Напоминание

Создание развивающей предметно – пространственной среды,ориентированной на воспитанников с ОВЗ


Автор: Данишкина Надежда Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область, город Краснотурьинск, ул.Рюмина,дом 24,кв.137
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание развивающей предметно – пространственной среды,ориентированной на воспитанников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г.о. Краснотурьинск
«Создание развивающей предметно – пространственной

среды,ориентированной на воспитанников с ОВЗ»
Старший воспитатель МА ДОУ № 32 Данишкина Надежда Николаевна, 2016 год 1
ВВЕДЕНИЕ Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом развитии, которые часто проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Именно коррекционно-развивающая среда в специализированной группе является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития слабовидящих детей от предметно-развивающей среды групп общеразвивающего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для слабовидящих детей.
Цель:
создание условий в специализированной группе для полноценного развития слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием через организацию коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
1. Внедрить в образовательную деятельность современные образовательные технологии. 2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. 3.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития детей с ОВЗ.
Условия:
созданная развивающая предметно- пространственная среда в специально созданных условиях, повысит эффективность усвоения ООП ДО слабовидящими детьми и будет способствовать формированию всесторонне развитой личности успешно адаптированной к окружающему миру и обществу. 2
. 1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1 СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Работая над созданием коррекционно - развивающей предметно-пространственной среды группы учитывалось то, что у слабовидящих детей отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, специфика контингента группы и выдержаны следующих принципов: - оптимальная насыщенность — материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду; разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.; стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место; доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка; полифункциональность, возможность трансформирования и т. д. Материал и оборудование подобраны для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская деятельности, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Для реализации данного направления был проведен анализ: - степени сформированности игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности и коммуникативных качеств детей; - степени заинтересованности родителей в вопросах образования ребенка, непосредственного вовлечения их в корреционно- образовательную деятельность на основе поддержки и образовательных инициатив семьи; - содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; - степени оснащённости пространственно - развивающей среды с коррекционным содержанием в группе. 3
Таким образом, выявились
проблемы:
Недостаточное использование в образовательной деятельности форм и методов работы со слабовидящими детьми с применением сохранных анализаторов и, как следствие, у детей нет поддержания инициативы и самостоятельности в специфических для них видах деятельности; непонимание родителями необходимости построения образовательной деятельности на основе взаимодействия всех участников коррекционной работы ориентированного на интересы и возможности каждого слабовидящего ребенка с учетом ситуации его развития; недостаточное оснащение группы дидактическим, наглядно – демонстрационным материалом коррекционного содержания.

