"Формирование начал гражданственности старших старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Автор: Ильина Надежда Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Колосок" Населённый пункт: ст.Безменово Черепановский район Новосибирская область Наименование материала: Информационно – творческий проект Тема: "Формирование начал гражданственности старших старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок» ст.Безменово
Черепановский район
Новосибирская область
Информационно – творческий проект
« Формирование начал гражданственности старших
дошкольников в процессе ознакомления
с родным краем »
Воспитатель: Ильина Надежда Ивановна
Образование: средне-специальное
Первая категория
Стаж пед.работы: 36г.
Участники: группа детей, их родители, воспитатель, педагоги-специалисты
Время проведения: долгосрочный
Актуальность: В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих
перед отечественным дошкольным образованием, в соответствии с
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования», выступает
проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной
стране, воспитания основ гражданственности, возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к
таким вечным понятиям, как род, родство, Родина
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и
возрастные группы граждан. В программе, в частности, говорится: «События
последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция,
социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей
оказали негативное влияние на общественное сознание большинства
социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили
воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования
как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё заметней
постепенная утрата нашим обществом традиционно российского
патриотического сознания».
Наиболее идеологически незащищенными в этих условиях оказались
самые маленькие граждане Российской Федерации – дети дошкольного
возраста. Их развитие и воспитание происходит под влиянием окружающих
взрослых. И патриотическое воспитание в том числе. Формирование образа
Родины в сознании ребёнка зависит от того, какие разговоры по этому поводу
он слышит от окружающих взрослых. Общий дух разговоров в семье,
характер отражающихся в них интересов, симпатий, антипатий взрослых
доходят до детского сознания и оставляют в нём след. Если в повседневной
жизни семьи часто употребляются слова и выражения «хуже нас нет», «живут
же люди» и т.п., то можно представить, какой уровень патриотизма, любви к
Родине формируется в сознании ребёнка.
Не секрет, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают
дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских
традиций. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились
новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней;
в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным
противостоянием.
Но как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения
любви к своей стране, гордости за неё, необходимо всегда. Период
дошкольного детства - это самый ответственный период, поскольку
определяются основы гражданственности, нравственности, духовности,
формируются социальные установки, отношение к себе, людям, обществу.
Осознание ребенком своих действий и поступков с позиции доброты,
совестливости, милосердия, сочувствия другим - необходимое направление к
воспитанию гражданственности сегодня. Д.И. Фельдштейн подчеркивает:
«Детство — это не «социальный питомник», а социальное состояние, в
котором взаимодействуют дети и взрослые».
По мнению современных исследователей (С.А. Козлова, Л.А.
Кондрыкинская, М.Ю. Новицкая и др.), воспитание гражданственности
включает несколько направлений работы, в ходе реализации которых
формируются различные составляющие развития ребенка: позитивные
модели поведения в обществе и природе; позитивное и ответственное
отношение к себе и окружающим, к природе; начальные знания о жизни
человека в сообществах; определённые личностные качества;
коммуникативная компетентность. Учет интегративного характера
гражданственности, позволяет определять содержание нескольких
компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности,
межнациональная толерантность. Именно этими характеристиками
определяются педагогические условия воспитания гражданственности у
детей дошкольного возраста.
Над темой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской
народной культуры», я работала с детьми прошлого выпуска. По опыту
нашей работы в этом направлении можно отметить, что и молодым
родителям (сельской молодёжи) интересна и близка эта тема, они понимают
важность и значение патриотического воспитания, помогают и активно
участвуют в нашей работе, вместе с детьми принимают участие в праздниках
села. При встрече с родителями ребят вновь набранной группы я обратила их
внимание на то, что патриотизм - чувство любви к Родине, что понятие
«Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу,
организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина
для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном
или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять
русский язык, историю и культуру. Россия страна многонациональная,
поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и
самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в
глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.
Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно
любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально, он создаётся культурой человека (пример
родителей прежде всего), нравственной ee глубиной.
Основной идеей моей работы является формирование у детей дошкольного
возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему
Отечеству па основе разнообразия форм работы.
Целью моей работы является совершенствование нравственного
воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к
родному краю.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Систематизировать знания детей по теме «Моя семья», расширять кругозор
детей и обогащать словарный запас детей терминами родственных
отношений;
2. Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей своего родного
поселка, края, с его достопримечательностями; приобщать к изучению и
сохранению природы и культуры родного края. Пополнить знания
дошкольников по теме «Россия – Родина моя». Знакомить детей с
символикой (области, района, поселка); флаг, герб, гимн
3. Приобщать к истокам русской народной культуры, использовать в данной
деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы,
поговорки.
