Автор: Манаенкова Светлана Викторовна Должность: учитель изо и обж Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72" Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области Наименование материала: конспект урока для 5 класса по ОБЖ с текстовыми стратегиями Тема: Водитель Раздел: среднее образование
Урок разработан учителем изобразительного
искусства и ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №72 с углубленным изучением английского языка»
Манаенковой Светланой Викторовной.
Конспект урока
по Основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе
Тема урока:
Водитель
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма
организации
учебной
работы
–
объяснение
нового
материала
с
использованием
предтекстовой,
текстовой
и
послетекстовой
стратегий
деятельности учащихся.
Цели урока:
знакомство с новым теоретическим материалом;
актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме
совершенствование навыков чтения;
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Объявление темы. Информационная часть с объяснением новых понятий.
– 5 мин.
3. Работа в соответствии с предтекстовой стратегией - 5 мин.
4. Работа в парах в соответствии с текстовой стратегией -18-24 мин.
5. Послетекстовая индивидуальная деятельность и обсуждение её результатов
- - 5 - 7 мин.
6. Подведение итогов - 3 – 5 мин.
7. Домашнее задание - 3 мин.
1
Материалы и оборудование:
1. Для учителя: таблица с суждениями на доске
2. Для учеников: тетрадь, учебник.
Ход урока:
1. Слова учителя: «Здравствуйте ребята! Мы завершаем знакомство с общими
обязанностями
и правилами безопасного поведения участников дорожного
движения.
В предыдущих параграфах вы изучили обязанности и правила
безопасного поведения пешеходов и пассажиров, ознакомились с основными
положениями Правил дорожного движения. Теперь мы приступаем к изучению
общих
обязанностей
и
правил
безопасного
поведения
главных
участников
дорожного движения – водителей. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и
тему урока «Водитель».
2.
(Предтекстовая
стратегия
«Ориентиры
предвосхищения»)
Прежде
чем
приступить к новому материалу, обратите внимание на таблицу на доске.
До чтения текста
Суждения
После чтения
текста
1.
В о д и т е л ь
–
э т о
ч е л о в е к ,
у п р а в л я ю щ и й
к а к и м - л и б о
транспортным средством.
2.
Водителем
считается
человек,
ведущий
по
дороге
вьючных
или
верховых
животных
или
ст адо
животных.
3.
Транспортное
средство
–
это
устройство,
предназначенное
для
перевозки по дорогам людей, грузов
или оборудования.
4.
Наличие или отсутствие двигателя
2
на транспортных средствах делит их
на
две
группы:
механические
и
немеханические.
5.
К немеханическим транспортным
средствам
относятся
велосипеды,
мопеды и прицепы.
6.
В е л о с и п е д
–
т р а н с п о р т н о е
средство,
имеющее
два
колеса
и
более
и
приводимое
в
движение
м у с к ул ь н о й
с и л о й
ч е л о в е к а ,
находящегося на нём.
3. Ознакомьтесь с приведёнными в таблице суждениями. Отметьте в своих
тетрадях, с чем вы согласны. Учтите, что суждения могут быть и неверными!
4.
(Текстовая
стратегия
«Чтение
про
себя
с
вопросами»)
А
сейчас
мы
поработаем в парах с текстом учебника. Цель этого задания – научиться читать
текст вдумчиво, задавая самому себе всё более сложные вопросы.
Прочитайте
первых
два
абзаца
и
задайте
классу
вопросы
на
основе
прочитанного. Все, кто знает ответ, отвечают.
- С чем мы завершаем знакомство в данном параграфе?
- Что мы изучили в предыдущих параграфах?
- К изучению чего мы приступаем?
5. Прочитайте про себя третий абзац. Задайте своему соседу по парте вопросы.
6. Прочитайте про себя четвёртый абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте
вопросы и отвечайте на них.
7. Проделайте аналогичную работу с последующими абзацами.
8 (Послетекстовая стратегия «Ориентиры предвосхищения») После проработки
всего текста предлагаю вернуться к таблице с суждениями. Отметьте ещё раз, с
какими
утверждениями
вы
согласны
теперь.
Если
ваш
ответ
изменился,
объясните, почему это произошло.
3
9. Итак, ребята. Подведём итоги.
- Кого можно назвать водителем?
-
Чем
механические
транспортные
средства
отличаются
от
немеханических?
- Почему выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на
дорогах с одной полосой движения?
- Сравните сигналы поворота и остановки, подаваемые велосипедистом и
регулировщиком. В чём их сходство и различие?
Вывод учителя: «Итак, сегодня вы узнали, кто такой водитель, что считается
транспортным средством, что относится к механическим и немеханическим
транспортным средствам, как обеспечит безопасность велосипедиста и какие у
него обязанности. В параграфе содержится много важной информации, поэтому
дома следует ещё раз внимательно перечитать материал, кратко сформулировать
правила
безопасного
поведения
велосипедиста
и
записать
их
в
дневник
безопасности. Запишите домашнее задание.
Всем спасибо за работу. До свидания».
.
Литература
1.
Смирнов А. Т.
4
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. –
М.: Просвещение, 2013.
2.
Сметанникова Н.Н.
Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие
для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011
5