешочек», игра
«Не будите до весны», .
звука в пространстве (справа —
слева — спереди — сзади).
Тема урока: «Звуки природы»
в) ритмическая речь.
Тема: «Потешки»
Тема: «Игры с движениями»
Тема: «Пальчиковая гимнастика» с
речетативом
Тема: «Пальчиковые игры»
Тема: «Кукольный театр»
Тема: «Рисование пальчиками на
песке с проговариванием слогов»
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
24.10.2016
28.10.2016
7.11.2016
11.11.2016
14.11.2016
18.11.2016
Игра «Тик-так звуки», игра
«Пожужжим», игра «Игрозвуки»,
игра «Кто как голос подает?».
Игра «Тик-так звуки», игра
«Пожужжим», игра «Игрозвуки»,
игра «Кто как голос подает?».
Потешки с движениями, «Мишка
косолапый», «Идет коза рогатая»,
«Кисонька, мурысонька»,
пальчиковые игры.
Игры с речетативом и
движениями «Шла коза по лесу»,
«Меня укусил гиппопатам», «Мы
охотились на льва», пальчиковые
игры с речетативом.
2
Изучение свойств предметов.
Выделение из группы одного или
нескольких предметов,
обладающих определенными
свойствами:
2.1. по цвету и форме;
Тема: « Круг»
Тема: «Квадрат»
Тема: «Треугольник»
Тема: «Прямоугольник»
2.2. по назначению.
Тема: «Посуда»
Тема: «Одежда»
Тема: «Фрукты»
7ч
4ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
21.11.2016
25.11.2016
28.11.2016
2.12.2016
5.12.2016
9.12.2016
12.12.2016
Задание 28 «Аутизон»
Задание 29, 34, «Аутизон»
Игры, наглядность:
натуральные предметы, игрушки.
Игры «Потерянный хвост», «По
домам», «Комариная школа»,
«Мышкин завтрак», «По домам»,
«Фрукты-овощи», «Фокус-покус»
Задание 30, 31, 32 «Аутизон»
3
Сравнение предметов по размерам
Тема: Сравнение предметов по
размерам: больше, меньше,
одинаковой величины.
Тема: Сравнение предметов
подлине: длиннее, короче,
одинаковой длины.
Тема: Сравнение предметов по
ширине: шире, уже, одинаковой
ширины.
Тема: Сравнение предметов по
высоте: выше, ниже, одинаковой
высоты.
Тема: Сравнение предметов по
глубине: глубже, мельче,
одинаковой глубины.
Тема: Сравнение предметов по
ширине: толще, тоньше,
одинаковой толщины.
7. Дифференциация
Определение понятий при
сравнении предметов по размерам.
8ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
16.12.2016
19.12. 2016
23.12.2016
9.01.2017
13.01.2017
16.01.2017
20.01.2017
Задание 16, 17, 18, 19, 20, 28
«Аутизон»
Игры, наглядность: «Матрешки»
(«В какую коробку»), «Сломанная
лестница», проталкивание
предметов в отверстия по
величине. Палочки в ряд по
убывающей длине, «Сложи
дощечки по ширине», задания
4
Сравнение предметов по массе
Тема: Сравнение предметов
Тема: Сравнение предметов
Тема: Сравнение предметов
Тема: Сравнение предметов
4ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
23.01.2017
27.01.2017
30.01.2017
3.02.2017
Игры, наглядность: тяжелые и
легкие предметы. Коробочки с
песком, мелом, ватой и др.
материалами
5
Развитие и совершенствование
движений пальцев рук
Тема: Построение дорожки из
мозаики
Тема: Построение паровозика
Тема: Рисование пальчиками на
песке на планшете
Тема: Рисование руками на
мокром песке
Тема: Нанизывание бусин
Тема: Застегивание пуговицы,
шнуровка
Тема: Пирожки из песка
8ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
6.02.2017
10.02.2017
20.02.2017
24.02.2017
27.02.2017
3.03.2017
6.03.2017
Игры с песком. Игры,
наглядность: лего, пособия для
шнуровки, застегивания. Образцы
круп. Пуговицы, бусинки,
мозаика.
6
Сравнение предметов по форме.
Знакомство учащихся с
геометрическими телами
Тема: Формирование сенсорных
эталонов плоскостных
геометрических фигур
Тема: Выделение формы предмета;
обозначение формы предмета
словом.
Тема: Выделение геометрических
фигур в конструкции предметов.