4. Формировать элементарные общепринятые нормы и правила
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральные)
5. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам
гражданского воспитания в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи.
6. Организовать мероприятия побуждающие ребёнка и родителей к творческому
самовыражению
Основными средствами педагогического процесса являются
специально организованные занятия, экскурсии по родному поселку,
оформление семейных альбомов, сюжетно-ролевые игры,
игровое моделирование проблемных ситуаций,
материал устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки,
сказки), народные и государственные праздники;
микросреда: развивающая среда в группе по тематическим проектам (мини-
музей «Русская изба», « Куклы разные нужны…», «Хлеб всему голова и
т.д.), развивающая среда на участке детского сада (уголок сказки,
волшебный пруд, экологическая тропа); дидактические материалы для
осуществления различных видов деятельности
микросоциум: семья, коллектив группы, коллектив ДОУ, школа, фольклорная
группа музыкальной школы
Методическое обеспечение:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» (О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой)
Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н – конспекты
апробированных занятий, праздников
Т.А,Шорыгина «Родные сказки»,
А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина - Детям о Великой Победе!
Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» Дошкольникам о
защитниках отечества.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа
М.Н.Сигимова Экологическое воспитание дошкольников.
С.Н.Николаева Юный эколог
Ваулина, Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка Л.Мячина,
Л.Зотова, О.Данилова: Маленьким детям - большие права
Деятельность по проекту осуществлялась в три этапа
Первый этап
воспитатель
специалист
ы
родители
Дети
совместно
с
родителям
и
социум
Педагогиче
ская
информаци
я
Уточнить
степень
готовности
родителей к
предполагае
мой нами
системе
воспитания
детей
Определить
формы
работы с
детьми по
развитию
интеллектуал
ьной,
социальной,
эмоциональн
ой сферы.
Составлени
е
празднично
го
календаря
Организаци
я
воспитатель
но-
образовател
ьной
работы по
формирован
ию у детей
моральных
качеств.
Анкетиров
ание
Проведени
е
родительск
ого
собрания
Участие в
предлагае
мых
выставках
Экскурсии
График
мероприят
ий в СДК.
Где могут
принять
участие
дети
Развивающ
ая среда
Преобразова
ть
предметно-
развивающу
Предложен
ия.
Консультац
ии о
Обогатить
содержани
е
образовате
Народные
костюмы
Посещени
е
Пригласит
ь
фольклорн
ую группу
ю среду как
средство
приобщения
детей
дошкольного
возраста к
социальному
миру
посредством
народной
педагогики.
методическ
ом,
речевом,
музыкально
м материале
льного
пространс
тва
МДОУ с
доминанто
й
н а
построени
е
предметно
–
развивающ
ей среды.
мероприят
ий для
детей в
СДК
с
концертны
ми
номерами
в
народных
костюмах
На первом этапе начали работу по формированию патриотических чувств с
детьми младшего возраста по разным направлениям согласно комплексно-
тематическому планированию, решая поставленные задачи соответственно
возрасту.
Моя семья
Краеведение
Россия –
родина моя
Приобщени
е к истокам
народной
культуры
Права и
обязаннос
ти
Младш
ий
возраст
Моя семья
«Петушок
и его
семья»
рассказы о
родном крае
- малой
родине.
Знакомство с
государствен
ным флагом
России
Рассматриван
ие
иллюстраций
о защитниках
Родины, о
празднике ко
Дню Победы
Комплексн
ое занятие
«В гости к
бабушке-
загадушке»
(о
домашних
животных).
Знакомство
с
матрешкой
Звучивание
потешек,
прибауток
Чтение
сказок
1. Тема: «Т
ы и твое
имя»
2.Тема:
«Моя
семья»
3.Тема: «
Наш дом –
детский
сад»
Второй- этап реализация проекта согласно перспективному плану
мероприятий с детьми и родителями.
Моя семья
Краеведение
Россия –
родина моя
Приобщени
е к истокам
народной
культуры
Права и
обязаннос
ти
Средни
й
возраст
«Дружная
семейка»
Участие в
праздника
х и
концертах
в ДОУ и
СДК
Проект «У
медведя во
бору грибы,
ягоды
беру…»
Выставка
поделок из
овощей
«Урожай наш
хорош».
Экскурсия на
зерноток
занятия,
беседы о
работе
хлебороба.
Экскурсии
по улицам
поселка
Флаг и герб
России
Беседы о
защитниках
Родины,
рассматриван
ие картин из
серии «Наша
армия
родная»
Беседы о
Москве
Мы гордимся
космонавтам
и
Знакомство
с
пословица
ми,
поговоркам
и,
разыгрыван
ие
представле
ний по
мотивам
русских
народных
сказок
Дымковска
я игрушка
Масленица
Пасха
Тема: «Др
ужная
семья»
.