Для решения выявленных проблем было запланировано следующее: 1. изучение нормативно – правовых документов, программ и технологий по коррекционному и инклюзивному образованию со слабовидящими воспитанниками; 2. обогащение развивающей предметно – пространственной среды; использование современных педагогических и оздоровительных технологий. 1.2 ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основываясь на нормативно - правовые документы: Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ (Собрание законодательства РФ, 1995 г. № 48, статья 4563), Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных ОУ», приказа № 379 от 04.08.2008 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении форм индивидуальных программ реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида», выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядок разработки и реализации», на труды профессоров и докторов в области медицины, труды ведущих педагогов по коррекционному и инклюзивному образованию детей дошкольного возраста, с опорой на истории болезни и диагнозы слабовидящих детей конкретного контингента воспитанников группы разработани апробирован в об учебно-методический комплект с целью обеспечения равных возможностей для полноценного развития слабовидящих детей: 1) рабочая программа по освоению детьми с амблиопией и косоглазием основной образовательной программы дошкольного образования (возрастной модуль с 3 до 7 лет) в соответствии с ФГОС ДО с учетом коррекционной программы под редакцией Плаксиной Л.И.; 2) конструкты непрерывной образовательной деятельности; 4
3) создан сборник дидактических, творческих и подвижных игр; 4) сформирован банк информационно-методических материалов (методики, диагностики, тренинги и т.п.); Прогнозируемый результат деятельности: 1. внедрить в образовательный процесс современные образовательные технологии; 2. создать развивающую предметно-пространственную среду обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы; 3. обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития детей с ОВЗ. С целью отслеживания результатов работы разработана система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Задачи мониторинга и периодичность: 1. Выявить уровень развития личностных качеств слабовидящего ребенка – 1 раз в год (май); 2. Выявить личностные достижения слабовидящего ребёнка в процессе освоения им ООПДО -2 раза в год (сентябрь, май). Методы мониторинга:  наблюдение за действиями ребенка в разных видах деятельности и педагогических ситуациях;  беседы, интервью с детьми старшего возраста. Формы организации мониторинга:  диагностические карты;  карты формирования личностных качеств. Положительный результат работы подтверждается данными мониторинга Организация образовательной деятельности в проходила через виды деятельности, обеспечивающие развитие слабовидящих детей по пяти образовательным модулям: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие. 1.3 ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕ – КОРРЕКЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ XXI век по праву можно считать веком расцвета современных педагогических и здоровьесберегающих технологий, которые активно внедряются в самые 5
разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Внедрены и апробированы в коррекционно-образовательную деятельность современные технологии: 1) Здоровьесберегающие: гимнастики для глаз по методике Базарного, Плаксиной, самомассаж по методике Е.А.Дьяковой, су-джок терапия по методике Пак Чже Ву, дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н.); игровые (Григорьева Л.П., Денискина В.З., Тупоногов Б.К.; телесно ориентированная терапия),); пальминг и аккомодации. Благодаря этим технологиям наблюдается положительная динамика в улучшении зрения детей: 2012-2013 учебный год – 85% 1.0; 2013-2014 учебный год – 88% 1.0; 2014-2015 учебный год – 92% 1.0; 2015-2016 учебный год – 97% 1.0. Уровень заболеваемости за 2012-2013 учебный год (19 % часто болеющих детей) по сравнению с 2013-2014 учебным годом (35,7 %) снизился на 16 % и на 23,8 % по сравнению с 2011-2012 учебным годом (42.8 %); 2) образовательные технологии: информационно – коммуникационные (презентативное сопровождение занятий, аудиокниги, электронная картотека с заданиями и т.д.); 3) реализованы авторские инновационные методики в рамках проектов «Погружение в цвет», «Песочная страна». В результате этой деятельности воспитывались самостоятельность, организованность, двигательные умения и навыки, стремление к здоровому образу жизни, развиваются волевые качества, внимание, мышление, память. Модульная деятельность – это работа с картами, схемами, зрительными маршрутами, ландшафтами на прогулочном участке: - разработка совместно с детьми планов группы, территории детского сада. - разработка семейных безопасных маршрутов «Дом – детский сад», маршрутов выходного дня. - создание макетов подводного мира «Подводное царство Русалочки»; - создание ландшафтов: «Мой участок»; - разработка совместно с детьми путешествий по карте города, области, страны: «Мой родной город», «Какие они Уральские горы». В результате этой деятельности у детей развивались конструктивные навыки, пространственная и плоскостная ориентация, формировались знания о правилах дорожного движения. В результате участия в проектной деятельности дети чувствовали себя исследователями, у детей расширился кругозор, повысилась творческая активность и любознательность, самостоятельность в суждениях, умение 6
взаимодействовать в коллективе, обогатились знания о природе, семье и семейных традициях, городе, стране и русских традициях. Технологический подход, то есть новые педагогические и оздоровительные технологии гарантируют всестороннее развитие слабовидящего дошкольника и в дальнейшем успешное обучение в школе. Критерии эффективности реализации задачи по созданию развивающей предметно-развивающей среды для слабовидящих детей Развивающая предметно- пространственная среда на начало м/а периода 2012 год Развивающая предметно- пространственная среда на конец м/а периода 2016 год
Высокий уровень 5 баллов
Дети: комфортно ощущают себя в любой среде. Родители: равнодушно относятся к необходимости каких-либо изменений в группе для создания благоприятных условий детей с ОВЗ в силу своей занятости на работе. Дети: комфортно ощущают себя в пространстве группы и имеют возможность выбора любимой деятельности. Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в группе с учётом особенностей каждого ребёнка с ОВЗ
Средний уровень 3 балла
Дети: дети не комфортно чувствуют себя в ПРС Родители: хотели бы изменений в ПРС для создания благоприятных условий. Дети: имеют возможность выбора любой заинтересовавшей их деятельности. Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в группе
Низкий уровень 2 балла
Дети: ощущают неудобства при игре. Родители: осознают недостатки в организации развивающей среды в группе с учётом особенностей каждого ребёнка и необходимость создания коррекционно-развивающих центров Дети: не ощутили на себе никакой разницы в группе. Родители: сохраняют безучастную позицию. 1.4 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТЫ В ГРУППЕ КАК ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ 7
Важная задача МА ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с воспитанниками посредством организации развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и возможность наиболее полно дошкольнику реализовать себя. В нашем МА ДОУ есть специализированная группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием. Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей c нарушением зрения является проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Актуальность этой проблемы заключается ещё и в том, что
самостоятельное

