Автор: Котельникова Лариса Анатольевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №49 Населённый пункт: г.Белгород Наименование материала: статья Тема: ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС Раздел: среднее образование
учитель английского языка
МБОУ СОШ №49, г.Белгород
Вопросы оценки знаний являются сложнейшими педагогическими
проблемами. Без обратной связи управление любым процессом не может
быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники
образовательного процесса: ученики, учителя, родители.
При
проектировании
системы
оценки
достижения
планируемых
результатов следует учитывать, что в рамках ФГОС она должна обеспечивать
несколько важных функций:
Функцию
ориентации
образовательного
процесса
на
духовно-
нравственное развитие и воспитание школьников
Функцию обеспечения эффективной «обратной связи», позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом, корректировать
его содержание и организацию
Функцию
обеспечения
единства
образования
в
условиях
широкой
вариативности
образовательных
программ
и
индивидуальных
образовательных траекторий
Функцию мотивации учебной деятельности школьников
Инновационный
подход
к
оценке
требует
радикального
изменения
традиционной философии оценки по следующей системе проекций:
Традиционная
Инновационная
1. Дискретность
1. Непрерывность
При
традиционном
оценивании
обучение
рассматривается
как
дробный процесс: оно завершается
и фиксируется на этапе итоговой
оценки.
Основная
идея
нового
п од ход а
заключается
в
том,
что
обучение
признаётся непрерывным процессом и
переходит
к
оцениванию процесса
движения к результату. Учащийся имеет
право
на
ошибку,
которая,
будучи
исправленной, считается прогрессом в
обучении.
2. Фрагментарность
2. Системность
Традиционная
оценка
как
бы
привязана к той или иной теме в
рамках
отдельного
предмета.
Эти
знания
в
большинстве
своём
фрагментарны.
Новый
подход
к
оценке
предполагает
замер
сформированности
системных
межпредметных знаний и обобщённых
умений.
Оценка
направлена
н а
измерение не «книжных», а жизненных
знаний и умений.
3. Единичность
3. Множественность
Инструментарий
традиционной
системы
оценки
ограничен:
это
либо
самостоятельные,
либо
контрольные работы.
Н о в ы й
п о д х о д
п р е д п о л а г а е т
множественность
процедур
и
методов
оценки: вариативность инструментария
и средств, измерение различных форм
интеллекта и т.п.
4. Количественность
4. Качественность
Традиционная
количе ственная
о ц е н ка
н е
в с е гд а
о т р а ж а е т
реальные творческие способности
учащихся,
более
того,
иногда
соотносится
скорее
со
степенью
прилежания
ученика,
нежели
с
уровнем
его
творческих
качеств.
Из поля зрения зачастую выпадают
такие
важные
характеристики,как
ком м у н и кат и в н о с т ь
у м е н и е
работать в команде, отношение к
предмету,
индивидуальный
стиль
мыслительной деятельности и др.
Учитывается
качественная
оценочная
информация,
полученная
в
процессе
наблюдений,
бе сед,
интервью
с
учащимся,
анализа
его
у ч е б н о -
познавательной
деятельности.
Это
позволяет
значительно
обогатить
оценку, отразить «невидимые» моменты
в учебно-познавательной деятельности
учащегося,
обеспечить
всестороннее
видение его способностей.
Акцент
переносится
с сиюминутных знаний
учащегося
на
его
перспективный
потенциал
5. Жёсткость
5. Гибкость
Традиционная
система
жёстко
детерминирована
директивными
н о рмат и ва м и
( с т а н д а р т а м и ,
временным
фактором
и
т.д.).
Жёсткость
оценки
порождает
ряд
н е г а т и в н ы х
я в л е н и й .
Н е
принимается
во
внимание,
что
творческий фактор всегда вступает
в
п р о т и в о р е ч и е
с
з а р а н е е
з а д а н н ы м и
в
д е я т е л ь н о с т и
рамками.
Новый подход предполагает оценивать
всё, что учащийся знает и умеет, причём
широко поощряется выход за пределы
у с т а н о в л е н н о й
п р о г р а м м ы
и
стандартов. Фактор времени перестаёт
быть одним из основных критериев, в
о с о б е н н о с т и
п р и
в ы п о л н е н и и
творческих
работ
и
проектов.
Он
уступает место фактору эффективности
образования.
6. Искусственность
6. Естественность
П р о ц е д у р а
б о л ь ш и н с т в а
традиционных
форм
оценивания
искусственна и, более того, носит
ярко
выраженный
стрессовый
характер для обучаемых.
Объективное
оценивание
должно
проводиться
в
естественных
для
обучаемого
условиях,
снимающих
стресс
и
напряжение.
Поэтому
при
н о в ом
п од ход е
б ол ь ш о е
м е с т о
занимают
нетрадиционные
формы
оценки беседа, интервью, диалог и т.д.
7. Оценка
7. Самооценка
При традиционном оценивании все
рычаги контроля находятся в руках
у ч и т е л я :
о н
у к а з ы в а е т
н а
При
новом
подходе
поощряет ся
взаимооценивание
у ч а щ и х с я ,
признаётся
их
право
на самооценку,
недостатки
и
пробелы
в
знаниях
обучаемого.
При
выполнении
самостоятельных
и
контрольных
работ
в
большинстве
случаев
в з а и м о д е й с т в и е
у ч и т е л я
и
у ч а щ е г о с я
п о л н о с т ь ю
исключается.
усиливается
элемент
самоконтроля
и
повышения ответственности за процесс
и результат обучения. Функции учителя
к а к
с у д ь и
и
к о н т р о л ё р а
т р а н с ф о р м и р у ют с я
в
д е й с т в и я
консультанта и помощника.
Существует непреложный закон развития : любая качественно новая система
не может быть построена, если условием ее внедрения является мгновенный
отказ от старых традиций и опыта. Оценка неизбежно будет выражаться в
какой бы то ни было отметке, просто выраженной в другой форме. Реформа
системы оценивания выполнит свою педагогическую миссию только в том
случае, если начав использовать новые средства и формы работы наряду со
старыми, учителя, дети и их родители сами откажутся от использования
пятибалльной отметки
Список использованной литературы
1.
Данилов,
Д.Д.
Технологии
оценивания
образовательных
достижений
(учебных успехов) учащихся / Д.Д. Данилов // Образовательные технологии :
сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – С. 90–115.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе :
от
действия
к
мысли
:
пос.
для
учителя
/
А.Г.
Асмолов
[и
др.].–
М.
:
Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего
образования
:
проект
/
Рос.
акад.
образования
;
под
ред.
А.М.
Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.
4.
Найн,
А.Я.
Контроль
и
оценка
учебной
деятельности
обучаемых
в
процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. – Челябинск :
ЧФ ИРПО МО РФ, 1995. – С. 142–153. 5. Чошанов, М.А. Школьная оценка :
старые проблемы и новые перспективы / М.А. Чошанов // Педагогика. –
2000.– № 10. – С. 95–99.
5. Ковель, М.И. Диалектика учебного процесса.. — Красноярск, СибГТУ,
2 0 0 9 .
—
1 8 0
с .
6.
Симоненко,
И.А.
Развитие
адекватности
и
устойчивости
самооценки
младшего
школьника
в
учебной
деятельности
М.:
2000,
22
с .
7. Щинова «Образование и культура в развитии современного общества» Ч.II.
— Новосибирск, 2009. — С.445–447.