Автор: Оганесян Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС№1" Населённый пункт: Станица Староминская Краснодарский край Наименование материала: конспект Тема: "Чудо цветы" Раздел: дошкольное образование
Образовательные:
учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами
по мотивам народного искусства;
продолжать освоение техники рельефной лепки;
показать
варианты
изображения
сложных
венчиков
и
отдельных
лепестков.
Развивающие:
развивать чувство ритма и композиции.
Воспитательные:
воспитывать
художественный
вкус,
вызвать
интерес
к
оформлению
интерьера.
Оборудование: керамические плитки или картонные квадратики размером
10x10,15x15,20x20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз;
2-3
произведения
декоративно-прикладного
искусства
с
цветочными
элементами декора, например, семёновская матрёшка, городецкая разделоч-
ная
доска,
гжельская
посуда,
хохломская
ложка,
вологодское
кружево,
писанка (миниатюра на яйце) и пр.
Рекомендуемые пособия, литература:
Плакаты «Изразцы», «Синяя Гжель», «Золотая Хохлома», «Чудо-цветы».
Таблица с вариантами цветочных декоративных элементов.
Комплект карточек «Бумажный фольклор» (цветок, вазон, букет, венок,
гирлянда, дерево жизни).
Альбом для детского художественного творчества «Изразцы» (автор И.А.
Лыкова).
Ход:
Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно-
прикладного искусства с растительным декором. Особое внимание обращает
на цветочные элементы и с помощью таблицы показывает их декоративные
варианты.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что с давних-давних времен люди
изображают цветы на своей одежде, посуде и даже мебели: рисуют, вырезают,
вышивают, ткут, плетут и т.д.
Выставляет карточки «Цветок», «Вазон» «Букет», «Венок», «Гирлянда»,
«Дереве жизни» из комплекта «Бумажный фольклор» и сообщает, что эти
варианты цветочных композиций встречаются в разных видах декоративно-
прикладного искусства - в росписи, вышивке, ткачестве, ковроделии...
Воспитатель: Но, оказывается, есть ещё один вид народного искусства, в
котором цветы «согревали» людей холодной зимой и радовали жарким летом.
Это изразцы - керамические плитки с узором, которым облицовывали печи.
Техника создания изразцов настолько увлекательна, что и мы с вами можем
мастерить
нечто
подобное.
Конечно
же,
у
нас
получатся
не
настоящие
изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-
прикладного
искусства.
Но
сначала
совершим
небольшое
путешествие
в
историю промысла.
Примерное содержание искусствоведческого рассказа для детей.
«ТАКОЕ ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО - ИЗРАЗЦЫ!»
Керамические плитки известны на Руси с XI—XII веков. Поначалу они
создавались
для
украшения
соборов
и
других
зданий
как
декоративно-
архитектурный элемент, а чуть позднее вошли в интерьеры жилищ, людей
разных сословий. Это широко известные печные и придверные изразцы.
Изготовление изразца начиналось с формовки. После формовки изразец
дважды обжигали и расписывали. Для первого обжига роспись выполняется
цветными глинами - ангобами. Сначала сырой изразец покрывают белым
ангобом,
по
нему
шилом
гравируют
рисунок
на
такую
глубину,
чтобы
проступил темный фон глины. Потом отдельные части процарапанного узора
закрашивают красно-коричневыми ангобами и отправляют на первый обжиг.
Затем продолжают оформление керамическими красками – желтой, зеленой,
иногда синей, покрывают глазурью и обжигают повторно.
Керамическая роспись и лепнина всегда связаны с формой изделия.
Приступая к росписи предмета, мастер изучает его форму и придумывает
такой
узор,
который
подчеркнет
красоту
формы,
пропорций
и
выразительность деталей.
На изразцах, которые всегда имеют форму квадрата, цветы, букеты, ветки,
гирлянды, вазоны чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему
построению называются центрическими. Одинарный цветок в центре обычно
довольно крупный. Если цветок не очень большой, можно украсить и уголки
изразца - цветками, листочками, ягодками.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «БРАТЬЯ»
Вот забор.
В заборе щели.
Пальцы в них пролезть хотели.
Сунул голову Большак.
Дальше не пройти никак!
Вслед за ним застрял Указка.
Пальцы правой руки прижать друг к другу.
Раздвинуть пальцы.
Просунуть большой палец левой руки между
большим и указательным пальцами правой.
Крепко зажать большой палец.
Указательный
палец
левой
руки
между
Середняк хотел – напрасно!
Безымянный – безуспешно!
Хоть один прошёл? Конечно!
Щуплый, маленький мизинчик
Помощь братьям оказал:
Из щелей их всех достал.
указательным
и
средним
п а л ь ц а м и
правой, с р е д н и й
п а л е ц
л е в о й
р у к и
между с р е д н и м
и
б е з ы м я н н ы м
пальцами правой, мизинец
несколько
раз
согнуть – разогнуть, потом помахать им.
Каждый палец по очереди освободить из
плена.
Воспитатель: Цветы такие разные! Попробуем слепить для наших
пластилиновых изразцов такие же, как в природе, или придумаем свои -
необычные, сказочные.
Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (карандашом) точку в центре
и, если нужно, в уголках - на одинаковом расстоянии. Представим чудо-
цветок во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает
слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах - с
заднего плана). Берем кусочек глины (пластилина), раскатываем в шарик,
слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в
центре пластины. Это первый слой (венчик) лепестков. Берем еще один
кусочек глины - чуть меньше по размеру если лепим из глины, лучше взять
другой
цвет).
Снова
раскатываем
шарик
и
выкладываем
поверх
первой
лепешки, слегка прижимая. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее
выступать
над
поверхностью.
Украсим
его
красивой
маленькой
ягодкой.
Вернемся к первому слою, украсим и его - выложим по кругу жгутик или
прилепим
много
маленьких
шариков.
А
вокруг
нашего
слоеного
цветка
прилепим красивые лепестки: одинаковые или разные по размеру и форме,
одноцветные или многоцветные. Если захотим, прилепим в придачу ко всему
прочему: тычинки, листочки, бабочку или пчелку. И в уголках сделаем узор
из ягодок и листочков.
Дети самостоятельно лепят рельефные картины «Чудо-цветы».
Оформляется выставка «Чудо-цветы».