передвижение
является основой социальной адаптации для слабовидящих детей. Неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще. Поэтому, организуя развивающую предметно-пространственную среду в такой группе учитывалось всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого слабовидящего ребёнка.. При формировании развивающей предметно-пространственной среды в группе учитывались следующие принципы построения, рекомендованные ФГОС: - принцип дистанции позиции при взаимодействии; - принцип активности самостоятельности, творчества; - принцип стабильности – динамичности развивающей среды; - принцип комплексирования и гибкого зонирования; - принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; - принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ); - гендерный принцип; - принци эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и э м о ц и о н а л ь н о го б л а го п о л у ч и я к а ж д о го р е б ё н к а и в з р о с л о г о . В процессе социально – бытовой ориентировки при организации развивающей предметно пространственной среды решались следующие коррекционные задачи: 1.Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного или остаточного зрения и сохранных а н а л и з а т о р о в . 2.Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества. 3.Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при 8
наличии которых они смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).
Центр

Коррекционная задача

Образовательная задача

Тактильные

центры «Игровая

копилка» и

«Познавательная

полочка»
развитие и стимулирование осязательных функций, тактильной чувствительности и ориентировки на микроплоскости путём изучения ближайшей окружающей среды на ощупь : тактильные игрушки с разной поверхностью, тактильные книжки. Такие дидактические пособия и игрушки, как логические кубы, «Сложи узор», палочки «Кюизинера», блоки Дьенеша обогащают сенсорный опыт и развивают когнитивное (мыслительное) развитие. Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Накопление познавательного опыта, воспитание интереса к художественной литературе. Развитие самостоятельности, инициативы, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
Зрительные

лабиринты

(настенные,

настольные,

напольные)
(методика Владимира Филипповича Базарного)
-
цветные, с полосками, со стрелочками, которые помогают развивать остроту зрения, подвижность глаз и бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами). Формирование умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов. Работа с формой, величиной. Обогащение сенсорного опыта. Обучение конструктивному праксису. преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества.
Зрительные

лабиринты –

тренажёры
Лабиринты

тренажёры в зависимости от остроты зрения, которую определяют с помощью таблицы Сивцева. У детей разная острота зрения и поэтому ленточки и веревочки разной ширины: 0,05 = 4 см; 0,05 – 0,1=2/3 см; 0,2 – 0,3= 1,5/2 см; 0,4 = 1 см.
Спортивный

центр со

зрительными

ориентирами и

тактильной

атрибутикой
ориентировка в пространстве, развитие координации движения, профилактика плоскостопия и правильной осанки. Правильное формирование опорно- двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не н а н о с я щ е м у щ е р б а о р г а н и з м у, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); П р и о б р е т е н и е д е т ь м и о п ы т а в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с п р а в и л а м и ; С т а н о в л е н и е целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; с т а н о вл е н и е ценностей здорового образа жизни, 9
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном р е ж и м е , з а к а л и в а н и и , п р и формировании полезных привычек и др.).
Уголок

театрализован-

ной деятельности
ориентировка в пространстве и социально – бытовая адаптация слабовидящих детей, ребенок учится самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях. Развитие связной монологической речи Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности ребенка, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Центр

творчества

«Конструктор-

ское бюро»
развитие и стимулирование осязательных функций, тактильной чувствительности и ориентировки на микроплоскости путём изучения ближайшей окружающей среды на ощупь. Ориентировка в пространстве и социально – бытовая адаптация слабовидящих детей, ребенок учится самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца 10

