Напоминание

Организация и взаимодействие педагога с воспитанниками в ДОО на стадиях развития игры


Автор: Крисько Валерия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация и взаимодействие педагога с воспитанниками в ДОО на стадиях развития игры
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация и взаимодействие педагога с воспитанниками

на стадиях развития игры детей в ДОО
Крисько Валерия Витальевна, воспитатель МБ ДОУ "Детский сад №37",г.Новокузнецк Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира. На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается. Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, т акой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить 1
внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями (рисунок 1) рисунок 1 К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается 2
как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни. На каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр.
Ранний возраст (2-3 года) -

игры в отдельные действия взрослых.
Сюда относятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями. По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет. В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей. Иначе говоря,
в играх этого уровня еще нет взаимодействия персонажей.
Если же к трём с половиной годам ребёнок всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. 3
Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.
Младший дошкольный возраст (3-4 года):

простые ролевые игры.
«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр. Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!». По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей, и они вступают в диалог друг с другом - до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш» был бессловесным объектом действия. Теперь тот же «малыш» становится активным действующим лицом: он может капризничать и не хотеть спать, может просить рассказать сказку или спеть песенку. Поэтому простые ролевые игры помогают ребёнку осваивать многие повседневные роли, такие как роль пациента на приёме у врача, роль пришедшего в дом гостя или роль покупателя в магазине. Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже если он играет один. Хорошо развитый ребенок достигает уровня простых ролевых игр в два - два с половиной года в совместной со взрослым игре и в возрасте около 4
трех лет в самостоятельной игре. Если с ребенком играют мало – он достигает этого уровня в совместной игре в три-четыре года, а в самостоятельной – в четыре-пять лет и может так на нем и остановиться. В этом возрасте очень важны совместные игры со взрослым с целой цепочкой действий по роли.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет):

сюжетно-ролевые игры.
Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу» на «машине» или на «электричке», затем «папа» копает или поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами и так далее. Такое усложнение структуры игры – это важный признак развития сознания ребенка, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.). В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношения персонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить и договариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения самих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит. 5
Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участие взрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые и взаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.
Предшкольный возраст (6-7 лет):

творческие сюжетные игры.
От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей. Если ребенок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. Задача педагога на этом этапе создавать все необходимые условия для реализации творческих задумок детей. Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием. Исходя из этого принципа ученые выделяют 3 группы методов (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, С.Л.Новоселова и др.).(таблица 1) 6

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой

Первая группа методов

Вторая группа методов

Третья группа методов

связана с обогащением детей

знаниями, впечатлениями,

представлениями об окружающей жизни.

это методы, способствующие становлению и

развитию игровой деятельности.

связана с обучением детей

конструированию из строительного

материала и обыгрыванию построек,

изготовлению игрушек.
К ним можно отнести  наблюдения;  экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий;  эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу;  беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;  рассказ воспитателя, сопровождаемый д е м о н с т р а ц и е й с п е ц и а л ь н о подобранных фотографий, картин, р е п р о д у к ц и й о с о б ы т и я х , происходящих в стране;  составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;  индивидуальные беседы с детьми, С р е д и н и х в а ж н о е м е с т о з а н и м а е т непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. П ед а го г у ч и т ы в а е т и н д и в и д у а л ь н ы е особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и  Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению и г р у ш е к и з п р и р о д н о г о и д о п о л н и т е л ь н о г о м а т е р и а л а (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.  Немаловажную роль для развития и г р ы и м е е т у м е н и е д е т е й использовать предметы-заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети в н е с у т , т е м и н т е р е с н е е и содержательнее игра. 7
уточняющие знания, представления д о ш к о л ь н и к о в о я в л е н и я х общественной жизни, о моральных категориях;  и н с ц е н и р о в к и л и т е р а т у р н ы х произведений с испол ь зо ванием игрушек, персонажей кукольного театра;  этические беседы. др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий. Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтения отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли. Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения о т н о с и т е л ь н о р о л е в ы х д е й с т в и й , н а выразительность речи, мимики, жестов. 8
Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий: сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. А самое главное, нам, педагогам следует помнить, что доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.
Литература
1. Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 1991. 2. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981. 3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991. 4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983. 9
5. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981 6. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988. 7. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985 8. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997г. 9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 10. Урунтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992 10


В раздел образования