Тема: Составление орнаментов из
геометрических фигур по образцу.
Тема: Работа с геометрическим
конструктором.
5ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
10.03.2017
13.03.2017
17.03.2017
31.03.2017
Игры, наглядность: шар, куб,
бруски. Проталкивание
геометрических тел в отверстие
крышки, коробки. Построение
башен лесенок и т. п. Предметы,
похожие на брус, куб, шар. Игра
«чудесный мешочек» (найти на
ощупь).
Игры, наглядность: набор
геометрических фигур,
геометрическое лото,
геометрическое домино, мозаика,
доски Сегена (решетки).
Игры типа: выложи предмет
(домик, человечка, вагончик, типу,
паровоз).
1ч.
3.04.2017
7
Уточнение знаний учащихся о
цвете
Тема: «Красная сказка»
Тема: «Желтая сказка»
Тема: «Зеленая сказка»
Тема: «Синяя сказка»
Тема: «Белая сказка»
5ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
.
7.04.2017
10.04.2017
14.04.2017
17.04.2017
21.04.2017
Задание 21 «Аутизон»,
Практическая работа с
определенной краской,
нахождение предметов
определенного цвета, игра «Суп с
пауком», лепка из пластилина
колбаски, шарика. Игры,
наглядность: натуральные
предметы, игрушки. Рисование
пальчиками.
Знания, умения, навыки: учить
последовательному
расположению цветов в спектре.
Учить обводить по шаблону
фигуры и предметы и
закрашивать их определенным
цветом. Учить различать
предметы по цвету при
предъявлении предметов разной
окраски, Учить выкладывать из
мозаики панно на разные сюжеты.
Закрепить у учащихся умение
группировать однородные
предметы по цвету.
Упражнения в составлении
комбинаций из полосок,
расположение их в определенной
последовательности и
направлении (по образцу, по
памяти, по словесной
инструкции). Слуховой и
геометрический диктанты,
зрительный диктант.
Словарь: цвета радуги,
мозаика, предметы разного цвета,
комбинации из полосок.
Игры, наглядность: шаблоны,
трафареты. Геометрические
фигуры, полоски, столики с
отверстиями и грибками разного
цвета. Мозаика. (Выложить на
цветном поле картинки на
темы:«Развесь воздушные шары»,
«Улетающие шары», «Красивый
букет»). Палочки, полоски,
геометрические фигуры, тела
разного цвета. Цветные полоски.
Букварь.
8
Знакомство учащихся с
материалом, из которого
изготавливаются предметы
Тема: «Деревянные предметы»
10ч.
1ч
1ч.
1ч.
24.04.2017
28.04.2017
5.05.2017
Знание, умения, навыки:
различение предметен по
материалу: дерево, стекло,
Тема: «Стеклянные предметы»
Тема: «Металлические предметы»
Тема:
Сминание
м а т е р и а л а
(салфетки,
туалетная
бумага,
бумажные
полотенца,
газет а,
цветная,
папиросная
бумага,
калька и др.) двумя руками (одной
рукой, пальцами).
Т е м а : Разрывание
материала
( б у м а г у,
в а т у,
п р и р о д н ы й
м а т е р и а л )
д в у м я
р у к а м и ,
направляя руки в разные стороны
(двумя
руками,
направляя
одну
руку к себе, другую руку от себя;
пальцами
обеих
рук,
направляя
одну руку к себе, другую руку от
себя).
Тема:
Размазывание
материала
руками
(сверху
вниз,
с л е ва
направо, по кругу).
Тема:
Разминание
материала
( т е с т о ,
п л а с т и л и н ,
г л и н а ,
пластичная
масса)
двумя
руками
(одной рукой).
Тема:
Пересыпание
материала
(крупа,
песок,
земля,
мелкие
предметы)
двумя
руками,
с
использованием
инструмента
(лопатка, стаканчик и др.).
Тема:Переливание
материала
( в о д а )
д в у м я
р у к а м и
( с
использованием
инструмента
(стаканчик, ложка и др.)).
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
5.05.2017
12.05.2017
15.05.2017
19.05.2017
22.05.2017
26.05.2017
29.05.2017
металл, материя (ситец, шелк,
трикотаж, шерсть).
Словарь: деревянный,
стеклянный, металлический,
шелковое, , из материи, из
металла.
Игры, наглядность: образцы
предметов из дерева, стекла,
бумаги, металла, ткани. Домино:
«Из чего сделано?». Образцы
материи.