Центр

безопасности

жизнедеятель-

ности

« Я вижу мир!»
знаний о специальных навыках ориентации в окружающем мире; 3) преодоления трудностей в предметно- практической деятельности и при ориентировке в окружающей действительности. Формирование безопасного поведения на улицах города, создание условий, для изучения детьми правил дорожного движения, развивать умения ориентироваться в различной обстановке на улице города, выработать привычку правильно вести себя на дорогах города. Для реализации коррекционно-образовательной деятельности с детьми направлений в группе созданы следующие образовательные и игровые центры: 1. Центр развития мелкой моторики. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. В группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности. Дети учатся захватывающим движениям ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту в творческой деятельности, учатся вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать. 2.Центр развитие осязательного восприятия пространства. Для ребенка с нарушением зрения осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют слабовидящим детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах. При обследовании предметов воспитатель управляет руками ребенка (приём рука на руке), накладывая на них свои руки, одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Для развития осязательного восприятия в группе созданы следующие игровые центры для свободной деятельности: - «Я тебя знаю!»: учатся узнавать предметы на ощупь, обследовать игрушки из разных материалов ( пощупать, толкнуть, дотянуться, подуть, хлопнуть и т.д) ; - «Я хочу погулять с тобой!» : учатся распознавать подошвами ног некоторые п о к р ы т и я – ко в р и к и : р е б р и с т ы е , кол юч и е , м я г к и е , ш е р ш а в ы е ; - «Я хочу поиграть с тобой!»: учатся обследовательским действиям ( воды, липких материалов - глина, пластилин, мокрый песок, сыпучих материалов- рис, горох, фасоль, бобы); - «Я хочу дотронуться до тебя!»: учатся способам активного осязания (могут передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, крупные предметы); - «Я расскажу тебе где я!»: учатся соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями. Тем самым у слабовидящего ребенка формируются представления о предметах, наполняющих знакомое пространство. Дети 11
упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. 3. Большое место в предметно - образовательной среде отводится сюжетно- ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Созданию у воспитанников разных эмоций (грусти, веселья, удивления) в процессе игр способствуют самодельные куклы. 4.Центр познавательно-исследовательской деятельности представлен объектами для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные: вкладыши-формы, предметы-головоломки, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений, «лото». Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно- действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз. Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с песком и водой. Воспитатель создает специальные ситуации, которые помогают детям изучать свойства песка, глины, воды. У каждого ребенка есть лупа, воронка, мерный стаканчик, лейка, что делает процесс экспериментирования еще более увлекательным, предоставляя возможность действовать самостоятельно. Структурными компонентами центра являются растения, сезонные растительные объекты, объекты животного мира, лабораторный материал для экспериментирования, календари, простейшие приборы и приспособления. Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда, проведение наблюдений. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма: белые халатики, непромокаемые фартучки, шапочки, нарядные салфетки и полотенца. Часть объектов размещена на дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности). 5. Центр речевой деятельности в группе оборудован библиотекой, в которой представлены сказки и картинки в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку. Один раз в неделю в гости к слабовидящим детям приходят в гости волонтеры, вместе с ними дети играют, смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства: пальчиковый театр, би-ба-бо, театр ложек. 12
Для того чтобы дети узнавали о жизни своих предков, в группе созданы мини- музеи быта народов России, коллекции, которые знакомит детей с особым миром уральской самобытной культуры. 6. Для формирования собственного "Я" и адаптации ребенка к системе межличностных и социальных отношений созданы специальные уголки, в которых дети могут организовать сюжетную коллективную игру, уединиться в уголке ряженья и уединения, вместе с педагогом или самостоятельно с детьми организовать драматизацию любимой сказки. Для наших воспитанников это направление работы важно, т.к. у детей с нарушениями зрения недостаточно сформирована мимика, пантомимика, эмоциональная выразительность. В построении предметно-пространственной среды в группе слабовидящих детей был сделан упор на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально- практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности: 1. Коррекционные стены тематические (Экологическое дерево, экологическое панно, подводный мир, правила дорожного движения, я – человек), а также комплексные, которые предусматривают коррекцию зрительного восприятия (предметные представления, сенсорные эталоны, восприятие сложной формы и сюжетного изображения), восприятия пространства и пространственного ориентирования, мелкой моторики и тактильных ощущений, психических процессов у детей с нарушениями зрения. 2. Коррекционные тренажёры, расположенные на разном уровне (под потолком, на уровне глаз, внизу) для снятия зрительного напряжения, коррекции зрительного восприятия. 3. Спортивные тренажёры «Батут», «Бегущая волна», которые тренируют вестибулярный аппарат, координируют движения рук и ног, положительно влияют на коррекцию эмоциональных отклонений, снимают агрессию, тревожность. 4. Уголки зрительных нагрузок, в которых находится весь необходимый материал для проведения зрительной нагрузки в соответствии с рекомендациями офтальмолога. 5. Центры воды и песка, которые используются для коррекции эмоциональных состояний, неконструктивного поведения детей. 6. Напольные сенсорные дорожки с разным наполнителем для активизации рецепторов стопы, стимулирования внутренних органов, профилактики плоскостопия. 13