2.Тема: «
Дом, в
котором
ты
живешь»
3.Тема
: « Как
поступить
правильно
»
Старши
й
возраст
Подгото
вительн
ая
группа
Мой
портрет
Я люблю
свой
детский
сад
Бабушка
моя
Информац
ионно-
творчески
й детский
Прохождение
экологическо
й тропы
Осень
Выставка
поделок из
овощей
«Урожай наш
хорош».
Проект
«Хлеб всему
голова»
День
народного
единства
История
возникновени
я символов
государства:
флаг, герб,
гимн
Видах флага
России
(президентск
ий. Военный,
знамя
Представле
ния об
истории
человечест
ва через
знакомство
с
произведен
иями
искусства
Знакомство
с образом
жизни
Тема: «О
правах
играя»
2.Тема: «
Право
жить и
воспитыва
ться в
семье».
3.Тема: «
Право на
жизнь и
здоровье».
4.Тема: «
проект
«Родные
люди»
Проект
«Моя мама
лучшая на
свете…»
До
свиданья
детский
сад,
здравствуй
школа
Мой край
родной – мое
село, моя
страна, моя
планета
Поздняя
осень –
подготовка
животных к
зиме
Зима.
Особенности
зимы в
разных
широтах и в
разных
полушариях
Весна – связь
живой и
неживой
природы.
Сезонные
виды труда
Экологическ
ая
безопасность
и охрана
природы
Победы и
т.д.)
Москва -
столица
нашего
государства
России.
Проект
«Защитники
Отечества»
Лроект
«Космическо
е
путешествие»
Проект «Этих
дней не
смолкнет
слава»
Ими гордится
Россия:
беседы о
русских
художниках
(Шишкин,
Чарушин)
людей, с
русским
народным
бытом,
традициям
и
Декоративн
о-
прикладное
искусство:
Хохломски
е узоры,
Городец,
Хохлома
Русская
матрешечка
– история
возникнове
ния
матрешки,
ее
разновидно
сти
(семеновск
ая,
ковровская)
Народные
праздники:
Кузьминки
Капустница
Осенняя
ярмарка.
Зимние
святки
«Богатырск
ие
состязания
»
Широкая
масленица
Сороки
Пасха
Троица
Право на
жилище и
личную
неприкосн
овенность
».
5.Тема: «
Мы в
стране
сказок».
Тема
: «Право
на труд
и
свободн
ый
выбор
работы».
Тема: «
Право
на
отдых и
досуг».
Тема: «
Право
на
образова
ние».
Тема: «
Право-
искусств
о добра
и
справед
ливости
».
На третьем: этапе Проанализировать результаты проектной деятельности,
соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и
целью.
Оформить
материалы
проектной
деятельности
с
целью
дальнейшей
трансляции
Результативность проекта
Реализация всех этапов проекта позволяет отметить положительную
динамику показателей познавательной, эмоционально – чувственной,
поведенческой сфер гражданственности. Это свидетельствует о том:
1.
дети активно проявили интерес к истории своей семьи и ее традициям,
получили элементарные представления о родословной, стали понимать
родственные отношения; чаще проявляют эмоциональную
отзывчивость на состояние близких людей; расширили свои
представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности;
2.
что у детей формируется устойчивый интерес к прошлому и
настоящему своей Родины, объектам русской культуры, к различным
объектам иных национальных культур, стремление к их познанию, к
позитивному общению с представителями других национальностей, к
соблюдению собственных прав и прав других людей;
3.
о проявлении положительных эмоций от участия в публичных
выступлениях, праздниках, о стремлении к справедливым
взаимоотношениям в разных видах деятельности;
4.
о росте показателей у детей поведенческой сферы становления
гражданственности, связанного с активным использованием
имеющейся информации в разных видах продуктивной,
коммуникативной и творческой деятельности;
5.
об изменении отношения родителей к решению задач гражданского
воспитания в детском саду: проявление устойчивого интереса к
содержанию и технологиям воспитательной работы, раскрепощенность
и инициативность в воспитании своих детей.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего
гражданина. Известны педагогические принципы - любовь к Родине
начинается с отношения к с отношения к семье, к самым близким людям.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Дальше - это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и
приумножить богатство своей страны.
Поэтому я считаю, что социально-личностное направление (область
-социализация) может быть приоритетным для работы с детьми в
дальнейшем – есть все необходимые условия, опыт работы, интерес детей и
одобрение родителей