7. Центр тактильности - разнообразные по структуре ткани и тесьма, специальные шары для развития тактильных ощущений, памяти, внимания, познавательной активности. 8. Бильярды, дартс, баскетбольные корзины, кегли, серсо для развития бинокулярного зрения. 9. Сухие бассейны, способствующие удовлетворению потребности детей в движениях, снижению уровня психо-эмоционального напряжения, кресла для релаксации, уголки для релаксации. 10.Песочные картины, аквариумы, фонтаны, аквалампы и аквакартины привлекают внимание детей, развивают зрительное восприятие, оказывают благоприятное, расслабляющее действие. 11.Зеркальный шар создаёт «волшебную» атмосферу. Зрительные образы способствуют развитию воображения, релаксации. 12.Зеркала способствуют развитию мимики и пантомимики, отражают эмоциональное состояние детей. 13.Мягкие модули и подушечки для отдыха, релаксации. 14. Наборы «Узнай звук» развивают слуховой анализатор, активизируют мышление, внимание, память, оказывают психопрофилактическое действие. 15. Сенсорная мини-комната: воздушно пузырьковая колонна, тактильная дорожка, панель «Цветные фигуры», фиброоптическое волокно, мягкая форма «Пуфик», «Водопад», «Сухой дождь». Так же, в группе слабовидящих детей созданы оптимальных условий для профилактической и активной деятельности глаз: 1. Система гигиенических мероприятий: - Состояние и оформление игрового помещения с учетом требований СанпиН2.4.1.3049 – 13; - Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований: размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов и пр. - Использование приемов обеспечения лучшей видимости. 2. Профилактика появления зрительного утомления. 3. Соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку, который предусматривает: 1. Зрительный диагноз ребенка. Слабовидение или глубокое снижение зрения часто сопровождается дополнительными зрительными нарушениями, такими, как сужение периферического зрения, появление слепых пятен в поле зрения, высокая чувствительность к нормальной освещенности, трудности распознания цветов и контраста или комбинация этих нарушений. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может 14
выполнять задания с опорой на зрение, другой – на осязание, третий – на осязание и зрение. 2. Подбор специальных наглядных пособий с учётом офтальмологических рекомендаций. Наличие специальных дидактических пособий, рассчитанных на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего, важно на занятии – это тактильные книги и игры с объемными и рельефными изображениями. Детям с гиперметропическим астигматизмом и амблиопией слабой степени с остротой зрения 0,5 и 0,3 необходимы пособия средних размеров без окантовки, цветовая гамма основных цветов и оттенков. Детям с низкой остротой зрения необходимы: пособия средних и крупных размеров с окантовкой, цветовая гамма – насыщенная, яркая, разнообразная. Ребенку с низкой остротой зрения предлагаются пособия крупных размеров с окантовкой в общем плане и фрагментарно, цветовая гамма яркая, насыщенная. Дети со сходящимся косоглазием выполняют задания на подставке, угол которой 40 градусов. 3. Разработка заданий и упражнений разной степени сложности с учетом возраста, психофизических возможностей ребенка, уровня сформированности практических умений и навыков. Подбирая задания и дидактические упражнения для индивидуальной работы, учитываются не только зрительные диагнозы детей, но и индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка, уровень развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, по аптимизации развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на воспитанников с особыми образовательными потребностями с целью создание условий для полноценного развития слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием, были достигнуты следующие результаты: 1) внедрены в образовательную деятельность современные образовательные технологии: здоровьесберегающие (гимнастики для глаз по методике Базарного, Плаксиной, самомассаж по методике Е.А.Дьяковой, су-джок терапия по методике Пак Чже Ву, дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н.); игровые (Григорьева Л.П., Денискина В.З., Тупоногов 15
Б.К.; телесно ориентированная терапия),); пальминга и аккомодации; 2) построена развивающая предметно-пространственная среда, которая учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории детей; 3) обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи, повышена компетентность родителей в вопросах всестороннего развития детей с ОВЗ. В заключении хочется отметить, эмоциональные самоощущения, компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания, которые являются главным в социальной адаптации и успешности в дальнейшей жизни слабовидящего ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г № 1014. 16
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу 15.09.1990 г. 5. Декларация прав ребенка (от 20.11.1959г.) 6. Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», 7. Концепции долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) 8. СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». 9. Устав МА ДОУ № 32. 10.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сборник научных трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с. 11.Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с. 12.Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - №5. 13.Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983. 14.Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации. / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с. 15. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2006 16.Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда. Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Дошкольное образование в России. – М., 1993. 17.Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации) Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. 18.Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие, - М, Элти-Кудиц, 2003. 17
18


В раздел образования